Разработка урока по истории по теме «Гражданская война»
Разработка урока по истории по теме « Гражданская война»
Цели урока :
Образовательные – раскрыть причины и сущность Гражданской войны, рассказать о периодах Гражданской войны.
Воспитательные- продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.
Развивающие -продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.
ПЛАН УРОКА:
Причины Гражданской войны.
Ход Гражданской войны.
Итоги и последствия Гражданской войны.
Ход урока
Организационный момент
Введение в новый материал:
Раскол российского общества, естественно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьского переворота дошел до крайности – Гражданской войны. Гражданская война- это самое великое несчастье для любой страны . и хотя трудно вести речь об этом трагическом периоде в истории нашей страны без эмоции , попытаемся проанализировать расстановку политических сил, позиции противостоящих сторон.
Дайте определение Гражданской войны ( возможно составление кластера, на основе составленного кластера формируется определение Гражданской войны).
Гражданская война- это война между гражданами одного государства , различными силами внутри страны за право владения государственной властью.
Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой дети выявляют причины Гражданской войны, ход военных действий Гражданской войны, последствия и итоги.
Причины Гражданской войны :
Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.
Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания
Брестский мир и его последствия
Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.
Ход Гражданской войны:
Период Основные события
Первый период (май –октябрь 1918 г.) Отряды Красной Армии легко подавляли первые антисоветские выступления юнкеров в Петрограде, Керенского и Красного – в Красном селе ( эшелонная война)
Второй период ( ноябрь 1918 –апрель 1919 г.) В феврале – марте началась иностранная интервенция против Советской России. В мае 1918 г. начался мятеж Чехословацкого корпуса. К лету 1918 г. на территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Во второй 1918 г. Красная армия одержала первые победы на Восточном фронте, заняв Поволжье и часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии были заняты Украина и Белоруссия.
Третий период (1919 г -1920 г.) После победы Антанты в первой мировой войне росла численность интервентов на Дальнем Востоке , в Сибире и на севере России. При поддержки Англии, США и Франции белогвардейцы развернули наступление с востока. Но в мае –июле 1919 г. Красная армия перешла в наступление на восточном фронте, заняла Урал, а затем при поддержке партизан Сибирь. К началу 1920 г. Красная армия взяла под контроль север России .
Четвертый период ( 1920 г.) Весной 1920 г. против Советской России выступила Польша. Из Крыма в Причерноморье двинулись войска генерала Врангеля. Красные войска могли взять Варшаву, но из-за ошибок потерпели поражение. По рижскому миру Польша получила западную Украину и Западную Белоруссию. В ноябре 1920 г. войска М.В. Фрунзе овладели Крымом . В декабре 1920 г. Гражданская войны была объявлена оконченной.
Пятый период (1921 -1922 г.г.) Советская власть утвердилась на северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Осенью 1922 г. Владивосток покинули японцы – последние интервенты
ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
1.Победа красных (большевиков)
2.Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил
3. Сохранение целостности России
Последствия Гражданской войны.
1. Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел. 2.Нанесён колоссальный ущерб российской экономике 3. Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.
4.Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( ТЕСТ):
1. Какую задачу не ставили перед собой большевики сразу после Октябрьской революции?
А) решение проблем российского общества
Б) выполнение собственной программы
В) соблюдение международных обязательств царского и Временного правительства
Г) создание коалиции с левыми эсерами
2. Не относится к системе советской власти:
А) Всероссийский центральный исполнительный комитет
Б) Совет народных комиссаров
В) Всероссийская чрезвычайная комиссия
Г) Учредительное собрание
3. Не является причиной Гражданской войны в России:
А) Брестский мир
Б) политика большевиков в деревне
В) интервенция
Г) разгон Учредительного собрания большевиками
4. Укажите даты Гражданской войны:
А) октябрь 1917г. – ноябрь 1920 г.
Б) май 1918 г. – октябрь 1922 г.
В) май 1918 г. – ноябрь 1920 г.
Г) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
5. Установите правильную последовательность событий, ответы впишите в таблицу:
А) Кронштадтские события
Б) походы армии Колчака и Деникина на Москву
В) введение продразверстки в Советской России
Г) мятеж Чехословацкого корпуса
Д) поход Керенского – Краснова на Петроград
Е) советско-польская война
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание : подготовить реферативное сообщение о Колчаке, Фрунзе, Буденном .