Клиповое мышление: кто виноват и что делать?

Клиповое мышление: кто виноват и что делать?
Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка».
Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы.
По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий.
Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов)
В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в  философско-психологической  литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости
За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума.
В 2010 году культуролог Константин  Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1)   ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2)   потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3)    увеличение разнообразия поступающей информации;
4)    увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5)   рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
В целом, эпитет «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную коннотацию, чаще всего им «награждают» подростков и молодежь, считается, что данный вид мышления катастрофичен, ведь они читают урывками, слушают музыку в авто, посредством телефона, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах.
Человек не рождается с клиповым мышлением, оно вырабатывается и приобретается в силу следующих обстоятельств: компьютеризация, подключение школ к Интернету, зависимость от компьютерных игр и массовая культура , к которой относится телевидение, музыкальные клипы, кинофильмы, специальная литература.
Возникла положительная обратная связь: производители потребляемой информации стали подстраиваться под аудиторию с клиповым мышлением, а именно, массовая культура стала обслуживать людей с клиповым мышлением. Появились фильмы, например, «Матрица» и книги, предназначенные для людей с клиповым мышлением, в которых печатные тексты упрощены, фразы короткие, логическая связь между ними слабая. Роль читателя сводится к простому, бездумному потреблению информации, что вызывает у человека с клиповым мышлением положительные эмоции, душевный комфорт.
Клиповое мышление удобно для коммерции и рекламы. В рекламе делается упор на эмоции, а не на содержание, отключается осмысливание, остается приятное ощущение от полученной информации.
Появился новый термин в рекламе – клипмейкер и клипмейстерство, что является самостоятельным направлением в рекламе: текст предельно доступен и сопровождается меняющимися картинками, дается минимум полезной информации, но максимум эмоций. Таким образом, система производства информации воспроизводит саму себя и собственных потребителей.
Следует отметить некоторые особенности учащихся – обладателей клипового мышления:
1) не умеют анализировать, отсутствует четкая логика, они не умеют выделять главное и устанавливать логические связи;
2) обладают кратковременной памятью, в то время как долговременная память отсутствует. Они полностью забывают материал 2–3–4 недельной давности. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении развита кратковременная «механическая» память, из которой полученная информация быстро стирается за 1–2–3 дня.3 А запоминание должно быть на основании анализа и установления логических связей, при этом запоминание осуществляется непроизвольно. Мозг усваивает логические связи и на их основе осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на годы или на всю жизнь. При использовании, таким образом, полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности;
3) могут оперировать смыслами только малой длины. Возрастание сложности изучаемых объектов приводит к абсолютному непониманию изучаемого материала;
4) отсутствует интерес в изучении предмета, так как они не понимают о чем идет речь;
5) выражена быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;
6)  подростки не могут осилить что-либо из классической литературы, они могут читать только иллюстрированные комиксы и специальные газеты и журналы. Ученики не могут самостоятельно подготовить реферат по гуманитарной или специальной дисциплине;
7) не умеют работать самостоятельно;
8)резко снижается коэффициент усвоения знаний;
9) быстрая забываемость;
10)наблюдается низкая дисциплина, обусловленная отсутствием интереса;
11) человек с клиповым мышлением не может успешно учиться и делать успешную карьеру. Такие люди являются аутсайдерами в учебе и карьере;
12) уровень критического сознания людей с клиповым мышлением низкий. Эти люди программируемы. Они восприимчивы к чудесам, тайнам, мистике;
13) у учащихся с клиповым мышлением формируются своеобразные морально-этические ценности, а именно: ослабление чувства ответственности; понятия совести и чести исключены; отсутствует чувство сопереживания (смерть не вызывает сопереживания); люди становятся циничными; все, что связано с уровнем «ниже пояса», вызывает положительную эмоциональную реакцию.

+
-

да, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых
но, есть и оборотная сторона медали: клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;


да, у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, решать и т.д.
клиповое мышление это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра


да, клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала
клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации


да, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда

но великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать»


да, ослабляет чувство сопереживания
Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

но ускоряет реакцию. Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], разделил людей на два типа. Первый тип «люди книги» получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип «люди экрана» наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.



Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

Что случилось? Почему детей с клиповым сознанием становится все больше? Во-первых потому что это все таки особенности мышления (скажем так физические), а во-вторых ИХ ТАКИМИ ВОСПИТЫВАЮТ. Раньше воспитывали солдат, космонавтов, рабочих, ученых, матерей, теперь воспитывают ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Нынешнему обществу нужны потребители. Необходимы деньги => необходимо продать свой товар => необходимы покупатели товара => они не должны задумываться что и зачем покупают. Вот и вся цепочка. Ведь воспитание это не только школа и семья, это и телевидение, и Интернет, и друзья, общество в целом вот то, что формирует сознание . Если рассмотреть поближе проблему клипового сознания, то мы увидим более конкретные причины её появления:
1. Нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей зачем, если есть школа.
2. Однако школа тоже не очень хочет этим заниматься вместо того, чтобы воспитывать у детей навыки мышления, детей просто «готовят» к экзаменам, забивая голову разными фактами. В итоге, дойдя до университета, люди не умеют самостоятельно учиться, искать информацию, хотя это основа всего. Дети должны взаимодействовать со средой, не только брать, но и давать, а что получается? Ничего хорошего. Навыков мышления нет, навыков самообразования тоже, и как результат помести этого человека в незнакомую среду и все он не выживет.
Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
3. Структура общества. Беда в том, что существующие общественные ценности направлены именно на развитие клиповости сознания, книги, музыка, фильмы это тоже формирует у детей сознание. И что мы видим как идеал красивое бездушное тело с красивой спортивной машиной, дорогим домом и т.д. К чему это приводит люди стремятся к этому, так как это идеал, как следствие необходимо больше денег, и даже не важно как их заработать, важно что они есть.
4. Если в качестве исходных данных взять то, что факт существования клипового сознания признан, то возникает вопрос почему до сих пор ничего существенного не предпринимается? Ведь это тоже одна из причин почему клиповое сознание «цветет и пахнет».
Стоит наверно заметить, что люди с клиповым сознанием порождают людей с клиповым сознанием. Если это обретет массовость, то, следовательно, все больше и больше людей перестанет с этим бороться и все будет только усугубляться. Чем больше таких родителей, таких учителей, тем больше детей с клиповым сознанием.
Проблема в том, что существующая система образования ничем не может помочь в решении данной проблемы. Все делается «по-старинке» и как результат неуспеваемость учеников, недовольство учеников учителем и недовольство учителя учениками. Вывод надо что-то менять. Что же это «что-то»? Цель научить детей мыслить. Это главное. Средства достижения:
необходимо изучить, чем они отличаются от обычных детей. Что им нужно, их модели поведения, модели восприятия.
изменить учебный процесс таким образом, чтобы учебный процесс соответствовал восприятию учеников.
научить их мыслить своим способом. Глядишь, и вместо серой посредственности в результате имеем творческих людей.
больше уделять внимания развитию не логического мышления, а правополушарного (интуиция). Больше творческих задач, задач на чувства, эмоции, движения. Увидеть, потрогать, ощутить, сделать что-то руками.
Просто если дальше продолжать насаживать стандартные способы мышления то, во-первых, ничего хорошего не выйдет и мы встретим сопротивление, а во-вторых, даже если это получится, мы получим серую посредственность. А оно нам надо?
Нужно понимать, что клиповое мышление не диагноз, а вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы.
Что можно сделать?
Специфика работы над художественным произведением с целью профилактики развития клипового мышления учащихся.
Во-первых, необходимо сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную словесную формулу. Главная задача учителя – помочь ребятам.
Уместно здесь вспомнить о том, кто такой идеальный читатель? Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не пройти мимо трудностей и в какой-то степени избежать иллюзии понимания.
Идеальный читатель выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения.
Делать выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Эмоциональная реакция от такой работы тоже важна: школьники начинают чувствовать слово, а работа над выписками углубляет состояние удивления, продлевает его.
Не менее важным является выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования авторского текста.
Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода.
Что даёт такая работа? Прежде всего, она способствует осознанному восприятию текста и развитию монологической речи, так как формула, записанная учениками, содержит план высказывания, по которому можно судить о целостном восприятии текста, школьники учатся аргументировать свои доводы. Исследование текста и привлечение внимания к чтению художественной литературы помогает развивать память ребят, помогает ощутить радость от интересных находок и желание поделиться ими. Выстраивая работу, можно повторить пройденное, можно провести параллели между произведениями других авторов, уловить общие проблемы и своеобразие подхода к ним.
Главный акцент учитель должен сделать на постижение школьниками основного замысла автора, а не только на характеристику героев, как это часто бывает. Тогда произойдет открытие истин, необходимых каждому человеку. Преимущество подобной работы ещё и в том, что упрощается задача опроса, любые выписки ребят легко проверить, на это требуется меньше времени, зато увеличивается время на исследование текста. Кроме того, выписки, которые делают школьники, не могут не способствовать улучшению общей грамотности.
Исследование текста – работа, требующая от учителя целостного представления обо всей системе уроков по теме, умения применять различные варианты исследования.
Большую помощь при осмыслении художественного текста оказывают не только выписки, о которых было сказано выше, но и подчёркивания. Кто-то скажет, что это совсем нереально. Реально и даже очень. Подчёркивание существенного, важного в тексте помогает его усвоению и пониманию сюжета.
При воспитании интереса к чтению играют заметную роль закладки. Хороший читатель (ученик) всегда подмечает подобное у учителя и невольно заставляет себя делать то же самое. Кстати, именно закладки были присущи стилю работы А. С. Пушкина. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, современные учёные нашли в книгах и подчёркивания, и закладки, и разные значки на полях. Свой стиль чтения Пушкин приписал Евгению Онегину.
После того как диалог с текстом любого произведения закончен, можно организовать работу по составлению плана. Возможно, кто-то проигнорирует этот вид работы, но и он, если вдуматься, стимулирует школьников к углублённому исследованию текста, к желанию прочитать его внимательно. Устный или письменный план должен отражать в сжатом виде смысловую структуру изучаемого произведения. Особенно удачный план обосновывает и доказывает основную мысль автора. План становится дорожкой через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план поможет школьникам понять основное содержание текста, сделает его легко обозримым и компактным, удобным для хранения в памяти.
Продолжая говорить о воспитании интереса к чтению через исследование текста и разных видах работы при этом, нельзя не упомянуть работу с таблицами, схемами, отражающими содержание того или иного произведения. В виде схем, как правило, отражаются события, ход рассуждения, разного рода понятия. Очень полезно записывать и обдумывать те схемы, которые даны в учебной литературе или предлагаются учителем. Но гораздо важнее научиться составлять схемы, рисунки к тексту, таблицы самостоятельно. Что это даёт? Они помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов.
«Читается трояким образом, - писал в своё время драматург XVIII века Я. Б. Княжнин, - первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано». Для этого к обдумыванию нового материала привлекаются все ранее изученные сведения. Это может быть материал не только по литературе, но и из других учебных курсов. «Притягивание» прежних материалов может происходить на всех этапах работы исследования текста и привлечения внимания к нему школьников: и при обдумывании заголовка, и по ходу чтения, и по окончании чтения, и при подведении итогов прочитанного. Сопоставляя давно известное с новыми сведениями, школьник получает большой прирост к пониманию того материала, который проработан.
Стать настоящим, а самое главное, хорошим читателем, помогают и памятки, предлагаемые учителем. Например:
1. До чтения текста. Начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя на работу с текстом.
2. По ходу чтения. Ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. По ходу диалога старайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчёркивайте важные мысли. Составляйте схемы, таблицы. Разбирайте конкретные примеры.
3. После прочтения текста. Попытайтесь выразить главную мысль текста. Прочтите повторно трудные для вас эпизоды. Попробуйте составить план. Задайте вопросы по всему произведению. Проверьте себя.

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения всегда опасно.
В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.
  Многократно повторять изучаемый материал.
 Повторять подобные задачи и задания на практических занятиях, на контрольных работах, в индивидуальном задании и на экзамене.
Мотивировать учащихся для усвоения изучаемого материала, в том числе путем внедрения заданий, имеющих профессиональную направленность.

Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй.
Расшифруем, какие шаги подразумевает наш алгоритм. Что означают эти слова?
Анализировать. Разлагать, разбирать, исследовать.
Структурировать. В данном случае: выяснять структуру явления, представленного в тексте (в учебнике, в задаче), находить отдельные элементы видимого нам явления, процесса, ситуации.
Систематизировать. Приводить обнаруженные элементы в систему: отслеживать их взаимодействия, пытаться понять, как в результате этих взаимодействий происходят те явления, о которых говорится в учебнике.
Синтезировать.Пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов.
Анализировать. «Подвергать сомнению» полученный ответ: осмыслен ли он, не приводит ли к какой-нибудь ерунде? Как увязываются знания, полученные по учебнику, с теми, которые у Вас были раньше? Формулировать, что нового Вы узнали.
Шаги АСССА
Работа над главой (параграфом)

Анализируй
Определи цель текста

Структурируй
Выяви логические фрагменты

Систематизируй
Установи связь между ними

Синтезируй
Сформулируй взгляд с высоты «птичьего полета»

Анализируй
Установи связь с другими знаниями

Актуальность и эффективность применения структурно-логических схем на уроках неоспорима, потому что дети с с клиповым мышлением предпочитают нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывают трудности в восприятии длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации. Творчество и познавательная активность невозможны без непреодолимого желания получить истинное знание о предмете путем рассуждений.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.
В схемах при помощи стрелок показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение. Анализ, синтез и сравнение как основа здорового мышления опосредованно становятся противоядием клиповому мышлению. Здесь вполне уместно вспомнить слова французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Кластер - один из приёмов развития критического мышления.
В педагогическом опыте наработано достаточно много видов и форм опорных сигналов. Среди них можно выделить: опорные сигналы-схемы, опорные сигналы-образы, опорные сигналы-чертежи, опорные сигналы-коды, опорные сигналы-символы. С их помощью сложные системы и процессы можно представить в виде графической модели (структурной схемы и блок-схемы). Таковыми же свойствами, а также и требованиями к построению, обладает и кластер.
Прием «логическая цепочка»
Прием "дерево предсказаний"
Прием "Чтение с остановками": алгоритм работы и рекомендации
Другие приемы ТРКМ
Сергеева Ирина, психолог (Санкт-Петербург): – Мир стремительно меняется, и мышление меняется, подстраиваясь к новым тенденциям. Приходят поколения, выросшие в интернете и привыкшие к клип-культуре, быстро осваивающие все современные технологии. Они строят свой виртуальный мир, где учатся и работают, знакомятся и общаются, покупают и развлекаются. Молодые люди хотят интерактивных методов обучения, смены деятельности, многозадачности и мобильности.
Однако мир виртуальный никогда не заменит мир реальный. А реальный мир с его экономическими кризисами и конфликтами требует от молодого поколения адаптивности, приспособленности к существующим реалиям. Социум ценит профессиональную компетентность, коммуникабельность и умение справляться с трудностями. «Жизнь не спросит, что ты учил, а сурово спросит, что ты знаешь». . Она требует выработки мотивации для деятельности, поиска своей миссии. Каждому молодому человеку необходимо научиться выстраивать взаимоотношения, сформировать адекватную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и уметь взять на себя ответственность. Что касается клипового мышления, то, конечно, у него есть свои недостатки. Но, как говорят, недостатки – не что иное, как наши самые яркие достоинства, которыми мы пока не научились пользоваться. Думаю, что и клиповое мышление при умелом использовании способно облегчить обучение, работу и жизнь.















13PAGE \* MERGEFORMAT14715




15