Урок литературы в 8 классе по теме М.В.Ломоносов Ода на день восшествия на престол….
Урок № 17
Тема: М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия на престол…..» Основные темы оды.
Цели:
познакомить учащихся с одой;
развивать умение анализировать, составлять план;
нравственное воспитание учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование : портреты, высказывания,
Ход урока.
Психологический настрой
Актуализация знаний .
Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.С.Пушкина « Он был первым нашим университетом»
Давайте расскажем о Ломоносове в форме попилога
Работа над темой урока
Вступительное слово учителя
Ода – один из любимых жанров Ломоносова, она занимает в его творчестве особое место.
- А что такое ода?
М.В. Ломоносров написал больше 20 торжественных од. Они положили начало заказной поэзии, поэзии государственного служения Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была пресвященная монархия , идеология , которая сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Идеальным героем для него был Пётр 1.
Императрица же Елизавета не была слишком похожа на своего отца.
Дома вам было предложено прочесть оду.
Работа над темой урока
- когда, и в связи с чем была написана ода? ( День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана ещё по одному конкретному поводу. Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
- Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?
(патриотический восторг, призыв)
- Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?
(Четырёхстопный ямб. По мнению Ломоносова этот размер усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.)
- Прослушивание оды в аудиозаписи
Беседа по содержанию оды
Можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической? Прочитайте 3-4 строфы.
-Какие темы затронуты в оде?
Как и всякая торжественная ода , в соответствии с правилами классицизма , это стихотворение начинается величественным прославлением мира
Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина
Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в её царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия
Когда на трон она вступила,
Как Вышний подал ей венец
Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об отце Петре 1
Послал в Россию человека
Каков неслыхан был от века….
Петра 1 Ломоносов считал великим реформатором, просвещённым монархом и гениальным военачальником- подлинным национальным героем. Рассказывая о нём поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии, так например Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность создаёт особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету его изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1,его военных побед, укрепивших могущество России:
В полях кровавых марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках…
Для Ломоносова Петр1 – это великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития
В стенах внезапно укреплена
И зданиями окружена
.6. Самостоятельная работа
- составление плана оды.
I. Вступление. Мир – основа блага государства.
II.Главная часть
1.Хвала щедротам Елизаветы
2. Заслуги Петра перед народами России
3. Неисчерпаемые богатства и красота России.
4. Призыв к молодежи.
5.Науки и её роль в российском обществе.
III. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо рРоссии.
- чтение плана
7. Подведение итогов урока
Каковы же основные темы оды?
(Родина, мир. Труд наука, самоотверженность, долг)
Эти слова важны в любое время, и в наши дни тоже
Вернёмся к эпиграфу нашего урока
Что имел ввиду Пушкин, назвав Ломоносова первым университетом?
д\з гимн наизусть
сочинение по составленному плану
8.Рефлексия урока
И каким же был для вас сегодняшний урок?
Какова самооценка вашей деятельности?