«Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Волчанская ООШ» Каменского муниципального района
Воронежской области
«Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка»
МАСТЕР –КЛАСС
Бурляева Наталья Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ «Волчанская ООШ»
2017
Мастер - класс
Тема: «Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка.»
Цель: способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке.
Свое вступление хочу начать с высказывания Бернард Шоу.
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом?
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами мотивации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Так как мы ограничены во времени, то все формы обучения, которые я применяю на уроках, я показать не смогу. Да и не вижу в этом смысла, потому, что одну и ту же форму можно по-разному организовать и это зависит от многих причин: от замысла, от цели, от класса, темы, времени, профессионализма учителя и т.д.
Дальнейшую нашу работу я предлагаю провести в форме аукциона.
Предложенный аукцион можно проводить с любой категорией: с педагогами, родителями, а также использовать предложенные в нём формы для любого урока.
Используя свой опыт, попробуем показать на практике, как формировать мотивацию на разных этапах урока.
Весь аукцион условно мы разбиваем на блоки – этапы урока.
Для начала, как и полагается в начале каждого занятия предлагаю вам на красных листочках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на желтых.
( Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения системно -деятельностного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
А сейчас самое время познакомиться с правилами аукциона.
Вам будут предложены лоты, которые можно будет приобрести на торгах. Из представленных лотов каждый из вас должен выбрать себе самый понравившийся, самый эффективный лот – прием, метод или форму мотивации. И записать его на белом листочке.
Аукцион
Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках, напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам.
Как же создается эмоциональный настрой на уроках?
Перед вами первый лот. ЛОТ 1 этап мотивации урока.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
на слайде:
Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что я поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
Эмоциональная разминка.
- Поговорим?
- Поговорим!
- А знаете о чём?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?
- Поговорим!
- Нам будет интересно!
Установление контакта с участниками.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
Перед вами лот № 2
ЛО Т 2 этап создания проблемной ситуации, подведения к теме
На слайде
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют
корня, например, глагол вынуть)
Эврика
Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Профи
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Записать не менее 6 ответов на вопросы:
Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случиться, если я не буду писать грамотно?
5 Выбрать цель из предложенных
6 Игра «Знаете ли вы, что…?»
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов групповой самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Перед вами ЛОТ 3
Здесь представлены используемые приемы деления учащихся на группы
На слайде
Игра «Пошли на охоту». Необходимо «поймать» не менее 3 человек, ответивших на поставленные вопросы.
Деление на группы по временам года. (Кто когда родился?)
Деление на группы по сферам деятельности.
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. мотив достижения успеха.
Чтобы организовать ситуацию успеха можно использовать различные методы, способы и приемы.
Некоторые из них это ЛОТ 4
На слайде
Игра «Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Игры-тренинги.
- Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте.
- Представьте, что вы автор учебника. Как бы вы разъяснили эту тему ученикам?
4. Грамматической задачи:
Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?
Петя Ошибкин в слове «здесь» написал букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?
Запишите один из этих приемов на белом листке.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
В конце каждого занятия проводится рефлексия.
Перед вами ЛОТ 5.
На слайде
ПОПС – формула – интерактивный прием позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по прошедшему уроку.
Использование фраз из рефлексивного экрана на доске.
Пятерочка. Вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура руки.
Творческая форма рефлексии – синквейн – стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к уроку, проблеме.
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Каждый из нас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.
Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Вспомним? Как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое...!”
Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Вы, наверное, поняли, что я для себя выбрала. Конечно это активные и интерактивные формы обучения. Они активизируют деятельность учащихся на уроке, позволяют разнообразить деятельность на уроке, включить в неё всех учащихся, что повышают мотивацию и создают условия для более качественного обучения.
В заключении я хочу высказать свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас в форме синквейнаНа слайде
1. Название предмета Мастер-класс
2. Два прилагательных, которые описывают предмет эффективный, творческий
3. Описание действий (три глагола) стимулирует, направляет, обучает
4. Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль свой стиль педагогической деятельности
5. Синоним первого слова, который раскрывает его суть умение и опыт
Вас попрошу обратиться к красному листочку. Сбылись ли Ваши ожидания? Сдайте все ваши листочки.
Просмотр содержимого презентации «Мастер-класс».
Мотивация
учебной деятельности на уроках русского языка
Цель: способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке.
“ Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
ЛОТ 1 этап мотивации урока.
Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов. Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
Эмоциональная разминка.
- Поговорим?
- Поговорим!
- А знаете о чём?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?
- Поговорим!
- Нам будет интересно!
Установление контакта с участниками.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
ЛОТ 2 этап создания проблемной ситуации, подведения к теме
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют
корня, например, глагол вынуть)
Эврика
Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Профи
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Записать не менее 6 ответов на вопросы:
Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случиться, если я не буду писать грамотно?
Выбрать цель из предложенных
Игра «Знаете ли вы, что…?»
ЛОТ 3
Игра «Пошли на охоту». Необходимо «поймать» не менее 3 человек, ответивших на поставленные вопросы.
Деление на группы по временам года . (Кто когда родился)
Деление на группы по сферам деятельности.
ЛОТ 4
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Прием «Закончи предложения» . Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Игры-тренинги.
- Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте.
Представьте, что вы автор учебника. Как бы вы разъяснили эту тему ученикам.
Грамматической задачи:
- Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?
- Петя Ошибкин в слове «здесь» написал букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?
ЛОТ 5.
ПОПС – формула – интерактивный прием позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по прошедшему уроку. Рефлексивный экран Пятерочка - вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура руки Синквейн – стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к уроку, проблеме.
ПОПС – формула – интерактивный прием позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по прошедшему уроку.
Рефлексивный экран
Пятерочка - вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура руки
Синквейн – стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к уроку, проблеме.
“ Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....” Евгений Шварц
Название предмета
Два прилагательных, которые описывают предмет
Описание действий (три глагола)
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль
Синоним первого слова, который раскрывает его суть
Мастер-класс
эффективный, творческий
стимулирует, направляет, обучает
свой стиль педагогической деятельности
умение и опыт
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы