Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Игры, развивающие коммуникативные способности
у детей старшего дошкольного возраста
«Это моё имя»
Цель: Помочь детям раскрыть свои слабые и сильные стороны.
Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он бы мог дать своё имя. После того как дети сделают выбор, им предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Ведущий помогает детям в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребёнку.
«Красивое имя» (контур)
Цель: формировать у детей уровень самопринятия.
Ведущий предлагает детям написать своё имя на листе бумаги ярким фломастером. Если они пока не умеют, то имя пишет взрослый. При этом дети обязательно чётко читают написанное и обводят написанное пальцем.
Затем детям предлагается разрисовать, украсить, раскрасить своё имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
«Это Я – такой…»
Цель: формировать у детей уровень самопринятия.
Детям предлагаются несколько картинок (можно использовать вырезки из журналов). Они должны посмотреть на каждую, решить, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я – такой…» Например, если на картинке изображён сильный мужчина, то ребёнок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это я – такой сильный». Желательно иметь два набора – один для девочек, другой для мальчиков.
«Я есть, Я буду»
Цель: формировать у детей уровень самопринятия.
Детям предлагается рассказать, какие они сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. Затем детям предлагается рассказать, какими они хотят стать: также внешность, поведение, чувства, качества.
«Снежный ком»
Цель: формировать у детей уровень самопринятия, самооценку.
Участники игры сидят в кругу. Первый называет своё имя, второй - имя первого и своё, третий – имена первого и второго, потом – своё, и т.д., пока круг не замкнётся. В итоге последний по кругу говорит имена всех играющих, а затем и своё. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.
«Спина к спине»
Цель: Развивать внимание, память, слуховой анализатор.
Под весёлую музыку дети танцуют. Когда музыка остановится, дети должны выполнить задание в парах. (Нога к ноге, рука к руке, ушко к ушку, животик к животику, спина к спине и т.д.)
«Художник»
Цель: Развивать зрительную память, общение.
Участники стоят в кругу, один ребёнок выбирается водящим. Он должен выбрать одного ребёнка, которого будет рисовать. Запомнить, во что он одет. Отвернуться от всех детей и начать описывать ребёнка. Тот ребенок, которого он описывает, должен узнать себя в описании и выйти.
«Кто позвал»
Цель: Развивать внимание, память, слуховой анализатор.
Участники стоят в кругу. Один из играющих встаёт в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?» Ребёнок, стоящий в кругу,
называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
«Есть или нет»
Цель: Развивать внимание, память, слуховой анализатор.
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли ключ у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
Список используемой литературы
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт-Петербург, 2001.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций дети 5-7 лет. – Ярославль, 2000.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Просвещение, 2003.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995, 2003.