Консультация для родителей Что нужно читать детям?
Что нужно читать детям?
Людей, читавших огромное количество книг, повстречать гораздо легче, чем тех, кто может оценить достоинства той или иной книги для развития души человека. Обычно дело не идёт дальше выражения собственных чувств или односложных категоричных оценок в отношении последней прочитанной книги.
Чтение книг — это не приятное времяпрепровождение или развлечение, а средство развития личности, обогащение жизненным опытом. Но для многих взрослых — это, к сожалению, именно первое.
Важнейший смысл и главное назначение чтения художественной литературы состоит в познании человеческой души, чужой и своей, в познании своей души в будущем, в познании души противоположного пола с тем, чтобы, однажды встретив, узнать человека, с которым можно построить прочную семью, родить и воспитать хороших детей.
Книга даёт знание жизни. Знать жизнь — это значит, знать людей в их разнообразии и непостоянстве, в их низости и величии.
Можно, и не читая книг, знать жизнь, но книги «сокращают нам опыты быстротекущей жизни» (А.С.Пушкин. «Борис Годунов»).
Говорят, что «чтобы стать мудрым, надо прочитать 10 книг, но чтобы найти эти 10, надо прочитать тысячи».
Огромное множество книг требуют для своего полного понимания жизненного опыта и зрелости. Но, несмотря на это, самые важные книги должны быть прочитаны уже приблизительно к 20 годам, т.е. к началу самостоятельной жизни. Дальше жизни учит сама жизнь.
Чаще люди читают своим детям то, что им самим читали в детстве, или вообще полагаются на пометку «детское» и считают, что подойдёт всё. Однако последнее не верно. Мир книг столь же разнообразен, как и мир людей.
Среди окружающих людей мало тех, кому мы действительно можем доверять, чьё виденье мира близко к нашему, и чьи советы, поэтому, окажутся нам полезными.
Детей нужно беречь от влияния людей, чьё миропонимание нам чуждо, потому что, хотя дети и вырастут, но они с нами на всю жизнь.
Дети, как и любые читатели, болеют за главных героев книги, поэтому главные действующие лица должны быть такими, какими вы хотите видеть ваших детей.
В жизни добро и зло часто переплетены, но в книгах, которые читаются детям, они на первых порах должны быть разделены.
Детям нужно всесторонне и разнообразно показывать, главным образом, те примеры действий, которые должны лечь в основу их стереотипа поведения.
Неправильное можно показывать только, когда оно кругом обставлено табличками «это плохо», и когда оно соответствует уровню понимания ребёнка.
И делать это надо вовремя: до того, как ребёнок с «плохим» в жизни встретится самостоятельно, не зная, хорошее это или плохое. Иначе он может заразиться пороком на десятки лет.
Каждая правильно подобранная и донесённая до души ребёнка книга вносит свой вклад в оберегание его от неправильного выбора других книг, друзей и даже жизненного пути.
Перед тем, как что-то читать детям, надо это прочитать самому и оценить, что за образы лягут в память маленькому человеку и будут определять его дальнейшее мировосприятие.
Родительская цензура должна касаться вообще всего, что относится к духовной жизни детей: книг, мультфильмов, фильмов, игр, мест гулянья, выбора школы, друзей, собственной речи и обсуждаемых при ребёнке тем.
Крайне серьёзное внимание следует уделять также рисункам в книгах.
Причины, по которым дети не любят читать.
У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок.
Дети слишком рано учатся читать - раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями.
Утерян основной мотив образования — изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают.
Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше — существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей.
Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.
Есть теория, согласно которой, родилось первое поколение (после 2000 года), которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
Но, это не говорит о том, что читать детям совершенно не нужно. Нужно, даже необходимо, но так, чтобы учитывались и интересы ребёнка. Сделать это можно при помощи ИКТ.
Первое знакомство с литературой у ребёнка начинается с УНТ, фольклора, т.е. с тем, что доступно его восприятию.
Малые жанры фольклора в детском чтении
В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.
В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками, которые развивают чувство ритма.
Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. Таким образом он упорядочивает свои знания о мире.
В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни.
Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы: "Седьмая вода на киселе".
В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.
Далее идут сказки, стихи, авторские произведения.
Сказка – это маленькая модель мироздания. Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. А это и есть модель идеального мира.
Поэзия расширяет кругозор человека, даёт возможность анализировать, развиваться с этической стороны. Если человек действительно увлекается поэзией, скорее всего в нём присутствую такие черты характера, как рассудительность, чувственность, а в некоторых случаях проявляется, даже авантюризм. С такими людьми не когда не бывает скучно.
Русская литература учит нас:
Понимать себя. А значит, в перспективе - и другого. Реже наступать на те же грабли. Разбираться в людях. Логически мыслить. Любить то, что стОит любви. Различать добро и зло. Общечеловеческим ценностям. Хорошему вкусу. Найти своё место в жизни. Воспринимать личных врагов как учителей своих. Бороться с врагами отечества. Только лучше сказать, что она нас не учит, а помогает нам учиться. Учиться жить среди людей. Чтобы не получилось, как у некоторых: и сам не гам, и людям не дам.. . И все виноваты, кроме него самого. Если внимательно читать, то каждая хорошая книга убедит, что во всех бедах человека прежде всего виноват он сам. А это знание - дорогого стОит...
Предлагаю вам и вашим детям к прочтению следующую литературу.
Я предлагаю вам просмотреть наш групповой творческий проект «Весеннее настроение» - чтение стихов о весне детьми с целью создания видеоклипа
Цель таких роликов – учится слышать себя, свою интонацию.
Моя рекомендация: Читайте своим детям, читайте вместе с детьми, слушайте чтение своих детей.