Формирование ключевых компетенций на уроке английского языка.
Формирование ключевых компетенций на уроке английского языка. Токоякова Г.Я. МБОУ ЛСОШ №1 Республика Хакасия
Концепция модернизации образования означает процесс смены образовательной парадигмы: на смену парадигме «результат образования», именуемой «ЗУН», приходит новая парадигма, направленная на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Результатом образования выступает понятие «компетенция/ компетентность», что означает формирование целостности системы универсальных ЗУН и самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся в учебном процессе на уроках английского языка. Предмет «английский язык» является средством познания, изучения окружающего мира, коммуникативной деятельности, становится средством социокультурного образования и поэтому является «плацдармом» для формирования ключевых компетенций школьников. Цель работы – показать возможности урока английского языка в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Ценностно - смысловая компетенция - условие для формирования личности, осознание своей роли и предназначения, знакомство с общечеловеческими нормами и моралью. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Вот несколько примеров подобных заданий: 7 класс, тема «Международные соревнования подростков». Задание: расскажи о себе, своей внешности, характере, увлечениях. Задание 8 класса: вырази свое мнение на утверждение что средства массовой информации объединяют людей. Тема 10 класса «Как вести себя в незнакомом окружении» позволяет ученику приобрести в обсуждении умение дискутировать в кругу сверстников. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выработать толерантность в типичных тематических заданиях. Тема 10 класса «Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры ». Задание: прочитай текст и вырази свою точку зрения. Другая тема «Мир возможностей: путешествие как способ расширить свой кругозор» формирует терпимость к разным культурам, традициям и обычаям народов мира. Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка). Информационная компетенция формируется при помощи электронных средств связи (телевидение, радио) и информационных технологий (ресурсы Интернета), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Так, ученики 9 класса, работая над проектом-презентацией стран изучаемого языка, готовят материал с помощью интернета (поиски фотографий, карт, фильмы). Коммуникативная компетенция включает знание языка, способы взаимодействия с окружающим миром, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями. Это основная цель изучения английского языка - формирование коммуникативных умений в процессе говорения(монолог , диалог), письма (умение заполнить анкету, декларацию, написать письмо личного или делового характера), чтения и аудирования. Дети практикуют свои умения в ролевых ситуациях «За столом», «В магазине», «На улице», «В больнице», «В билетной кассе» и т.д. Социально-трудовая компетенция формирует умения в сфере гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности: умение вести диалог, согласно роли, владение навыками социальной активности и функциональной грамотности. Основной способ - ролевая игра. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, так в 8 классе в теме « Что такое успешный человек» обучающиеся, в обсуждении, моделируют успешного человека и пути самосовершенствования. Работая над темой «Спорт» в 10 классе, ученики имеют возможность пропустить через себя информацию и мнения других о нездоровой конкуренции и нечестности в спорте, проблеме допинга, тяжелых перегрузок задуматься над своими ощущениями и определить своё отношение к обсуждаемым проблемам.
Современный урок английского языка включает практически все ключевые компетенции на каждом этапе урока и подготовять выпускника знающего, умеющего применять ключевые компетенции во взрослой жизни, владеющего творческой инициативой, способного самостоятельно обучаться, конкурентоспособного, мобильного.
Литература.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012.
Программа курса английского языка к УМК « Enjoy English» для учащихся 2-11 классов. Под ред. М,З., Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубанева. – Обнинск: Титул, 2014.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. –М.: Центр «Эйдос», 2008г.