Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ. КРУЖОК «РАДУГА ДОРОГ»

муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3


«Принято» «Утверждаю»
методическим советом Директор ________ М.Н.Титова
протокол от «__»______20__г. №__ приказ от «__»______20__г. №___
Председатель _________А.П.Воронюк









Программа дополнительного образования детей
социально-педагогической направленности

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ.
КРУЖОК «РАДУГА ДОРОГ»


Возраст обучающихся 9-10 лет

Срок реализации – 1 год



Составитель программы:
Дорус Л.М.,
педагог
дополнительного
образования















Апатиты
2013
1-й этап – Совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, иной игровой деятельности), участие в работе отрядов юных инспекторов движения, иных объединений дополнительного образования детей. Возрастная категория: 10-14 лет.
Программа кружка «Радуга дорог» модифицированная. Разработана на основе программы «Программа перечня правил дорожного движения и основ безопасного поведения на улице для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ» (Российская академия образования управление ГАИ ГУВД г. Москва – м., 1994 год); методических рекомендаций для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны авторским коллективом под руководством С.В.Барканова и О.А.Никоновой в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрено Министерством образования РФ Москва, 2001 год.)
Особенностью разработанной программы является: направленность на реализацию вариабельности, а именно, включение в занятие кружка нескольких разделов : «Школа ЮИДД», работа агитбригады, «Школа юного велосипедиста». Содержание каждого раздела, построено исходя из возрастных и психофизических возможностей, имеет свои задачи обучения.
Первый раздел «Школа ЮИДД» предусматривает приобретение учащимися теоретических и практических знаний и умений, овладение большим объемом новых навыков, необходимых для безопасного поведения.
Второй раздел – работа агитбригады. Ребята из кружка не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями, участвуют в неделях безопасности, изготавливают поделки по пропаганде БДД, участвуют в школьных, городских конкурсах рисунков и плакатов.
Третий раздел «Школа юного велосипедиста» обучает езде на велосипеде, разбираются практические ситуации.
По форме реализации – групповые занятия.
По виду деятельности – социальная.
По уровню освоению учебного материала – общекультурная.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа кружка предназначена для детей 8-10 лет.
Режим занятий: занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
(в течении года должно быть проведено 102 часа, из них 40 часов – практические занятия)
Форма работы на практических занятиях: тренинги, игры, упражнения.
Работа кружка предполагает экскурсии по городу, постановки мини-спектаклей, встречи с работниками ГИБДД и представителями общественных организаций.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
Правила дорожного движения и безопасного поведение пешеходов и пассажиров, участвующих в дорожном движении;
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей и правила поведения при них;
Правила безопасного поведения на железной дороге;
Знаки дорожного движения и разметку, сигналы светофора, правила дорожного движения в населенных пунктах и вне их;
Правила движения в группе и в колонне;
Правила движения для водителей велосипедов;
Правила оказания первой медицинской помощи;
Права, обязанности и ответственность граждан в области дорожного движения.

Учащиеся должны уметь:
Следовать правилам дорожного движения и безопасного поведения пешеходов и пассажиров;
Правильно вести себя в случае дорожно-транспортных происшествий;
Оказывать простые виды первой медицинской помощи;
Исполнять правила дорожного движения для водителей велосипедов;
Применять полученные знания при движениях по улицам города;
Предвидеть и по возможности избегать чрезвычайных ситуаций на дорогах.
Содержание программы
Раздел 1. «Правила дорожного движения»
Правила дорожного движения.
История возникновения правил дорожного движения. Их изменение в связи с развитием транспортных средств, дорог и общественных отношений в сфере дорожного движения.
Путешествие в страну дорожных знаний.
Ознакомление с основными понятиями: проезжая часть, островок безопасности, тротуар, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, пешеходная дорожка, остановочный пункт маршрутных транспортных средств. Указание на схеме элементов проезжей части.
Транспортные средства.
Автобус, автомобиль, велосипед, колесный трактор, мопед, мотоцикл, прицеп, трамвай, троллейбус, степень опасности каждого из них.
Я – пешеход.
Пешеходный переход, сигналы светофора. Движение по улице в темное время суток. Правила движения по тротуару.
Светофор – наш друг и помощник.
История светофора. Виды светофоров, сигналы светофора. Их предназначение. Правила подчинения сигналам светофора (п.п.39-42 и приложение 1 Правил).
Практическое занятие «Изучаем пешеходный переход».
Дорога в школу.
Безопасный маршрут в школу и из школы домой. Рисунки индивидуальных маршрутов. Их обсуждение. Потенциальные опасности для детей при их движении на маршруте «Школа – дом».
Погода, время и дорога.
Влияние времени года, погодных условий и времени суток на безопасность дорожного движения. Правила безопасного поведения при катании на роликах, лыжах, санках и коньках.
Практическое занятие - экскурсия по городу «Изучаем светофор»(1,5 часа)
Наблюдение за движением транспорта и пешеходов.
Знакомство с дорожными знаками (3 часа)
Дорожные знаки: пешеходная дорожка, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход, велосипедная дорожка, жилая зона, остановочный пункт (приложение 2 Правил).
Поведение на остановочном пункте маршрутного транспорта (3 часа)
Маршрутный транспорт. Зона остановки. Правила поведения на посадочных площадках при ожидании маршрутного транспорта по прибытии транспорта и при его отправлении. Посторонние предметы и безопасность движения (п.2.25, 18.4, 23, 24 Правил).

Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги (1,5 часа)
Переход дороги на перекрестке по сигналам светофора. Переход дороги в специально обозначенных для перехода местах. Переход улицы, дороги вне населенного пункта (без светофора и дорожного знака «Пешеходный переход») (п.17, 42 Правил).
Опасные ситуации на дороге(3 часа)
Возникновение опасности для пешеходов при движении по дороге. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Права и обязанности пешеходов (глава 2, 4, п.135 Правил).
Я – пассажир(3часа)
Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве, при следовании с родителями, в группах и самостоятельно. Правила безопасного поведения детей-пассажиров в легковом автомобиле, на мотоцикле (п.2.44, 178, 179, 181.5, 181.7, глава 5 Правил).
Водитель и пассажиры(3часа)
Правила общения водителя и пассажиров. Недопустимость отвлекания внимания водителя во время движения. Поведение пассажиров в салоне транспортного средства и безопасность дорожного движения (глава 5, 23 Правил).
Практическое занятие – просмотр и обсуждение видеофильма на тему безопасности движения(5 часов)
Я – велосипедист(3 часа)
Правила управления велосипедом. Возрастной ценз. Где можно и где нельзя кататься на велосипеде. Уход за велосипедом. Требования к техническому состоянию и внешнему виду велосипеда.
Практическое занятие(6 часов) – практическая езда с целью отработки навыков безопасного управления велосипедом, маневрирование и остановка. Игра – соревнование на мастерство вождения велосипедов.
Безопасное поведение на железнодорожном транспорте(3 часа)
Опасность, которая возникает при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Железнодорожные переезды. Сигналы. Запрет хождения по железнодорожному полотну, насыпи. Запрет игр вблизи железной дороги. Правила пересечения железнодорожных путей. Правила пользования и поведения в железнодорожном транспорте.
Практическое занятие – решение ситуативных задач( 1,5 часа)
Обобщающие игровые занятия.( 3часа)
Просмотр и обсуждение видео и кинофильмов, видеороликов на тему безопасности движения. Проведение итогового теста по безопасности движения.




Раздел 2 «Оказание первой медицинской помощи»
Оказание первой медицинской помощи(3ч)
Значение оказания первой медицинской помощи. Виды перевязочных материалов. Изучение средств оказания первой медицинской помощи. Овладение элементарными способами первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Виды травм.
Виды кровотечений: капиллярное, венозное и артериальное. Способы их остановки.(1,5 часа)
Практическое занятие – наложение повязки, жгута совместно с медицинским работником( 1,5 часа)

Тематический план (102 часа в год)

Тема
Количество часов
Содержание занятий



Теория
Практика
Всего



Раздел 1. «Школа ЮИДД»





1
Правила дорожного движения
5
1
6
История возникновения правил дорожного движения.

2
Новые правила дорожного движения
2
1
3
Новые правила дорожного движения вступившие в силу с 01.01.06 г.

3
Путешествие в страну дорожных знаков
4
2
6
Ознакомление с основными понятиями: проезжая часть, островок безопасности, тротуар, пешеходный переход, пешеходная дорожка, островок безопасности.

4
Транспортные средства
3
-
3
Автобус, автомобиль, трактор мопед, мотоцикл, прицеп, трамвай, троллейбус. Степень опасности каждого из них.

5
Я - пешеход
3
3
6
Пешеходный переход, сигналы светофора. Движение по улице в темное время суток. Правила движения по тротуару.

6
Изучаем пешеходный переход.
1
2
3
Практическое занятие.

7
Дорога в школу
3
3
6
Безопасный маршрут в школу и из школы домой. Потенциальные опасности для детей при их движении на маршруте «Школа-дом»

8
Погода, время и дорога
3
-
3
Влияние времени года, погодных условий и времени суток на безопасность дорожного движения. Правила безопасного поведения при катании на роликах, лыжах, санках коньках.

9
Светофор - наш друг и помощник
5
1
6
История возникновения светофора. Виды светофоров, сигналы светофора. Их предназначение. Правила подчинения сигналам светофора (п.п.39-42 приложения 1 Правил).

10
В стране дорожных знаков
4
2
6
Знакомство с дорожными знаками. Дорожные знаки: пешеходная дорожка, пешеходный переход, подземный переход, наземный переход, велосипедная дорожка, жилая зона, остановочный пункт

11
Поведение на остановочном пункте маршрутного транспорта
1,5
1,5
3
Маршрутный транспорт. Зона остановки. Правила поведения на посадочных площадках при ожидании маршрутного транспорта по прибытии транспорта и при его отправлении. Посторонние предметы и безопасность движения (п. 2.25, 18.4, 23. 24 Правил)

12
Опасные ситуации на дороге
3
-
3
Возникновение опасности для пешеходов при движении по дороге. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Права и обязанности пешеходов (глава 2.4, п. 135 Правил)

13
Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги
-
1,5
1,5
Переход дороги по сигналам светофора. Переход дороги в специально обозначенных для перехода местах. Переход дороги вне населенного пункта( без светофора и дорожного знака «Пешеходный переход» (п. 17, 42 Правил)

14
Я - пассажир
3
3
6
Основные правила безопасного поведения детей- пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, группами и самостоятельно .Правила безопасного поведения детей - пассажиров в легковом автомобиле на мотоцикле (п.2.44, 178, 181.5, 181,7 глава 5 Правил)

15
Водитель и пассажиры
1,5
-
1,5
Правила общения водителя и пассажиров. Недопустимость отвлекания внимания водителя во время движения, Поведение пассажиров в салоне транспортного средства и безопасность дорожного движения (глава 5,23 Правил)

16
Практическое занятие
-
2
2
Просмотр и обсуждение видеофильма на тему «Безопасное поведение на транспорте


Раздел 2. «Школа юного велосипедиста».





17
Я - велосипедист
5
12
17
Правила управления велосипедом. Возрастной ценз. Где можно и где нельзя кататься на велосипеде. Уход за велосипедом. Требования к техническому состоянию и внешнему виду велосипеда.

18
Безопасное поведение на железнодорожном транспорте
3
3
6
Опасность, которая возникает при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Железнодорожные переезды. Сигналы. Запрет хождения по железнодорожному полотну, насыпи. Запрет игр вблизи железной дороги. Правила пересечения железнодорожных путей. Правила пользования и поведения в железнодорожном транспорте.

19
Обобщающие игровые занятия
-
6
6
Просмотр видео и кинофильмов, видеороликов на тему безопасного движения. Проведение итогового теста по безопасности дорожного движения.


Раздел 3. «Оказание первой медицинской помощи».





20
Оказание первой медицинской помощи
2
1
3
Значение первой медпомощи. Виды перевязочных материалов. Овладение элементарными способами первой медпомощи.

21
Виды травм и кровотечений
1
2
3
Переломы, ушибы, вывихи, Венозное, капиллярное и артериальное кровотечение. Способы их остановки

22
Практическое занятие (совместно с медицинским работником)
-
2
2
Наложение повязки, жгута


ИТОГО:
53
49
102



15