Доклад на тему Формирование ключевых компетенций на уроке музыки о во внеурочной деятельности
КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат»
46291595250
Формирование ключевых компетенций на уроке музыки и во внеурочной деятельности
Полыгалова Г.В., учитель музыки
высшей квалификационной категории
2016 год
(Слайд)
Главной задачей, стоящей перед учителями на сегодняшний день, является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом у школьников трудностей. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы.
Компетентностный подход в образовательном процессе должен стать приоритетным.
(Слайд)
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
(Слайд)
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. (А.В.Хуторской)
(Слайд)
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. ( А.В.Хуторской)
(Слайд)
Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
(Слайд)
Выделяют основные задачи: – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно- ориентированное обучение на уроке, являются: • технология проблемного обучения; • технология проектного обучения; • технология развития критического мышления; • технология когнитивного обучения; • технология обучения в информационном пространстве; • технология решения исследовательских задач.
Очень часто эти технологии переплетаются, трудно выделить их проявление на уроке, но самое главное, что темы урока и рассказ учителя подводит ребят к большим диалогам и спорам, в которых действительно рождается истина, истина жизни, которая, хочется надеяться, сделает сегодняшних школьников настоящими гражданами, живущими по законам нравственности и морали, и любящими свою Родину и уважающими её традиции и обычаи, незабывающими историю своего народа.
(Слайд)
Составляющие элементы понятия "компетенция": • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
• навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи;
• способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
• стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;
• усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства.
(Слайд)
Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в воспитании духовного мира обучаемых, развитии их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Впервые в примерных программах выделены ключевые компетенции.
(Слайд)
Приоритетами для урока музыки и внеклассной музыкальной деятельности на этапе основного общего образования являются:
учебно-познавательная компетентность,
информационная компетентность,
коммуникативная компетентность,
социально-эстетическая компетентность.
Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
(Слайд)
Учебно-познавательная компетенция:
• освоение знаний о музыкальном искусстве; усвоение общезначимых ценностей и норм культуры;
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, направлений;• вырабатывание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык;• формирование потребности общения с музыкой в школе, вне школы, в семье;• умение выполнять учебно-творческие задачи.
(Слайд)
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках музыки применяю следующие приемы:
-организационный этап урока в младших классах начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому дети плавно переходят от предыдущих предметов в мой урок;
-наиболее эффективным приемом для актуализации знаний считаю создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного материала:
(Слайд) видеофрагмента, стихотворения или загадки Для учащихся целеполагание - процесс непростой, поэтому совместно с детьми формулируем одну для всех цель и задачи, используя «Лесенку успеха» (V) или «Ступени знаний»;
-решению учебных задач позволяют следующие методы: беседа, устное сообщение, заполнение структурной таблицы или афиши, а также разнообразные виды уроков: урок-концерт, урок-путешествие, урок-проект…
-в качестве материалов для закрепления знаний использую следующие задания: при изучении музыкальной грамоты - «Найди нужные клавиши!» (V), «Подпиши ноты!» (V), «Найди на рисунке слова с нотами!» (V), а также предлагаю самим придумать слова, в которых спрятаны ноты;
(Слайд) также использую задания «Ответь на вопросы музыкальной викторины» (V), «Собери слоги!» (V), «Раздели слова на две группы!» (V), «Правда или неправда?» (V); «Определи музыкальные жанры!» (V), «Исправь ошибки в статье!» (V)
-в заключительной части урока предлагаю детям решение кроссворда по теме урока (Слайд)
-разные виды рефлексии присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая рефлексия определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для класса в целом; в итоге урока предлагаю детям оценить свою работу на уроке и проявить личное отношение к нему: (Слайд)
-подводя итог урока, вместе определяем, насколько справились с поставленными задачами (возвращаемся к «Ступеням знаний») (Слайд);
-для определения личного отношения обучаемых к уроку предлагаю взять нотку-магнитик и выбрать нужный нотный стан: первый – если урок был познавателен, второй – если интересен, третий – если бесполезен (V).
Перечисленные приемы и методы способствуют созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока.
(Слайд)
Информационная компетенция:
-способность работать с различными источниками информации;
-владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, и т.п.) и информационными технологиями (аудиозапись, видеозапись, СМИ, Интернет); -способность к поиску, анализу и отбору необходимой информации, ее преобразованию, сохранению и передаче;
-применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозапись, Интернет.
Для формирования информационной компетенции обучающихся использую различный дидактический и наглядный материал (музыкальные фонограммы, различные дидактические игры, набор плакатов «Музыкальные инструменты», портреты композиторов, карточки и т.д.).
Огромную помощь в работе мне оказывают музыкальные программы: «Энциклопедия классической музыки» («Кирилл и Мефодий»), диски «Шедевры музыки» и «Музыкальный класс». Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью энциклопедии мы прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.
Дети с нарушением интеллекта не могут в полной мере владеть современными средствами информации, тем не менее ученики 7-8 классов способны искать, анализировать и отбирать необходимую для урока информацию: например, сведения о каком-либо композиторе или исполнителе; восьмиклассники в 4 четверти пытаются самостоятельно подготовить сообщение по теме «Мой любимый исполнитель».
Наличие в моём кабинете ноутбука и проектора позволяет использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (компьютерные презентации, видеофрагменты, музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.).
Коммуникативная компетенция:
-владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, в парах;
-речевые (коммуникативные) умения, которые включают развитие речи, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма;
-воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
-развитие творческих способностей учащихся.
В своей работе по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках музыки, я поставила для себя две задачи:
-совершенствование речевого развития у детей через использование арттерапевтических методов;
-применение главным образом здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции.
Для решения первой задачи, на своих уроках применяю различные составляющие музыкальной терапии: вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания, скороговорки, музыкально–ритмические упражнения. (Слайд)
Важнейшей частью урока музыки считаю вокально-хоровую работу, в которой заложено самое главное, как и в любой исполнительской деятельности - необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение.
Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Для развития артикуляционного аппарата и дыхания у детей на своих уроках я применяю различные упражнения, например: «Ветер» на звук «у», «Шарик» на звук «и»;
-очень популярны для 1-2 классов попевки: «Василек», «Дин-дон», «Андрей-воробей»…
Огромную помощь в речевом развитии младших школьников играют скороговорки. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. Работу со скороговорками я провожу следующим образом. Вначале произношу текст сама. Затем разбиваю её на несколько частей (для разучивания) и произношу по группам в медленном темпе. Затем произносим её всем классом, по жесту моей руки, постепенно ускоряя темп. Например:
У ежа ежата, у ужа ужата.
Сорок сорок съели сырок.
Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения. Упражнение «Горка» на развитие долгого и ровного выдоха основано на русской скороговорке про Егорку. Оно развивает длину выдоха, дикцию. Выполняется как в группе, так и индивидуально. Нужно нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки жили – были три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт больше Егорок.
Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играет музыкально-ритмическая терапия. Она не только развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, но и способствует сплочению обучающихся внутри класса. В своей работе практикую следующее:
-провожу на уроках музыкальные физминутки :«Ветер и ветерок», «Если весело живется», «Пошла коза по лесу»…
-применяю в младших классах исполнение русских народных песен с движениями, хороводы («Ой, в лесу есть калина», «Земелюшка-чернозем» и др).
-придумываю вместе с учениками небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким, образным содержанием. Например, моим ученикам очень нравятся такие песни как «Зверобика» (где дети имитируют движения животных), «Песня-зарядка» (где под музыку дети выполняют определенный комплекс упражнений) и т.д.;
-использую музыкальные дидактические игры и игры с движением, которые помогают преодолению ряда трудностей в связи с отставанием детей в физическом развитии, а также способствуют развивать в них чувство товарищества, коллективизма, дисциплинированность. Например, при знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, провожу дидактическую игру «Что шумит, что звучит?» (Предлагаю детям картинки с изображением колокольчика, машины, волны, трубы и т.д. и прошу определить, что шумит, а что звучит); «Узнай по голосу», «Кулачки и ладошки»…
-на занятиях факультативного курса дети обучаются основам техники игры на ложках, развивая необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах, это хорошая ритмотерапия.
Использование музыкально-ритмической терапии способствует снятию психического напряжения, создаёт благоприятную атмосферу на уроке, помогая детям прочувствовать в движениях под музыку свободу своего тела, а также научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении общих задач.
На уроках и во внеклассной деятельности использую минусовки (фонограммы популярных детских песен). Но уверена, что важнейшей составляющей уроков музыки является живая музыка и её ничем не заменить! Детям интересно послушать вокальное произведение сначала в моем исполнении, затем самим попробовать быть исполнителями.
(Слайд)
Коммуникативная компетенция на уроках музыки – это еще и искусство общения с музыкальными произведениями, которые являются предметом общения и средством общения.
На уроках дети учатся воспринимать народную, классическую и современную музыку. Восприятию музыки помогают следующие приемы:
-работа над музыкальным произведением по плану: 1/сведения об авторе; 2/история создания; 3/содержание; 4/анализ музыкальных фрагментов (V); -привлечение видеороликов, в которых звучит классическая музыка для релаксации и произведений изобразительного искусства (репродукций картин);
-для анализа произведения применяю слова-помощники, которые помогают детям ответить на вопрос: «Какие чувства выражает музыка?» (V)
-прием «Дай название произведению!» заставляет обучающихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Например, слушая «Карнавал животных» Сен-Санса во 2 классе, дети сами по интонационным особенностям музыки определяют музыкальный образ того или иного животного;
-для учащихся 6 класса в 3 четверти открывается «Мастерская художника» (Слайд) (алгоритм работы на таких уроках следующий: 1/даю название произведения; 2/слушаем музыку, включив воображение; 3/выслушиваю детские фантазии; 4/дети рисуют иллюстрации к данной музыке);
(Слайд)
Таким образом, обычный урок с применением здоровьесберегающих технологий становится уроком сотворчества ученика и учителя. (V) На таком уроке учитель выполняет больше роль дирижёра, вовремя направляя деятельность обучающихся в правильное русло. (V) Урок не одного актёра, когда учитель весь урок сам всё рассказывает, а ученики выполняют пассивную роль слушателей, а урок актёров, где каждый вносит свою лепту в построение занятия.
Социально-эстетическая компетенция:
-владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности;
-умение применять комплекс знаний, умений и навыков при выполнении социально-эстетических задач;
-приобретение опыта в творческой музыкальной деятельности. Успешное формирование социально-эстетической компетентности невозможно без внеурочной деятельности, которая является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная работа с детьми.
Внеурочная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах:
-индивидуальная работа (работа с сольными исполнителями, подготовка их к конкурсам школьным, районным, областным);
-групповая работа – работа с вокальными ансамблями, подготовка к внеклассным и внешкольным выступлениям, которые готовятся совместно с учителями-предметниками и воспитателями в различной форме – праздничная или конкурсная программа, проект, литературно-музыкальная композиция, театрализованное представление, кукольный спектакль и др.– и проводятся по следующим направлениям:
(Слайд) -гражданско-патриотическое (проект «Великие песни», «Славься, Отечество!» - совместно с учителем истории Демченко Л.А.);
(V) -духовно-нравственное (циклы внеклассных мероприятий «Православные праздники» и «Времена года» - совместно с учителем чтения и ОПК Бузоверовой Н.А.);
(V) -художественно-эстетическое («Веселый спектакль», «Что такое счастье?», «Учиться всегда пригодится» и др.- совместно с учителем-логопедом Володиной Е.Я.).
Благодаря нашим организаторам и учителям, на районном уровне состоялись многочисленные выступления наших детей в детских садах р.п. Полтавка и в Доме пожилых людей, в КДЦ «Русь» на фестивале «Искорки надежды» в рамках Недели инвалидов и в самопрезентации школы в Ольгинской СОШ, в районных конкурсах патриотической песни, кукольных спектаклей и фестивале национальных культур; (Слайд) на областном уровне – в фестивалях-конкурсах «Преодоление» и «Радуга талантов», в новогоднем концерте «Сибирской ярмарки».
Выступления в социуме доставляют ребятам особую радость, переживания, дают возможность каждому участнику показать свои художественные способности и музыкальный вкус. Атмосфера прекрасного на праздниках рождает у учащихся желание повседневного общения с музыкой, воспитывает интерес к музыке, вызывает положительные эмоции.
(Слайд)
Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, а также творческое отношение к работе, позволяют мне формировать ключевые компетенции буквально с первых уроков. В конечном итоге, эта работа способствует повышению статуса предмета «Музыка» среди других школьных дисциплин, высоким достижениям моих воспитанников в музыкальных конкурсах и фестивалях на различных уровнях.
Список использованной литературы:
А.М. Кондаков, Л.П.Кезина «Примерные программы по учебным предметам (начальная школа)» Ч.2, М., «Просвещение»2010г.
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», М, «Просвещение»2011г.
Л.П.Алексеева. Е.Л. Зайцева, А.А. Устинова «Новые педагогические технологии», М., «Школьная книга» 2008
Д. Кабалевский "Воспитание ума и сердца", М.: "Просвещение", 1981 г.
Д. Кабалевский "Как рассказывать детям о музыке", М.: "Просвещение", 1989 г.
Б.С.Рачина «Путешествие в страну музыки» Санкт-Петербург, «МиМ-Экспресс» 1997г.Декарт-Фойгт Г.-Г. «Введение в музыкотерапию» М., СПб,2003 г.
Т.А.Рокитянская «Воспитание звуком: музыкальные занятия с детьми 3 до9 лет» Ярославль. Академия развития 2002г.
Е.А. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках» М.,1994г.
В.П.Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей!,М.,Владос,2004г.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
Г.В.Пичугина. Статья «Компетентности подход в технологическом образовании».
Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. – 2004. – № 4.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. – № 5
Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htmН. Кондратюк «Музыка в школе» «Творческий центр», М.,2005
Методика музыкального воспитания в школе, Дмитривева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Москва 1998 г.
Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977
Использованные Интернет-ресурсы
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htmhttp://www.moluch.ru/archive/35/4011/