Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» ОПОП начального профессионального образования по профессии 190627.02 «Слесарь по ремонту городского электротранспорта».
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД
Е
НИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« УТВЕРЖДАЮ»
И.о. д
иректор
а
ГБОУ НПО ПЛ №13 МО
____
__________ /
Мельченко В.А
./
«______» _______
__
______ 201
4
г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ
СЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ
»
основной профессиональной образовательной программы
начального профессионального образования
по професси
ям:
190631
.01 «
Автомеханик
»
,
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газос
варочные работы)
.
г. Раменское
2014
г.
2
Программа учебной дисциплины
Б
иология
разработана на основе Федерального
государственного образовательного станд
арта (далее
–
ФГОС) по професси
ям
начального профе
с
сионального образования (далее НПО)
19063
1
.01 «
Автомеханик
»
,
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)
.
Организация
-
разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской
области.
Разработчик:
Капин А.В
., п
репо
даватель общеобразовательных дисциплин
Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального
образования профессионального лицея №13 Московской области.
Рассмот
рено на заседании Методической комиссии Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального
образования профессионального лицея №13 Московской области
.
«___»____________20_______
Эксперт (ы) от работодателя
___
__________________________________________________
_______________
____________________________________________________________________
«____»____________201______
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ
ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН
ИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П
РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ
ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б
и
олог
ия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисципл
ины
Б
иология является частью основной
общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по професси
ям
НПО
190631
.01 «
Автомеханик
»
,
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и
газосварочные работы)
.
Программа учебной дисциплины может быть использована
для
п
рофессий
технического профиля
профессионального образования
.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в
общеобразовательный цикл
.
1.3. Цели и задачи дисциплины
–
требования к результатам
освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять
: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной
картины мира; единство живой и неживо
й природы, родство живых
организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; прич
ины эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и
смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать
элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещ
ивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
описывать
особей видов по морфологическому критерию;
выявлять
приспособления организмов к среде обитания, источники
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
сравнивать
: биологические объекты (тела живой и неживой природы по
химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих,
природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы
(естественный и искусственный от
бор, половое и бесполое размножение) и
делать выводы на основе сравнения;
5
анализировать
и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и
пути их решения, последствия собственной деятельност
и в окружающей
среде;
изучать
изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить
информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научно
-
популярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и
критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил
поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
В резу
льтате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения
биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов
Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических о
бъектов:
клетки; генов и хромосом; вида и
экосистем (структура);
сущность биологических процессов:
размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращ
ения энергии в экосистемах
и биосфере;
вклад выдающихся ученых
в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику
;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
119
часа
, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
80
час
а
;
самостоятельной работы обучающегося
39
часов.
6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной р
аботы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
119
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
л
абораторные
и практические
занятия
(проведение биологических исследований)
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
3
9
в том числе:
доклады
7
с
амостоятельная проработка дополнительной литературы,
интернет
-
источников с использованием рекомендаций
преподавателя
20
составление
конспекта
1
2
Итоговая аттестация в форме
дифференцированный
зачёт
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Б
иология
190631.01 «Автомеханик»
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы
)
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лаб
ораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Объект изучения биологии
–
живая природа. Признаки живых орг
а
низмов. Многообразие живых орга
низмов.
Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закон
о
мерности
биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биол
о
гия», цели и задачи курса. Изучение основных
закономерностей возникн
о
вения, развития и существов
ания жизни на Земле и современной ее орг
а
низации. Роль
биологии в формировании современной естественно
-
научной карт
и
ны мира и в практической деятельности
людей. Соблюдение правил пов
е
дения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (раст
е
ниям
и
животным и их сообществам) и их охрана.
3
1, 2, 3
Самостоятельная работа обучающихся
Тема: Биология как наука
4
3
Тема
1
.
Учение о клетке.
12
Клетка
–
элементарная живая система и основная структу
р
но
-
функциональная единица всех живых
организмов
.
Краткая история из
у
чения клетки.
Химическая организация клетки.
Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды,
нукле
и
новые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки.
Прокариотические и эукариотич
еские клетки.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.
Борьба с в
и
русными заболеваниями (СПИД и др.)
Цит
о
плазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение
и функции хромосом.
ДНК
–
носитель наследственной и
н
формации. Репликация ДНК.
Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
Диффере
н
цировка клеток.
Клеточная теория строения органи
з
мов.
Жизне
нный цикл клет
ки. Митоз
1, 2, 3
Лабораторные работы
Проведение биологических исследований
: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание
микропр
епаратов клеток растений.
1
2
8
Самостоятельная работа обучающихся
Тема: Учение о клетке.
7
3
Тема 2.
О
рганизм
.
Размножение и
индивидуальное развитие
организмов.
8
Организм
–
единое целое. Многообразие организмов.
Ра
з
множение
–
важнейшее свой
ство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз.
Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтог
е
неза. Основные стадии эмбрионального
развития.
Органогенез. Постэ
м
бриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного
родства. Причины н
а
рушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное
здор
о
вье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ, з
а
грязнения среды на развитие
человека.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.
Белки, углеводы, липиды, нукле
и
новые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические
и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма
жизни и их значение. Борьба с в
и
русными заболеваниями (СПИД и др.) Цит
о
плазма и клеточная мембрана.
Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК
–
носитель наследственной и
н
формации. Репликация ДНК. Ген.
Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Диффере
н
цировка клеток. Клеточная теория
строения органи
з
мов.
Жизненный цикл
клетки. Митоз.
1, 2, 3
Лабораторные работы
Проведение биологических исследований
:
в
ыявление и описание признаков сходства зародышей человека и
других позвоночных как доказательство их эволюционн
о
го родства.
1
2
Самостоятельная работа обучающ
ихся
Тема:
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
5
3
Тема 3.
Основы генетики и селекции.
17
Генетика
–
наука о закономерностях наследственности и изменчив
о
сти организмов. Г.Мендель
–
основоположник генетики. Генетическая терминол
огия и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и д
и
гибридное скрещивание
.
Хромосомная теория наследственности. Взаим
о
действие генов.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Знач
е
ние генетики для селекции и медицины.
Наследственные болезни челов
е
ка, их причины и профила
к
тика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная
изменчивость.
Генетика
–
теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культур
ных растений
–
начальные этапы селекции.
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Основные достижения современной селекции культурных растений, домашни
х животных и
ми
к
роорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в
биотехнологии.
Клонирование живо
т
ных (проблемы клонирования человека).
1, 2, 3
Лабораторные работы
Проведение биологических и
сследований
: выявление признаков сходства
зародышей человека и других
млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка
возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания;
решение элементарных ген
етических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых
исследований в биотехнологии
2
2
9
Самостоятельная работа обучающихся
Тема:
Основы генетики и селекции.
8
3
Тема 4.
Эволюционное учение
.
1
6
История развития эволюционных иде
й. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных
идей в биол
о
гии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Конце
п
ция вида, его критерии. Попул
яция
–
структурная единица вида и эвол
ю
ции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Микр
о
эволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвер
и
ков, И.И. Шмальгаузен).
Макроэволюция. Доказательства эволюции. С
о
хранение биологичес
кого многообразия как основы
устойчивости би
о
сферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Осно
в
ные направления
эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биол
о
гический регресс.
1, 2, 3
Лабораторные работы
Проведение биологичес
ких исследований
: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление
приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и
человека.
1
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Тема:
Эволюционное у
чение
.
5
Тема 5.
История развития жизни на Земле.
8
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития орган
и
ческого мира. Усложнение живых
организмов на Земле в процессе эвол
ю
ции. Современные гипотезы о происхождении ч
е
ловека.
Доказательства ро
дства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство
происхождения челов
е
ческих рас.
1, 2, 3
Лабораторные работы
Проведение биологических исследований
:
о
писание особей одного вида по морфологическому критерию.
Пр
и
способление организмо
в к разным средам обитания (к водной, наземно
-
воздушной, почвенной). Анализ и
оценка различных гипотез происхожд
е
ния жизни и человека.
1
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Тема:
Эволюционное учение
.
5
3
Тема
6
.
Основы экологии.
Бионика
.
13
Экология
–
наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические
факторы, их значение в жизни орг
а
низмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура
экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение э
не
р
гии в экосистемах. Межвидовые
взаимоотношения в экосистеме: конк
у
ренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и
смены эк
о
систем. Сукцессии. Искусственные сообщества
–
агроэкосистемы и урб
о
экосистемы.
Биосфера
–
глобальная экосистема. У
чение В.И. Вернадского о би
о
сфере. Роль живых организмов в
биосфере. Биомасса. Круговорот ва
ж
нейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в
биосф
е
ре. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окр
у
жающей среде. Воздействие
п
роизводственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные
экологич
е
ские проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопольз
о
вания и охраны природы. Ноосфера.
Правила поведения людей
в окр
у
жающей природной среде.
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассма
т
ривающее особенности
морфофизиологической организации живых орг
а
низмов и их использование для создания совершенных
технических си
с
тем и устройств по аналогии с ж
и
выми системами. Принципы и примеры использования в
1, 2, 3
10
хозяйственной деятельности людей морфофункционал
ь
ных черт о
р
ганизации растений и животных.
Лабораторные работы
Проведение биологических исследований
: выявление антропогенных изменений в экосис
темах своей местности;
составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных
экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях;
решение экологических задач
; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения
1
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Тема: Основы экологии. Экосистемы.
5
Дифференцированный зачет
3
3
Всего:
8
0
Уровни освоения учебного материала:
1.
–
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.
–
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
–
продуктивный (планирование и самостоятельное выполне
ние деятельности, решение проблемных задач)
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ
И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ
НЫ
3.1. Требования к минимальному материально
-
техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Биология
3.1.1.
Оборудование учебного каб
инета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
3.1.2.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
биологические препараты;
микроскоп;
в
есы аналитические
;
в
есы учебные с разновесами
;
к
омплект для экологических исследований
;
к
омплект посуды и принадлежностей для проведения
лабораторных работ
;
лупа бинокулярная;
лупа ручная;
р
еактивы и материалы
;
к
омплект реактивов для профильного уровня
;
н
абор «Происхождение человека»
;
модель «
Дезоксирибонуклеиновая кислота
»;
м
одели
-
аппликации (для работы на магнитной доске)
;
модель «
Генетика человека
»;
модель «
Круговорот биогенных элементов
»;
плакат «
Митоз и мейоз клетки
»;
плакат «
Основные генетические
законы
»;
набор «
Размножение
различных групп растений»;
модель «
Строение клеток растений и животных
»;
12
Плакат «
Типичные биоценозы
»
Плакат «
Эволюция растений и животных
»
Муляжи
Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных
растений
Натуральны
е объекты
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические
признаки растений, экологические особенности разных групп
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)
Коллекция «
Морфо
-
экологические адаптации организмов к среде
обита
ния (форма, окраска и пр.)
»
Коллекция «
Ископаемые растения и животные
»
Портреты ученых биологов
Правила поведения в учебном кабинете
Правила поведения на экскурсии
Печатные пособия
Таблицы:
Биотехнология
Генетика
Единицы измерений, используемых в б
иологии
Осн
овы экологии
Строение, размножение и разнообразие животных
Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
-
Карты
:
Биосферные заповедники и национальные парки мира
Заповедн
ики и заказники России
Население и урбанизация мира
Природные зоны России
Ц
ентры происхождения культурных растений и домашних животных
13
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет
-
ресурсов,
дополнительной ли
тературы
Основные источники:
Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф.
образования / В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред.
В.М.Константинова.
–
10
-
е изд., стер.
–
М.: Издательский центр «Академия»,
2012.
–
256 с.
Дополнительные источники:
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[
Н.Б.Чебышев, Г.Г
.Г
ринева, Г.С.Гузикова и др.
]
; под ред. Н.Б.Чебышева.
–
8
-
е изд., перераб. и доп.
–
М.: Издательский центр «Академия», 2012.
–
448 с.
Пасечник В.
В. Биология. Общая биология. 10
-
11 классы: рабочая тетрадь к
учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология.
Общая биология. 10
-
11 классы.
-
М.: Дрофа, 2011.
Интернет
-
ресурсы
:
http://nrc.edu.ru/est/
http://www.livt.net/
http://bio.1sep
tember.ru/
http://evolution.powernet.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в
процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результ
атов обучения
Обу
ча
ю
щийся должен знать:
*
основные положения
биологических
теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о
биосфере;
*
сущность законов
Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
*
строение биологических объектов
:
клетки; генов и хромосом; вида и
экосистем (структура);
*
сущность биологических процессов
:
пятибалльная система оценки знаний
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов),
устный индивидуальный контроль.
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов)
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов),
устный индивидуальный контроль.
практический фронтальный контроль,
14
размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора,
формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и
превращения эн
ергии в экосистемах и
биосфере;
*
вклад выдающихся ученых
в развитие
биологической науки;
*
биологическую терминологию
и
символику
;
Обу
ча
ю
щийся должен уметь:
*
объяснять
: роль биологии в
формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в
формир
ование современной
естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы,
родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека,
экологиче
ских факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины эволюции, изменяемости
видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем;
необходимости сохранения многообразия
видов;
*
р
ешать
элементарные биологические
задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания);
*
описывать
особей видов по
морфологическому критерию;
*
выявлять
приспособления организмов к
среде обитания,
источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
*
сравнивать
: биологические объекты
(тела живой и неживой природы по
химическому составу, зародыши человека
и других млекопитающих, природные
экосисте
мы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе
сравнения;
*
анализировать
и оценивать различные
гипотезы сущности жизни,
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
письменный фронтальный контроль,
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и
индивидуальный контроль
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и
индивидуальный контроль
п
рактический и письменный фронтальный и
индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и
индивидуальный контроль
15
происхождения жизни и человека,
глобальн
ые экологические проблемы и
пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей
среде;
*
изучать
изменения в экосистемах на
биологических моделях;
*
находить
информацию о биологических
объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочн
иках, научно
-
популярных изданиях, компьютерных
базах данных, ресурсах Интернета) и
критически ее оценивать;
*использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
*соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных
и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
*оказания первой помощи при
простудных и других заболеваниях,
отравлении пищевыми продуктами;
*оценки этических аспектов некоторых
иссле
дований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное
оплодотворение).
практический фронтальный и
индивидуальный контроль
самоконтроль
самоконтроль