Методическая разработка Сценарий интенсивной школы по социальному самоопределению старшеклассников
«Интенсивная школа по развитию навыков социального самоопределения учащихся 11-х классов города Шарыпово в рамках реализации ФГОС СОО»
Методические рекомендации
Понятие «интенсивная школа» предусматривает однодневное (5-ти часовое) погружение в деятельность по определенному направлению. В данном случае это направление «Социальное самоопределение». В этот день учебные занятия в школе не проводятся, а организуются мероприятия, направленные решение следующих задач:
- сформировать у одиннадцатиклассников представление о понятии «социальное самоопределение»;
-через организацию социальных проб совершенствовать развитие социальных навыков старшеклассников.
Организаторы интенсивной школы (МАОУ СОШ №12) всех старшеклассников распределяют в 16 групп по 10-12 человек, перемешивая так, чтобы в каждой группе были школьники разных образовательных организаций, тем самым усиливая ситуацию необходимости адаптироваться каждому ученику в новой социальной группе. Тематические группы – это разные социальные пробы. Социальная проба - социальное взаимодействие, в ходе которого старшеклассники получают информацию о разных социальных объектах и явлениях, получают опыт своего социального взаимодействия. В группах на основе деятельностных форм и приемов: тренингов, ролевых игр, групповой и коллективной работы учащиеся вовлекаются в ситуации, позволяющие решать задачи социального самоопределения. Результатом работы группы является продукт, который необходимо представить на общем заседании. Для руководителей групп приглашаются не только педагоги, но и преподаватели СФУ, так как социальная адаптация для младшекурсников – это главное условие успешного обучения в вузе.
В условиях «интенсивной школы» каждому ученику необходимо пройти 2 социальные пробы, на общем заседании представить свой новый опыт и через представление опыта других, познакомиться с новыми способами социального взаимодействия. Таким образом, каждый участник включен в активную познавательную деятельность.
В качестве мотивирующего настроя на деятельность каждая команда от школ приветствуется особым образом: для кого-то организуется флешмоб, для кого-то занимательные конкурсы, для кого-то занимательная ролевая игра. Главное предназначение такого начала – психологический настрой на деятельность, мотивация на работу в интенсивном, деятельностном и позитивном ключе. В течение всей «школы» работает группа «Пресс-центр», которая не только освещает весь процесс «школы», но и «вторгается» в процесс социальной пробы и оказывается на некоторое время её участником.
Заключительный этап «интенсивной школы» предусматривает рефлексию, в ходе которой учащиеся осмыслят свою деятельность и определят новый круг задач для формирования навыков социального самоопределения.
Оргпроект
«Интенсивная школа по развитию навыков социального самоопределения учащихся 11-х классов города Шарыпово в рамках реализации ФГОС СОО»
Дата и место проведения: 14 ноября 2014г., МАОУ СОШ №12
Участники: учащиеся 11-х классов МАОУ СОШ №12, МБОУ СОШ №2, МАОУ СОШ №3, МАОУ СОШ №8.
Предназначение: сформировать у одиннадцатиклассников представление о понятии «социальное самоопределение»; через организацию социальных проб совершенствовать развитие социальных навыков старшеклассников.
Задание для подготовки к интенсивной школе:
Сумма на обед и кофе-паузу (70 рублей)
Блокнот, ручка, карандаш, бейджик должны быть у каждого ученика.
В срок до 3 ноября ответственным за введение ФГОС СОО в ОО подать в электроном варианте списки участников интенсивной школы, заявку на обед и кофе-паузу (электронный адрес [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Всех участников на группы (по 10-12 человек) делит МАОУ СОШ №12
План работы интенсивной школы
№
п/п
Содержание
Время
Место
Ответственные
1.
Выезд участников Интенсивной школы (МБОУ СОШ № 2, МАОУ СОШ № 3, МАОУ СОШ № 8) из г. Шарыпово
9.00ч
До
п.Дубинино, ул. Шахтерская, 26
МАОУ СОШ № 12
Руководители школ
2.
Встреча участников Интенсивной школы. Психологический и мотивирующий настрой на деятельность – «Яркое пятно»
9.30- 9.55
Фойе
1 этаж
Пестрецова О.С.
3.
Социальные пробы в тематических группах (первая лента - 16 групп)
10.00 – 11.00
В кабинетах
(указано ниже)
Руководители групп
4.
Кофе-пауза
11.00 – 11.15
Столовая
Ларина Л.В.
Пестрецова В.В.
5.
Выступление от групп на общем заседании
11.15 – 12.40
Актовый зал
Резанова В.В.
6.
Обед
12.40-13.00
Столовая
Ларина Л.В.
Пестрецова В.В.
7.
Социальные пробы в тематических группах (вторая лента - 16 групп)
13.00 – 13.40
В кабинетах
(Указано ниже)
Руководители групп
8.
Рефлексия в группах
13.40 – 13.50
В кабинетах
Руководители групп
9.
Творческий отчет пресс - службы
13.50-14.00
Актовый зал
Сеньковская Е.В.
Яковлев Л.Ю.
10.
Отъезд участников
14.00
Фойе 1 этажа
Сопровождающие школ
Социальные пробы в тематических группах, руководители, место работы группы
10.00 – 11.00 ч. Социальные пробы 1 лента
Номер группы
Название группы
Место работы группы
Руководители группы
1.
Выбор профессии–поступление на работу
Библиотека
Киорогло Н.П.
Кокова Н.Н.
2.
Самопрезентация
Каб. 3-13
Халтурина Н.Н.
Юдина Т.Ф.
3.
Эффективное поведение на рынке труда (Рекомендации по трудоустройству)
Каб. 1-10
Ширманова И.С.
Кудрявцева М.А.
4.
Социальное проектирование «Если не мы, то кто?»
Каб. 3-16
Пестрецова О.С.
Костенко Н.А.
5.
Местное самоуправление
Каб. 3-14
Похабова И.А.
Полежаева К.И.
6.
«Я прав! А другие?»
Каб. 2-10
Семенова М.В.
Камбур Л.А.
7.
Правовой лабиринт
Каб. 3-03
Мурзинцева С.Ф.
Гецман Л.В.
8.
«Студенчество - прекрасная пора?!»
Каб. 2-13
Преподаватели СФУ
Рудниций Э.А.
Лях В.И.
9.
Аниматоры - короли праздников и мастера развлечений.
Каб. 3-11
Резанова В.В.
Садомова Л.У.
10.
Студенческий бутерброд
Каб. 1-11
Домбровская Н.В.
Игнашова Н.А.
11.
Толерантная личность
Каб. 2-02
Баранова В.И.
Минченко С.Ю.
12.
О толерантности
Каб. 2-12
Соболева С.М.
Каткова Н.И.
13.
Мы вместе!
Каб. 2- 04
Михайлова О.Г.
Тимошенко Н.А.
14.
Ты в команде
Каб. 2- 05
Шубина Т.В.
Малышева А.В.
15.
Умей подарить праздник
Музей
Джураева В.А.
16.
Пресс - служба
Каб. 3-04
Сеньковская Е.В.
Соломатова Е.Ю.
13.00 – 13.50 ч. Социальные пробы 2 лента (после обеда)
Номер группы
Название группы
Место работы группы
Руководители группы
1.
Аниматоры -короли праздников и мастера развлечений.
Каб. 3-11
Резанова В.В.
Садомова Л.У.
2.
Студенческий бутерброд
Каб. 1-11
Домбровская Н.В.
Самкова Е.В.
3.
Толерантная личность
Каб.2-02
Баранова В.И.
Минченко С.Ю.
4.
О толерантности
Каб. 2-12
Соболева С.М.
Каткова Н.И.
5.
Мы вместе!
Каб. 2- 04
Михайлова О.Г.
Тимошенко Н.А.
6.
Ты в команде
Каб. 2- 05
Шубина Т.В.
Малышева А.В.
7.
Умей подарить праздник
Музей
Джураева В.А.
Богданова Н.А.
8.
Студенческий бутерброд
Каб. 1-09
Игнашова Н.В.
Василевская М.Ю.
9.
Выбор профессии –поступление на работу
Библиотека
Киорогло Н.П.
Кокова Н.Н.
10.
Самопрезентация
Каб. 3-13
Халтурина Н.Н.
Юдина Т.Ф.
11.
Эффективное поведение на рынке труда (Рекомендации по трудоустройству)
Каб. 1-10
Ширманова И.С.
Кудрявцева М.А.
12.
Социальное проектирование «Если не мы, то кто?»
Каб. 3-16
Пестрецова О.С.
Костенко Н.А.
13.
Местное самоуправление
Каб. 3-14
Похабова И.А.
Полежаева К.И.
14.
«Я прав! А другие?»
Каб. 2-10
Семенова М.В.
Камбур Л.А.
15.
Правовой лабиринт
Каб. 3-03
Мурзинцева С.Ф.
Гецман Л.В.
16.
«Студенчество – прекрасная пора!?»
Каб. 2-13
Преподаватели СФУ
Рудницкий Э.А.
Лях В.И.
Сценарий социальной пробы «Аниматоры – короли праздников и мастера развлечений»
Приветствие. Знакомство. ( 5 минут)
Тренинг-знакомства «Белка». На полу отмечаются две линии друг напротив друга, люди распределяются произвольно вдоль линий.
Ведущий называет какие-то характеристики, например: «Пусть справа окажутся те, кто любит эстрадную музыку, а слева те, кто любит классику" (варианты – имена, фильмы и так далее).
Участники должны быстро, не столкнувшись перебежать на ту линию, которая им подходит. Если не подходит ни та, ни другая – останавливаются в центре, ждет другую характеристику.
Психологический настрой на работу.
Презентация «Социальное самоопределение» (Пояснение, что это?»)
Презентация «Кто такие анаматоры?» Сделать короткую презентацию и рассказать об аниматорах. (6 мин) Слова «аниматор» и «анимация» в туризме становятся достаточно известными и даже привычными. Многие уже имеют представление о том, что «аниматор» - это не тот, кто рисует мультики, и не мультяшка, в которую кто-то переоделся, а творец отдыха или организатор..
Сегодняшние аниматоры более профессиональны и ориентируются на лучшие образцы зарубежного турбизнеса, и, конечно, отечественной педагогики. Понятие «анимация» имеет латинское происхождение и означает воодушевление, одухотворение, вовлечение в активность. Но если в отелях Турции, Европы, Греции аниматоры создают шоу, буйство красок, костюмированные представления, раскрашивают отдых, то в России аниматоры призваны как раз «наладить» общение, оживить обстановку, сделать ее душевной, заставить всех вокруг двигаться и веселиться.
Аниматоры, как режиссеры, создают необходимую атмосферу, умеют растормошить и разогреть зажатую публику, включить людей в процесс и всячески поддерживать в них кураж. Это просто интересные ребята, готовые делиться хорошим настроением со всеми окружающими. А хорошее настроение – это их должностная обязанность.
Зачем им это нужно
Одна девушка-аниматор, отвечая на вопрос, зачем нужна такая работа, говорит: «Я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Приятно, когда тебе благодарны отдыхающие люди, за то, что им интересно, весело и хорошо». Действительно, когда наблюдаешь за тем, как аниматор общается с детьми и взрослыми, понимаешь, что эта работа благодарна и ценна.
Как стать аниматором
В принципе, любой желающий может попробовать себя в качестве аниматора. Требования простые: нужно любить общаться и легко находить общий язык со всеми, уметь заразить хорошим настроением окружающих. Как раз то, насколько аниматорам удается «завести» людей – определяет их профессионализм.
Обычно люди, работающие аниматорами, по образованию педагоги, психологи или артисты. Но такое образование играет не самую главную роль. В любом случае, прежде, чем начать работу в качестве аниматора в отеле, на курорте, в санатории молодым людям предлагают пройти «школу аниматоров». Сегодня у нас будет такая школа.
5 Работа в группах. Две группы формируются по методике «Кельтское колесо» (5 мин)
Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенты участникам предлагается отнести себя к тому или иному типы, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополнящих этому типу качеств. Итак, по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает.
Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света.
Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Цель каждой стороны света:
Представить себя, сделать рекламу своих качеств.
Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света.
Предложить, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по сторонам света для решения общих задач.
Время на подготовку – 7-10 минут
Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.
В конце y группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Группы готовят задание:1) «Вам доверили группу малышей 7 лет, вам необходимо развлечь их в течение 15 минут. Продумайте, как вы будете работать в качестве аниматоров с этими детьми. 2) «Перед вами зал ваших сверстников. Вам необходимо провести небольшую игру с залом или конкурс, которые поднимут всем настроение. (10 мин) Руководители группы внедряются в группы, помогают идеями.
Работа аниматорами с малышами (15 мин)
Подготовка выступления на общее заседание
Сценарий социальной пробы «Умей подарить праздник»
Умение оформлять место проведения праздника имеет большое значение. Красочно оформленная площадка (место проведения праздника), сама по себе уже может стать настоящим подарком и поводом для хорошего настроения. Социологи утверждают, что 30% успеха мероприятия зависит от его внешнего восприятия, от оформления. Поэтому умению декорировать, работать с цветом, искать и находить оригинальные способы воздействия на зрителей и участников, способствовать развитию эстетических вкусов подростков необходимо уделять больше внимания.
Цель занятия: содействие освоению подростками знаний об основах оформления места культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
Диагностика знаний и интересов современного подростка о прикладном творчестве и дизайне;
Формирование у участников представлений об организации собственного досуга через декоративно-прикладное творчество и дизайн среды;
Получение практического опыта в оформительском дизайне;
Проект Фотозона». Проба в роли декоратора.
Предполагаемый результат:
Умение работать в команде;
Подросток обладает знаниями по организации оформительской деятельности.
Частично раскрыт творческий потенциал подростка;
Владение практическими приемами оформительского дизайна.
Выполнен и представлен проект «Фотозона».
Основные средства реализации:
теоретический материал;
практические занятия;
выполнение проекта;
подведение итогов. Защита проекта.
Ход занятия
Краткая беседа о социальном самоопределении;
Знакомство с участниками;
Выявление знаний и умений ребят по оформительскому мастерству;
Целеполагание;
Теоретический материал;
Практическая работа и выполнение проекта;
Рефлексия. Защита и представление проекта.
1. Знакомство друг с другом.
Здравствуйте ребята, зовут меня В.А., а меня Н.А и мы спешим поздравить вас. Быть может, вы удивитесь и спросите: с чем же? А с тем, что вы попали в удивительный мир - мир секретов и хитростей оформления сцены, помещения, в общем, места, где приятно проводить время. Сегодня мы не просто группа участников, а секретная спасательная служба праздников.
Цель нашей работы – узнать секреты оформления места культурно-досуговой деятельности и выполнить проект, создать фотозону для фотосессии гостей.
Давайте познакомимся с вами поближе, «почувствуем» друг друга. А делать мы это будем с помощью игры на знакомство:
Каждый из вас должен придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и ваше имя. Первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.
Время от времени цепочка представлений будет прерываться, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» группа должна хором ответить: «Это язвительная Яна».
Игра продолжится до тех пор, пока каждый из вас не представится и его имя не будет озвучено сводным хором.
Сплотить группу, сформировать у участников сильное чувство безопасности, принадлежности к группе, «родства» с ней, можно задать им вопросы, на которые они могут, если захотят, ответить:
Как тебя обычно называют разные люди?
Как ты предпочитаешь, чтобы тебя называли?
Кто выбрал тебе имя?
Носит ли это имя кто-то еще из твоих родственников?
Кого из именитых тезок ты бы вспомнил?
Что означает твое имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали иначе?
Предоставить каждому возможность рассказать все, что он сочтет нужным. Игра не требует подведения итогов; она заряжает участников энергией и настраивает на лирический лад; ею хорошо заканчивать блок знакомства.
Презентация о современном декоре площадок (места проведения) праздника
При организации любого праздника, важной задачей является создание праздничной атмосферы. Занимаясь декорациями, очень важно знать, как украсить комнату на день рождения, вечеринку, корпоратив – место, где будет проходить торжество и для ребенка, и для взрослого должно выглядеть просто идеально. Также важным и современным является создание фотозоны. Надо отметить, что в настоящее время в любой социальной сети мы наблюдаем «памятные» фотографии на фоне шкафов, обоев и занавесок.
Фотозона: как оформить правильно?
Фотозона – это место, отведенное для фотографирования и необычно декорированное. Тут можно сфотографироваться с друзьями, своей компанией, или даже в одиночку. Как правило, фотозона делается в виде отдельного уголка, в стороне от основного веселья. Во-первых, так фотозона не будет загораживать действия, во-вторых, даже стеснительные гости смогут расслабиться. Оформление фотозоны – это не такое сложное дело, как может показаться. Самое главное – это подходящий фон. Фон может соответствовать общей тематике, а может быть независимым. Фоны оформляют в разных стилях, насколько хватает фантазии декоратора. В фотозоне можно установить стеллаж с различными костюмами и аксессуарами. Недорогие, аксессуары подчеркнут не формальность фотозоны: например, шляпы, очки, искусственные усы.
В итоге получатся отличные фотографии и, главное, альбомы станут неповторимыми и нестандартными.
Создаем проект «Фотозона»
Мы предлагаем новый и современный тип оформления фотозоны - бумажным декором.
Гирлянды, цветы, помпоны из гофрированной или цветной бумаги могут стать отличным решением для оформления фотозоны, праздничного стола, мебели, потолка.
В качестве украшающего элемента изготовим веерное колесо, помпоны, объемные цветы. Делать изделия несложно, а выглядят они очень эффектно.
Практическая работа.
Репетиция защиты проекта
Подведение итогов занятия Рефлексия.
Конверты «Роза ветров».
В конце занятия подводим итоги: чему научились, какие знания и умения приобрели, как в целом работала команда класса и ее преподаватели, как каждый участник смог реализовать свой потенциал и наметить дальнейшие перспективы своего развития. Для объективного анализа с участниками проводится следующая форма диагностики - «Роза ветров». Каждый участник заполняет собственную «Розу ветров».
Как заполнить «Розу»? В самом центре «Розы» участники пишут свое имя. А дальше:
Юг - самые интересные, веселые, яркие моменты, что больше всего понравилось в занятии.
Запад - что из изученного и услышанного я хотел бы использовать в будущем, что меня заинтересовало, что я буду продолжать изучать дальше.
Север - критика, что не понравилось.
Восток - что для меня в занятиях осталось непонятным, что я бы хотел добавить и исправить.
Защита и представление проекта. Фотография на память
Социальная проба
«Выбор профессии, поступление на работу».
Цель: учить школьников анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываться над наличием требуемых качеств.
Задачи:
выяснить мотивы выбора профессии;
познакомить школьников с разными профессиями;
развивать ответственность за своё профессиональное будущее.
Ход занятия.
а) Психологический настрой на деятельность. (Игра «Ступеньки»).
Группа «Скалярис» (происходит от латинского слова scalaris, означающего «ступенчатый»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
б) Вступление. Презентация. «Социальное самоопределение старшеклассника» (слайд 1-4)2. ИНФО ФИЛЬМ «Ты и твоя будущая профессия» (6мин.)
3. Работа в группах.(1-5 групп)
а. Мини-тест «Кто Вы?» ( определение профессий по геометрической фигуре « квадрат, прямоугольник, треугольник, круг...» )
Перед вами 5 геометрических фигур. Выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: «Вот фигура, символизирующая меня ». Постарайтесь почувствовать её, сопоставить её с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур – просто доверьтесь своей интуиции.
б. Знакомство с участниками группы, установление эмоционально-доверительного контакта. (Выбор лидера группы )
Цель: раскрытие смысла жизни выбирающего профессию. (Личное благополучие или желание блага для всех людей в обществе)
Вопросы для работы в группе: (на столе в аудитории) ( слайд6)
1.Чего ты добиваешься?
2. Власти?
3.Престижности?
4.Нравится ли тебе помогать другим?
5.Ты предпочитаешь работать в коллективе или самостоятельно?
6.Для тебя важнее деньги или самоудовлетворение?
7.Обладаешь ли ты характером, который позволит тебе отдавать распоряжения, требовать их исполнения, а также направлять других?
в. «Кто есть кто»? (анализ выбора и определение выбранных профессий для работы в группе. ( определение образа профессий выбранной группы, работа в группе) ( слайд7)
Цель: дать возможность участникам группы соотнести свой образ с различными профессиями.
Выбор управляющего группы (компании), который наблюдает за работой групп и выбирает представителей для выступления в заключительном этапе)
4.Вывод: Смотри ( слайд №8 )
5. (Продукт работы группы. )
Выступление лидеров от групп и выбор представителя на выступление. ( слайд №9 )
"Хочу" - (интересы и склонности).
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления,
желание изучать его. Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.
"Могу" - (способности, состояние здоровья).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие
успешность выполнения какой-либо деятельности, творческие возможности человека.
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию,
нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного
производства в кадрах.
6.Рефлексия.
Заповеди (афоризмы - напутствия в подарок) при выходе из аудитории.
Социальная проба «Пресс-центр»
Цели:
Сформировать у выпускников представление о понятии «социальное самоопределение»
развивать социальные навыки через организацию соц. проб в качестве фотографа и тележурналиста.
- формировать умение вступать в диалог, путем взятия видеоинтервью
у участников интенсивной школы.
Участники: группа выпускников школ города в количестве 12 человек ,
8 волонтеров из учащихся 10 классов.
План занятия:
1. Вступительная мини-лекция
«Социальное самоопределение старшеклассника».
Презентация (5-7 мин.)
2. Знакомство с планом работы интенсивной школы, постановка целей и задач работы в группе. ( 5 мин)
3. Психологический тренинг «Давайте познакомимся! » ( 5 мин.)
На первые буквы имени придумать качества, присущие вашей личности.
Пример: Яркий, Креативный, Ответственный ЯКОВ ,
Великолепный,Любознательный, Активный ВЛАД
Единственная, Неповторимая ЕЛЕНА
4. Работа в парах ( социальные пробы: фотограф+ тележурналист)
5. Оформление результатов деятельности в группе: отбор лучших фотографий, печать.
6. Оформление «яркого пятна» , фотоотчет «Пресс-центра». 11.15-12.40ч.
7. Работа по созданию видеофильма «Творческий отчет пресс-центра» ( обработка видеороликов, выбор наиболее удачных по содержанию и качеству съемки, монтаж до 13.00., т.к компьютерная обработка длиться 50 мин.)
8. Рефлексия
1.Содержательный аспект
-Почему социальное самоопределение является одним из важных факторов успешности в жизни?
-Какую новую информацию и новый опыт по социальному самоопределению вы получили в интенсивной школе ?
2.Деятельностный аспект
-Что получилось сделать хорошо?
-За счет чего получилось?
-Что не получилось? Почему?
3.Эмоциональный аспект
-Что произвело впечатление?
-Какие эмоции вы испытывали?
-Какие пожелания организаторам новых интенсивных школ?
9. Представление продукта. Просмотр видеофильма. 14.00-14.15 ч.
Социальная проба "Местное самоуправление (или как стать хозяином города)"
Цели занятия: - формирование социального самоопределения через формы участия в МСУ граждан;
- отработка навыков решения проблем, групповой работы и публичных выступлений.
Мотивация: размышление учеников о проблемах местного самоуправления и роли граждан в их решении
Задачи:
образовательные: создать учебную ситуацию, позволяющую учащимся мобилизовать знания по теме, через активную и продуктивную умственную деятельность
развивающие: развитие учащимися умения анализировать ситуацию, находить проблемы и решать их в команде;
воспитательные: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам
Ожидаемый результат:
- проект программа "Двор" под девизом "Город начинается с меня"
- развитие навыков работы в группе
Ход занятия:
1. Встреча участников ( подписание бейджиков)
2. Настрой участников на деятельность
Координатор:
Уважаемые старшеклассники мы приветствуем Вас на интенсивной школе "Социальное самоопределение". Уверены, что наша совместная работа подарит Вам новые знакомства, впечатления, осознание своей гражданской позиции и общественного самоопределения.
Вашими координаторами сегодня будут: - Полежаева Клавдия Ивановна
- Похабова Ирина Александровна
Желаем Вам успехов, активности, толерантности в нашей совместной деятельности.
3. Презентация "Социальное самоопределение"
Координатор знакомит с темой интенсивной школы через слайды, проговаривая и комментируя их.
4. Вступление по теме
Координатор при помощи слайда знакомит с высказывание А.И. Солженицина
"При неготовности нашего народа к сложной демократической жизни она должна постепенно, терпеливо и прочно строиться снизу, а не просто возглашаться громковещательно и стремительно сверху, чтобы обустроить Россию надо начинать с малых пространств: небольшого города, поселка, станицы только на этом уровне можно выбирать людей во власть, хорошо известных всем жителям по деловым способностям и качествам"
Вопрос: "О чем идет речь в данном высказывании ?"
Ответы учащихся (о местном самоуправлении, о гражданской позиции, о власти на местах, др.)
Координатор
И так мы понимаем, что речь идет о гражданском обществе, местном самоуправлении, общественном самоуправлении и их взаимосвязи.
5. Мотивация
Беседа: Ребята, вы знаете, что все субъекты РФ поделены на муниципальные образования: города,
поселки, столицы, районы округа и т.д. Население таких муниципальных образований и
осуществляет местное самоуправление. У вас на столе лежат написанные слова. Найдите среди них те, которые соответствую понятию «Самоуправление» и покажите их. ( Самостоятельность ,организация, управление, поиск, равенство, вовлеченность, единение, истина) и сформулируйте определение понятия.
Координатор после ребят обобщает формулировку самоуправления, показывая его на слайде и говорит: "Ребята, давайте кратко вспомним материал по местному самоуправлению"
6. Слайды по гражданскому обществу, местному самоуправлению, общественному самоуправлению и их взаимосвязи
7. Тест на понимание
Координатор говорит
Определите при помощи карточек, какие проблемы будет решать государство , а какие органы местного самоуправление
1.Строительство очистных сооружений в городе (МСУ);
2.Капитальный ремонт улиц (МСУ);
3.Утверждение Налогового кодекса (государство);
4.Строительство новой школы (МСУ);
5.Выплата пенсий (государство);
6. Строительство хирургического корпуса МСУ);
7. Строительство новой площадки АО»Вторчермет (государство).
8. Знакомство
Координатор:
Каждый человек любит свою малую Родину, место где он родился и живет. Этой малой Родиной для Вас является г. Шарыпово, где есть любимые и памятные места.
Мы предлагаем Вам каждому по порядку, представившись, поделиться какое Ваше любимое место отдыха, общения в городе и почему?
Ответы ребят.
Координатор:
Из Ваших выступлений можно сделать вывод, что Вы не проводите свое свободное время связанное с отдыхом и интересными делами во дворе. А следовательно нет общественного самоуправления двора, которое бы смогло организовать его интересную, насыщенную жизнь и где вы могли бы принять активное участие.
9. Деловая игра
Координатор:
Сегодня мы предлагаем Вам принять участие в деловой игре, в которой Вы являетесь представителями двора по разработке проекта программы "Двор" под девизом "Город начинается с меня" на конференцию местного самоуправления г. Шарыпово, которая состоится в январе 2015г.
Администрация г. Шарыпово обозначила основные дворовые проблемы.
Ваша задача найти пути решения этих проблем, посильным самим жителям двора.
Инструктаж по игре.
Слайды по дворовым общественным проблемам
1 слайд
В городе существуют дворовые общественные проблемы:
1. общественная безинициативность
2. привычка к решению сверху
3. грязные, безликие дворы
4. неумение (нежелание) организации культурно - массовых, спортивных мероприятий, добрых дел
5.отсутствие самих общественных комитетов двора
Координатор: "Как вы думаете, возможно ли организовать жителей двора на решение этих проблем?"
Ответы ребят.
2 слайд Координатор показывает слайд и проговаривает
Чему способствуют дворовые комитеты через свою деятельность:
1. общению, дружбе, взаимопониманию, взаимовыручке
2. снижению асоциального поведения подростков и молодежи (хулиганских проступков, преступности, наркомании, алкоголизма, табакокурению) и др.
3. организации добрых дел, эстетичного вида двора
Координатор
Чтобы сделать наше свободное время интересней, активнее, снизить уровень асоциального поведения мы предлагаем Вам разработать программу "Двор" по следующим направлениям, которые звучали в ваших ответах:
1. организация общественного комитета двора
2. благоустройство двора
3. организация субботников (сколько раз в месяц)
4. культурно - массовые и спортивные мероприятия своими силами
5. работа с подростками
6. помощь одиноким и престарелым людям
7. другие мероприятия
Работа в группе по проекту программы "Двор"
Обсуждение полученного проекта программы "Двор" под девизом "Город начинается с меня", внесение дополнений
10. Поведение итогов
Координатор:
Дорогие ребята, какой вывод из сегодняшнего занятия мы можем сделать?
1. Было ли у нас социальное самоопределение (через что это проявилось)?
2. Что сделали хорошо, за счет чего?
Что не получилось, почему?
3. Какие впечатления и эмоции Вы испытали?
4. Ваши пожелания организаторам новых Интенсивных школ
Приложения, внесенные координаторами после окончания занятия:
Приложение №1
Подведение итогов координатором совместно с ребятами, заполнение слайда по вопросам (заполнено
в конце занятия на основе ответов ребят)
Вопросы
Ответы ребят
1. Было ли у нас социальное самоопределение (через что это проявилось)?
В ходе пробы мы в группе сделали самооценку своих общественных возможностей по проекту «Двор»:
- через личностное понимание общественных дел,
- через «хочу – могу – надо»
- через деловое межличностное общение.
2. Что получилось сделать хорошо?
За счет чего?
Что не получилось, почему?
Мы сделали продукт проект программы «Двор»
За счет поставленной цели и совместной деятельности
Можно было сделать более детально, было мало времени на работу.
3. Что произвело впечатление?
Можно сделать много полезных общественных дел, если объединиться.
4. Наши эмоции
Удовлетворенность от проекта (хотя пока только на бумаге, но это можно претворять в жизнь).
5. Ваши пожелания
Больше таких встреч, которые учат общению, межличностному пониманию с незнакомыми людьми в ходе решения поставленных целей
Приложение №2 созданный ребятами проект программы "Двор"
организация общественного комитета двора
- его численность 12 человек (по 3 – 4 человека от дома), взрослые – 8 человек, 4 человека подростки – 8- 11 классов
2. благоустройство двора
- обустройство клумб (конкурс на лучшую клумбу);
- обустройство детской площадки с помощью ЖКХ;
- строительство снежной горки;
- оборудование площадки под волейбол, баскетбол;
- уход за клумбами (полив, прополка)
3. организация субботников (сколько раз)
- раз в месяц по 5 человек от подъезда (больше по мере необходимости);
4. культурно - массовые и спортивные мероприятия своими силами
- соревнования по футболу между дворовыми командами;
- занятия и соревнования по баскетболу и волейболу (в летнее время), шахматам, шашкам;
- игра в снежки, катание с горки (сделанной своими руками во дворе);
- летом дискотеки;
- дворовая зарядка по утрам (для всего двора в летнее время);
- установить праздник «День двора»;
- в летнее время развлекательные программы для маленьких детей, инвалидов, подростков
- разовые мероприятия
- организация праздника к «Дню защиты детей»
- организация выставки осеннего урожая
5. работа с подростками
- вовлечение в спортивные и культурно – массовые мероприятия (участие и помощь в организации);
- привлечение к оказанию помощи одиноким престарелым людям и инвалидам
- привлечение к работе по благоустройству двора (строительство зимой горки, летом – уход за цветами, принятие участия в субботниках)
6. помощь одиноким и престарелым людям
- организация волонтерского движения (включая подростков)
- вовлечение в проводимые мероприятия
7. другое
- найти поддержку общественных начинаний в администрации города, ЖКХ, найти и привлечь спонсоров в случае необходимости.
Социальная проба «Права и обязанности ребенка»
Цели:
Мобилизация всех имеющихся знаний по теме права и обязанности ребёнка, международные документы о правах детей.
Воспитание вдумчивого отношения и уважения к собственным правам и правам других.
Формирование ответственного отношения к своим обязанностям.
Способствовать социальному самоопределению старшеклассников через умение реализовывать свои права в жизни.
Развитие аналитического и критического мышления старшеклассников, умения переносить теоретический материал в практическое применение.
Развитие навыков: самопонимания, самоуважения, самоутверждения, коммуникабельности, умения слушать, умения публично выступать.
Участники: учащиеся 11 классов, группа из 16 человек, координаторы группы.
Место проведения: МАОУ СОШ №12
Необходимое оборудование: ватманы 2, маркеры цветные, проектор, экран, скотч, бумага цветная
А 4, иголочки.
Сценарий работы группы
1.Встреча участников.
--Дети заходят в аудиторию, рассаживаются на приготовленные места, делятся автоматически на две команды.
--Участникам предлагают подписать бейджики и прикрепить к одежде.
2. Психологический настрой на деятельность.
Слово ведущего:
Уважаемые ребята, мы рады приветствовать Вас на интенсивной школе « Социальное самоопределение». Для нас эти встречи уже становятся традиционными и мы очень рады возможности нового общения, новых впечатлений, интересной и продуктивной работы.
Координаторами этой группы являемся мы _________________________________________
Будьте активны, позитивны, доброжелательно настроены и тогда наше общение будет полезным для Вас.
3. Представление презентации « Социальное самоопределение»
Слово ведущего:
Тема нашей интенсивной школы « Социальное самоопределение». (показ презентации )
4. Вступление
Слово ведущего:
Трудно представить успешным человека, грамотным специалиста без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – выпускникам, ученикам 11-х классов совсем скоро предстоит решать эти важные задачи. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в правовой игре в которой мы мобилизуем ваши знания по правам и обязанностям детей и попробуем применить некоторые права в игровой практике.
5. Фильм на 7 минут о правах детей и международных документах о правах детей
Слово ведущего:
Предлагаем информационную справку о правах детей и международных документах о правах детей.
6. Знакомство
Слово ведущего:
Мы вспомнили основные права, которыми наделены по международному праву, но каждый из нас имеет обязанности, которые, как и права обязательны для реализации. Хоть Вы ещё и дети, но обязанностей у Вас уже очень много как правовых так и моральных. И то, как ребёнок выполняет свои обязанности, может многое о нём рассказать. Мы предлагаем Вам познакомиться выбрав на доске предложенные характеристики обязанностей, которые свойственны Вам.
На доске:
Исполнительный
Ответственный
Трудолюбивый
Хорошо учусь
Защитник животных
Уважаю старших
Пунктуальный
Законопослушный
Помощник по дому
Забочусь о младших
Веду здоровый образ жизни
Я против наркотиков
Защитник природы
Горжусь Россией
Я против национализма
Ценю свободу личности
Веротерпим
(дети выбирают характеристику, садятся на место , затем называют имя и характеристику)
7. Задание « право-понятие»
Слово ведущего:
Своим выбором вы показали, что выполняете принятые в обществе нормы и правила, но часто это бывает непроизвольно. А правовая культура предполагает знание теории и умение применять её на практике. Поэтому немного теории.
Предлагаем вашим группам задание:
На столах разложены правовые термины и их определения. Вам необходимо их соотнести. На работу 3 минуты. Каждая группа представляет по очереди определение терминов.
(дети соотносят термины и понятия, затем ответы представляет по очереди каждая команда. На слайдах выходят правильные ответы)
Приложение
ВАНДАЛИЗМ - преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Термин "В." происходит от названия германского племени вандалов, известных своими набегами на Рим и его провинции, что сопровождалось огромными разрушениями
КЛЕВЕТА - по уголовному праву РФ распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 УК РФ).
КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС - запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток. Одна из мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения. Граждане, нарушившие правила К.ч., задерживаются силами охраны правопорядка до его окончания, а не имеющие при себе документов - до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.
КРАЖА - тайное хищение чужого имущества; одно из преступлений против собственности, предусмотренных уголовным законом РФ. Квалифицирующими признаками К. являются: повторность, совершение К. по предварительному сговору группы лиц или с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, а равно с причинением значительного ущерба потерпевшему. К числу особо квалифицированных видов относится К., совершенная в крупных размерах или организованной группой либо особо опасным рецидивистом.
МОШЕННИЧЕСТВО - в уголовном праве РФ одно из преступлений против собственности, ненасильственная форма хищения. Представляет собой завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). Квалифицированным является М., совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, а также в крупных размерах, организованной группой или особо опасным рецидивистом.
ОСКОРБЛЕНИЕ - преступление, заключающееся в унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме (ст. 130 УК РФ). О. бывает устным, письменным, деятельным (пощечина, непристойный жест и т.д.), публичным либо в отсутствие потерпевшего. В отличие от клеветы при О. не сообщается каких-либо позорящих потерпевшего сведений, а дается отрицательная оценка его личности, качеств, поведения, причем в грубой форме.
ДЕЗЕРТИРСТВО (от лат. desertio - оставление без помощи, побег) - преступление против военной службы, предусмотренное ст. 338 УК РФ; заключается в самовольном оставлении части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу. Военнослужащий, впервые совершивший Д., может быть освобожден от уголовной ответственности, если оно явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с согласия родителей, усыновителей или попечителя) занимается предпринимательской деятельностью. Э. производится по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии согласия родителей (усыновителей, попечителя) - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не отвечают по обязательствам эмансипированного.
Распечатка
ВАНДАЛИЗМ
КЛЕВЕТА
КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС -
КРАЖА
МОШЕННИЧЕСТВО
ОСКОРБЛЕНИЕ
ДЕЗЕРТИРСТВО
ЭМАНСИПАЦИЯ
- преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
по уголовному праву РФ распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 УК РФ).
запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток.
тайное хищение чужого имущества; одно из преступлений против собственности, предусмотренных уголовным законом РФ.
в уголовном праве РФ одно из преступлений против собственности, ненасильственная форма хищения. Представляет собой завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ).
преступление, заключающееся в унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме (ст. 130 УК РФ), бывает устным, письменным, деятельным (пощечина, непристойный жест и т.д.), публичным либо в отсутствие потерпевшего. При данном правонарушении не сообщается каких-либо позорящих потерпевшего сведений, а дается отрицательная оценка его личности, качеств, поведения, причем в грубой форме.
преступление против военной службы, предусмотренное ст. 338 УК РФ; заключается в самовольном оставлении части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу.
объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с согласия родителей, усыновителей или попечителя) занимается предпринимательской деятельностью.
8. Анализ иллюстраций с правовой ситуацией
Слово ведущего:
Ну а теперь перейдём к практике. Мы предлагаем вашим группам иллюстрации самых часто встречаемых правонарушений в молодёжной среде. Вы должны определить какое это правонарушение и какой вид ответственности предусмотрен за это деяние. На обсуждение иллюстрации 30 секунд, затем группа представляет ответ . Если другая группа согласна, то одобряет аплодисментами, если нет , то представляет своё решение.
( на экране появляются иллюстрации с правовой ситуацией, дети обсуждают 30 секунд и дают ответ)
9. Разыгрывание сценок
Слово ведущего:
Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни ( Сценки разыгрывают ученики)1 команда:
Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына?
( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)
2 команда:
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын: У Меня завтра контрольная Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.Что должна ответить мама?
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
1 команда:
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый
На чьей стороне закон?
(Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).
2 команда:
Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен. Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.Что должна ответить билетерша мальчикам?((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.)
1 команда:
Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядком?
( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)
2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).
10. Создание продукта работы в группе
Слово ведущего:
Сегодня мы много вспомнили о правах и обязанностях детей, кто -то узнал новую информацию. А теперь предлагаем Вам подвести итог нашей работе.
Наше современное общество не стабильно. Мы думали, не будет войны и убийство детей в 21 веке, что человечество, что уже осознало необходимость защиты детей и сделано достаточно для их безопасной жизни. Однако современные события это и война на Украине и жестокое обращение с детьми в семьях и жесткие рамки существование детей в современном конкурентном обществе вынуждают нас опять обращаться с призывом о защите прав детей. Предлагаем группам создать обращение к современникам «Защитите детство».
Мы хотим сохранить права
Обязанности, которые мы будем выполнять
11. Представление продукта групп, выбор наиболее полного выступления на общем заседании
12. Заключение
Слово ведущего:
Дорогие ребята, многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в семье, классе, школе, в другом коллективе надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
Права и обязанности детей
гражданские и политические права:
· с момента рождения право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);
на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
· на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
· на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);
· на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);
· на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учитывается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересамУчитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Семейный кодекс РФ);
· на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. (Конституция РФ, ст. 27);
· на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);
· на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);
· на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);
· на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).
права ребёнка в семье
Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:
· на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);
· жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
· на воссоединение с семьей, в случаях необходимости получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
· на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);
· на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Семейный кодекс РФ, ст. 55);
· на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).
права ребенка в области социального обеспечения
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей еже месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.
права ребёнка в области жилищного права
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:
· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);
· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;
· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;
· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;
· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.
имущественные права ребенка
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:
· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);
· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).
При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, ст. 26).
За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).
Какие обязанности несёт ребёнок?
· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);
· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);
· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);
· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);
· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);
· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).
Какую ответственность несёт несовершеннолетний?
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми нистративную и материальную ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
· в судах на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
· в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право нарушениях на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хулиганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хищения, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобщественные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).
Социальная проба
«Эффективное поведение на рынке труда»
(рекомендации по трудоустройству)
1.Презентация «Развитие навыков самоопределения» (3мин.)
2.Знакомство - тренинг « Мы одна команда» (Цель: познакомиться друг с другом; психологический настрой на деятельность) (10 мин.)
3.Вступление по теме: «Рекомендации по трудоустройству» (мотивация на работу в группе, о социальной пробе и продукте нашей работы) (3 мин.)
4.Проблемные вопросы по трудоустройству для участников команды: (2мин.)
-На какие положительные качества человека обращает внимание работодатель при приеме на работу?
- Какие отрицательные качества могут не устроить работодателя?
5.Решение проблемных вопросов - работа в группах. (обсуждение, составление списка качеств человека при трудоустройстве) (7мин.)
6.Выступление от групп (3 мин.)
7. «Секреты трудоустройства» - просмотр видео- рекомендации психолога Н.Грейс (8-10 мин)
8.Рекомендации по трудоустройству - презентация «Эффективное поведение на рынке труда» (10-12 мин)
1. Собеседование с работодателем (видеофрагмент).
2. Правила написания резюме.
9. Работа в группе (создание продукта на основе полученных знаний) (10 мин.)
1.Правила поведение при собеседовании.
2.Составление резюме.
10. Выступление от групп (5мин.)
Социальная проба «Толерантная личность»
Цели:
1. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
2. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
Задачи:
1. Развить навыки социального поведения.
2. Выработать принципы толерантного поведения.
Художественное оформление кабинета:
На доске - плакат- схема цветка толерантности(лепестки закрыты), на стенах высказывания по теме.
Перед началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таким образом, образуются 4 группы.
На экране открыт 1-ый слайд презентации.
Учитель:
Сегодня у нас с вами необычный разговор: мы впервые встречаемся в непривычной для нас обстановке – занятие мы проводим совместно со старшеклассниками разных школ города, наш разговор будет посвящен толерантности. Почему именно толерантности? 16ноября 1995 года государства - члены ЮНЕСКО приняли декларацию принципов толерантности: все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.(2-3слайды)
Но прежде чем продолжить наше занятие давайте поздороваемся.
1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы (поклон)
2 группа – голубые жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)
3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)
4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы (спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» и в ответ человек должен поклониться)
Итак, в такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности.
Давайте лучше познакомимся со значением этого слова.(4-10слайды)
Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.(слайд 11)
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Перед вами на столе текст “Перед вами две дороги. Выбирайте...” Группам задание: Прочитайте текст, выскажите свои суждения. Вопросы в конце текста.
“Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Вопросы группам:
1.Почему молодой человек отказался помочь?
2.Как бы вы поступили в этом случае?
3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Заслушиваются ответы участников.
Учитель: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. (Милосердие, терпимость, прощение- открываются лепестки цветка толерантности)
Учитель:
Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других. Я предлагаю Вам разбиться на пары и, пообщавшись 2-3 минуты, выделить по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
Пары озвучивают результат своей работы.
Учитель: Мы продолжаем работу в группах и для обсуждения Вам предлагаются следующие вопросы:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2.Национальность влияет на взаимоотношения людей?
3. Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
4.Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Заслушиваются ответы участников.
Учитель: Вы работу выполняли в своей группе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.
Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Мы принимаем и должны принимать человека таким, каким он есть. Это толерантный путь развития личности (открываются лепесток на цветке).(слайд12)
Учитель: А теперь я вновь предлагаю Вам разбиться на пары. Задание парам:
Игра «Самолетик» Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод:
Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание (открывается лепесток сотрудничество).(слайд 13).
Учитель: Мы продолжаем играть и развивать принципы толерантного поведения.
Игра «Строй» 1. Постройтесь по алфавиту.2.Постройтесь по росту
Игра «Автобус» Все плотно встали в малый круг, начерченный на полу. Это салон автобуса. На кругу де метки. Задача. Пробраться от входа к выходу.
Игра «Фигура» Все встали вкруг, взявшись за руки. Молча, не разрывая рук, строим фигуры(квадрат, треугольник, ромб)
После выполнения каждого задание небольшое обсуждение( довольны ли как выполняли упражнение, кто направлял, кому помогали и т.д.)
Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Рисунки предлагается забрать домой(домашнее задание) и поработать над изменениями в дальнейшем.
Учитель:
Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д. Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения. Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.
Учитель : Давайте вновь поработаем в группах. Каждой группе предлагается для обсуждения четыре вопроса. Ваши суждения мы рады будем услышать.
Итак, «Что делать, если»:
· Я переехал на новое место и пришел в новый класс.
· Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.
· Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.
· У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.
Заслушиваются ответы участников.
Рефлексия: «Цветок толерантности»
Мы вырастили наш собственный цветок толерантности. Пусть наш цветок радует всех окружающих разноцветными лепестками. Каждый для себя определил, какого качества толерантной личности ему не достает, какое нужно развивать, а какое уже сформировано и приносит свои плоды. Что Вам понравилось? Какое задание вызывало затруднение? Что давалось с трудом? Нужны ли Вам такие встречи? Что они дают Вам? И т.д.
Социальная проба «Ты в команде»
1.Знакомство с участниками.
Вед: - Доброе утро друзья! Мы рады видеть вас в стенах нашей школы! Для начала давайте познакомимся! Предлагаю всем сесть в круг. (Я Ольга и у меня хорошо, получается, читать стихи, я Наталья и у меня получается.)
2.Презентация. Постановка цели:
Вед: - Мы все такие разные по воле случая оказались в одной группе, задача которой стать командой! Скажите, пожалуйста, ребята, а что обозначает слово команда?
- Можно ли назвать стоящих во дворе группу людей командой?
Ответы детей: - В команде должна быть общая цель и общее дело.
3.Делим детей на группы (пазлы, 2 набора)
4. Игра «цепочка помощи:
Вам предлагается ситуация:
1 вариант: «В доме пожар» - Что делать?
Предлагается вспомнить название разных предметов или действий, которые необходимы в данной ситуации. (После этого члены каждой группы выстраиваются в цепочку помощи, состоящей из такого количества детей, сколько слов они вспомнили и по очереди называют свои слова.)
(Работа в группах выступление, обозначились лидеры )
2 вариант «Потерялась девочка» - Что делать?
Предлагается вспомнить название разных предметов или действий, которые необходимы в данной ситуации. (После этого члены каждой группы выстраиваются в цепочку помощи, состоящей из такого количества детей, сколько слов они вспомнили и по очереди называют свои слова.)
(Работа в группах, выступление, обозначились лидеры)
Вед: - Почему мы быстро справились в данной ситуации? (Ответы: работали все вместе)
Вед: - А теперь попробуем выстроить цепочку помощи все вместе, каждый называет по очереди действия по ситуации, не повторяясь. (Картинка на доске)
Вед: - Мы увидели результат коллективного, организованного действия. Какие человеческие качества необходимы при этом. Напишите эти качества. (Работа в группах.)
5. Индийская притча «О ссоре птиц» - Предлагаем вам послушать притчу.
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в нее попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. И стали они говорить друг другу:
- Соблазнила нас приманка. Давайте, все в раз взмахнем крыльями и взлетим. Может нам и удастся поднять сеть.
И, правда, удалось, - взмахнули крыльям, подняли сеть и полетели.
Увидел птицелов: сеть с птицами летит и побежал вдогонку. Наверху птицы в сети по воздуху летят, а внизу птицелов вдогонку бежит. Бежит и думает: «А ведь в сеть – то разные птицы попались! Глядишь и перессорятся. А перессорятся, быстро лететь не смогут - сеть их к земле потянет!»
Так оно и случилось. Сначала птицы тащили сеть дружно, но потом заспорили. Вороны закаркали:
- Никто так не старается, как мы, вороны! А если бы мы ленились, подобно вам, прочим птицам, сеть давно уже упала бы на землю вместе со всеми нами.
Выслушали их голуби и рассердились:
- Будет вам, вороны! – сказали они. - Перестаньте бахвалиться! Мы больше вас стараемся.
Тут в спор вступили все остальные птицы, и началась у них перебранке. Заспорили птицы, перестали стараться - еле – еле крыльями машут - вот сеть и начала спускаться на землю. Птицелов подбежал, схватил веревку от сети и притянул к себе сеть вместе с птицами. Унес их и всех в клетки пересажал.
Вопросы:
Какое отношение имеет эта притча к сегодняшнему разговору.
Как вы думаете, как еще могли спастись птицы?
Вед: - А теперь мы предлагаем поиграть в игру «Быстро в стаю собирайся». (вороны, кукушки, утки, включаем фон леса)
Вед: - Трудно ли вам было искать друг друга? Почему? (детям дается сеть и предлагается обыграть ситуацию, которая бы помогла бы спастись птицам?)
Вед: А теперь в доказательство того что мы стали одной командой, мы попробуем преодолеть еще одно испытание.
6.Треннинг «Скала» (расставляются стулья в одну линию, и объясняются правила, в завершении тренинга каждому участнику приклеивается стикер «Ты в команде!» «Мы вместе!»)
7. Подведение итогов.
1.Изображение на плакате «Птицы единства» или «Завещание потомкам». Подготовить участников для выступлении на итоговом сборе. ( инсценировка с стиле репа )
Заголовок 315