Технология психолого — педагогической поддержки первоклассников в период адаптации


Администрация городского округа город Бор
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа 17














Аттестационная работа

«Технология психолого – педагогической
поддержки первоклассников
в период адаптации»





Работу выполнила:
педагог – психолог
МБОУ НОШ № 17
Кулагина Ирина
Леонидовна






2013 г.
г.Бор




Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Цель и основные концептуальные положения технологии.

3. Ожидаемые результаты работы по технологии психолого – педагогической поддержки первоклассника в период адаптации.

4. Структура содержания работы, направленной на содействие благоприятной адаптации.

5. Методы, средства и условия, гарантирующие достижение поставленных целей.

6. Анализ процесса и результатов деятельности, свидетельствующие об эффективности работы.

7. Заключение.

8. Список литературы.
























1. Пояснительная записка.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
Несформированность «внутренней позиции школьника».
Слабое развитие произвольности.
Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
Общение с учителем.
Принятие учебной задачи.
Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
Отношение к себе.
Завышенные требования со стороны родителей.
Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
Соматически ослабленные дети.
Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
Леворукие.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются процессов обучения по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения,
дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период по технологии психолого – педагогической поддержки ребенка в период адаптации – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством взрослого. Работа связана с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр. Данная технология разработана Синенко И.В.





















2. Цель и основные концептуальные положения технологии.

В основу представленной ниже технологии положены принципы развития и концентричности. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.
Принцип концентричности выражается в том, что работа во время адаптационного периода для ребенка построена так, что все ее этапы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков детей. Необходима программа адаптационного периода.
При разработке содержания программы необходимо исходить из факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего как профилактическая. Все факторы объединяются в три проблемы и решаются поэтапно:
- новая организация взаимодействия со взрослым;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
Основная цель поддержки ребенка в адаптационный период по данной технологии – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством взрослого.
Все мы родом из детства, а в школьном «детстве», помимо всего прочего закладывается фундамент для всего последующего обучения. Насколько успешно ребенок сможет адаптироваться к школьным требованиям, нормам поведения, нагрузкам? Ведь все это стресс для маленького ученика, пусть для кого-то приятный - как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания, но все же стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Однако за границами адаптивных возможностей организма стресс начинает разрушать его, делается дистрессом. Длительное нервное напряжение может привести к нервным болезням, срывам. Нередко именно здесь кроются корни школьной неуспешности, тревожности, страхов и других серьезных проблем. Именно поэтому все чаще обязательным для образовательных учреждений становится проведение в первом полугодии занятий по адаптации первоклассников к обучению в школе. Основной целью такой работы является помощь детям в адаптации, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, развитие познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Основными ступеньками к достижению успешной адаптации первоклассников в нашей работе стали:
знакомство с основными школьными правилами и их принятие в игровой форме;
знакомство с одноклассниками и выстраивание конструктивных взаимоотношений в коллективе;
развитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
развитие когнитивных процессов.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Целью психолога становится своевременное отслеживание возникающих проблем и помощь ребенку на каждом из этих этапов. Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей. В связи с этим важно следить за такими проявлениями первоклассников:
- наличие психосоматических проблем. Появились какие-либо нехарактерные болезненные проявления у ребенка в период адаптации. Основную информацию по этому поводу мы, конечно же, получаем у родителей. Удобнее всего это делать с помощью анкетирования.
- способность к энергоотдаче и энерговосполнению. Энергозатраты при освоении новой деятельности огромны. Как ребенок будет с ними справляться - экономить силы, отдавать больше, чем может, или же научится с помощью родителей и педагогов правильно восполнять потраченную энергию, выстраивать распорядок дня. Здесь опять-таки обращаемся к родителям, педагогам, результатам собственного наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности.
- общий эмоциональный фон ребенка. Находит отражение в преобладающем настроении ребенка, общительности, реакциях на успехи и неудачи, рисунках и др.
- успехи и сложности в освоении школьной деятельности. Временные или постоянные трудности в усвоении школьной программы, отмечаемые учителем и родителями.
- поведение ребенка на уроках, переменах, продленке. Сложности с саморегуляцией, нарушения дисциплины на уроках, отсутствие общего языка с учителями и одноклассниками, негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций и т.д.
Колоссальный вклад в адаптацию своих детей к школе вносят именно родители. Дети значительное количество времени проводят в образовательном учреждении, однако семья продолжает играть ведущую роль в процессе воспитания, развития и социализации ребенка.
Опасными могут стать ошибки, которые вольно или невольно допускают родители в построении взаимоотношений со своим ребенком. Главными измерителями родительских отношений выступают формы контроля поведения ребенка и характер эмоционального отношения к нему: чрезмерный контроль, завышенные требования, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, отсутствие эмоционального контакта с отсутствием должного контроля (попустительство). Встречающиеся ошибки в семейном воспитании можно разделить на три группы:
1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления своих родительских чувств (любви).
2) Недостаточная просвещенность родителя в области возрастного развития ребенка.
3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что успешная адаптация первоклассников становится результатом совместного труда учителей, психологов и, несомненно, родителей. Для маленького школьника, испытывающего стресс от начала школьной жизни, очень важна помощь всех участников образовательного процесса. Только тогда он сможет гармонично развиваться, достигать успехов, справляться со всеми сложностями, которые готовит ему обучение в школе.

3. Ожидаемые результаты работы по технологии психолого – педагогической поддержки первоклассника в период адаптации.

Цель технологии - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: сохранение физического, психического и социального здоровья детей; установление контакта с учащимися, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности. Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело.


При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
Критериями благополучной адаптации детей к школе И.В. Синенко предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Это и является ожидаемым результатом по работе по данной технологии.




4. Структура содержания работы, направленной на содействие благоприятной адаптации.

Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого - педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса. Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия).
Целью работы по адаптации первоклассников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь. Задачи:
- проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся (классный руководитель, школьный психолог);
- оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным диагностики (школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);
- проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей (классный руководитель, школьный психолог);
- проведение мероприятий по психолого – педагогическому просвещению педагогов (школьный психолог). Координирование действий всех специалистов, работающих в школе, для решения задач адаптации первоклассников ( администрация, завуч начальной школы, классный руководитель).




Первая четверть

Субъект деятельности
Содержание деятельности
Мероприятия

Классный руководитель
Наблюдение за учащимися в процессе обучения, во внеклассной деятельности
Уточнение готовности к школьному обучению
Учет посещения детьми занятий и динамика их поведения
Уточнение индивидуальных характеристик учащихся и их семей
Проведение мероприятий по ознакомлению детей с правилами поведения в школе, на уроке, на перемене, с распорядком учебного дня, с условиями классной комнаты и школы и др.
Изучение с учащимися Декларации прав и обязанностей школьника
Проведение консультаций для педагогов и родителей по протеканию адаптации
Классные часы: «Правила поведения в школе и на уроке», «Распорядок дня», «Я теперь школьник: мои права и обязанности», «Мои одноклассники: познакомимся друг с другом» и др.
Часы отдыха:
«Играем на перемене и после уроков»; игра-путешествие « В страну знаний»
Праздник
«Посвящение в ученики»
Дни открытых дверей для родителей
Консультации для родителей

Школьный психолог
Наблюдение за учащимися в процессе обучения, во внеклассной деятельности
Уточнение данных диагностики психологической готовности детей к школе, особенностей личностного развития, прогноз школьных трудностей
Исследование особенностей адаптации
Организация и проведение занятий по адапатации
Консультации для педагогов и родителей по протеканию адаптации
Ведение журнала консультаций для родителей
Диагностика учащихся
Составление карты наблюдения за обучающимися

Занятия по программе адаптации

Консультации для педагогов и родителей





Совместная деятельность классного руководителя, школьного психолога
Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с учетом его потенциальных возможностей
Разработка методических рекомендаций для родителей, подбор книг для выставки психолого-педагогической литературы



Выставка психолого-педагогической литературы для родителей
Стенд для родителей

Далее на протяжении учебного года – во второй, третьей и четвертой четвертях – работа по исследованию адаптации продолжается. После полученных результатов работа по адаптации первоклассников ведется с теми учащимися, которые имеют серьезные проблемы в обучении, поведении, психоэмоциональном и физическом состоянии. С детьми проводится коррекционно – развивающие занятия по снижению уровня тревожности, развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти. Для этого используется цикл занятий по адаптации Азаровой Т.В. (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство» 1998, с. 84-115 )
Цель данной развивающей программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
И школьный психолог, и классный руководитель проводят консультации для родителей таких учащихся. Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия для этих детей. В конце полугодия проводится круглый стол по теме «Адаптация первоклассников», а также родительское собрание по этой же теме и индивидуальные консультации. В конце четвертой четверти психолог проводит повторную диагностику по исследованию особенностей адаптации.
5. Методы, средства и условия, гарантирующие достижение поставленных целей.

В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании. Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе: - работа с детьми; - работа с документами; - работа с педагогами; - работа с родителями. Смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Работа во время адаптационного периода для ребенка построена так, что все ее этапы имеют преемственные цели.

Деятельность школы по организации благоприятной адаптационной среды направлена на создание следующих психолого – педагогических условий:

I. Организация режима школьной жизни первоклассников.
Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды.

III. Организация оздоровительно-профилактической работы:
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников.
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний. 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей. 4. Организация рационального питания первоклассников.
5. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.
6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления. IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период:
1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы. Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Цели курса «Введение в школьную жизнь»: обеспечение психологической адаптации детей; знакомство с основными школьными правилами; привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; обучение элементарным приемам обратной связи; знакомство с системой школьного оценивания; развитие внимания, памяти, мышления, воображения; организация классного коллектива. Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования. В своей работе я использую адаптационную программу «Я – школьник» Синдяковой Т.А., а также программу психологической поддержки и повышения уровня готовности первоклассников в школе «Ребята, давайте жить дружно!» Зверевой С.А.
2. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

3. Индивидуальная работа с первоклассниками. V. Организация внеучебной жизни первоклассников:

1. Организация групп продленного дня. 2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью.
VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

1. Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах. 2. Взаимодействие с родителями первоклассников.
3. Психолого-педагогический консилиум - это одно из направлений работы психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей. VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие: адекватную самооценку своего положения ребенком; правильные методы воспитания в семье; отсутствие в семье конфликтных ситуаций; благоприятный статус в группе сверстников и т.д. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие: неправильные методы воспитания в семье; функциональную неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения. При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика, в которой заложены 3 уровня готовности к обучению по следующим параметрам:
1. Психологическая и социальная готовность к школе: а) психосоциальная готовность; б) учебная мотивация; в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; г) организованность поведения.
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: а) фонематический слух, артикуляционный аппарат; б) мелкие мышцы руки; в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов кость.
3. Развитие познавательной деятельности: а) кругозор; б) развитие речи; в) развитие познавательной активности, самостоятельности; г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей); д) произвольность деятельности. Диагностика готовности к школьному обучению проводится с помощью теста Витцлака Г.
Далее составляется сводная ведомость готовности к школе будущих первоклассников и справка о готовности к школьному обучению.

С приходом в школу в жизни ребенка меняется весь его уклад (режим дня, ведущая деятельность, приоритеты). Чтобы ребенок легко и безболезненно привык к новым условиям, необходимо создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. А для этого, прежде всего, нужно провести диагностику. Понятие «адаптация» широкое, оно включает в себя разные понятия: тревожность, сформированность внутренней позиции и мотивация. Методики позволяют оперативно диагностировать у детей тревожность и выявить травмирующие его ситуации. Это позволяет определить уровень эмоционального благополучия детей – обязательного условия эффективной учебной деятельности. Все эти критерии отслеживаются на протяжении всего 1 класса.
Для исследования уровня тревожности используется тест Р. Теммэла, И.В. Амена.
Для проверки сформированности внутренней позиции учащегося применяется тест Венгера А. Л., анкета для родителей.
Для исследования уровня мотивации обучающихся 1 классов используется анкета Лускановой Н.Г.

















6. Анализ процесса и результатов деятельности, свидетельствующие об эффективности работы.

1)Работа начинается в марте с определения уровня готовности детей к школьному обучению с помощью теста Витцлака Г.
Исследование готовности к обучению происходит по следующим параметрам:
1. Психологическая и социальная готовность к школе: а) психосоциальная готовность; б) учебная мотивация; в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; г) организованность поведения. 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: а) фонематический слух, артикуляционный аппарат; б) мелкие мышцы руки; в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость. 3. Развитие познавательной деятельности: а) кругозор; б) развитие речи; в) развитие познавательной активности, самостоятельности; г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей); д) произвольность деятельности.
Далее составляется сводная ведомость готовности к школе будущих первоклассников (Приложение 1) и справка о готовности к школьному обучению (Приложение 2).


Результаты готовности к школьному обучению.

2009-2010 2010-2011











2011-2012













По результатам диагностики видно, в 2010-2011 г. детей с высоким и средним уровнем развития больше, чем в предыдущем году. А в 2011-2012 г. детей с высоким уровнем меньше (36%), детей со средним уровнем больше (50%), но больше становится и детей с низким уровнем развития (14%). Основные трудности дети испытывают в сфере познавательной деятельности (слабое развитие речи, слабое развитие мыслительных процессов, недостаточный кругозор), слабое развитие мелких мышц руки.
Данная диагностика проводится вместе с родителями. Далее им были даны рекомендации, как лучше заниматься с ребенком, чтобы подготовить его к школе, и чтобы процесс адаптации протекал гладко.

2) С приходом ребенка в школу начинается новая работа по адаптации. Это, прежде всего, наблюдение за детьми во время уроков и перемен. Работа эта проводится в сентябре – октябре. По результатам наблюдения составляется карта наблюдения за обучающимися 1 класса, в которой отражены особенности учебной деятельности и особенности поведения и общения (Приложение 3).

3) С октября месяца начинается исследование уровня тревожности детей. Проводится оно индивидуально. Для этого используется тест Р. Теммэла, И.В. Амена. (Приложение 4).










Мы видим, что уровень тревожности у детей в 2011-2012 уч. г. не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Это является положительным моментом в психологическом развитии детей. Надо сказать, что высокий уровень тревожности имеют, в большинстве своем, мальчики. Поэтому мальчики составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Но нельзя упускать из поля зрения и девочек. Эта тенденция наблюдается на протяжении 3 лет. Высокий уровень тревожности связан, прежде всего, с психологическими особенностями детей и с уровнем подготовки к школе.

4) Далее детям предлагается курс «Введение в школьную жизнь», который помогает ввести ребенка в новую систему отношений и в новые учебные предметы. В своей работе я использую адаптационную программу «Я – школьник» Синдяковой Т.А., а также программу психологической поддержки и повышения уровня готовности первоклассников в школе «Ребята, давайте жить дружно!» Зверевой С.А. (Приложение).
Первая программа состоит из 6 занятий. Цель программы - осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Предлагаемый курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении устанавливаемого распорядка, способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки. Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации.
Программа «Я - школьник» рассчитана на 6 занятий. Которые носят развивающий характер и направлены на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет первоклассникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (М.А. Панфилова «Лесная школа»). Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче осознавать причины своих волнений через сказочных образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. На занятиях решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развиваются воображение, мышление, речь. На занятиях преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями обучающихся. (Приложение).
Вторая программа состоит из 12 занятий. Цели программы - развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, снятие психологического напряжения и установление добрых отношений в группе. (Приложение).
5) В декабре – январе исследование адаптации продолжается. Для проверки сформированности внутренней позиции учащегося применяется тест Венгера А. Л., анкета для родителей. (Приложение 5, 6).

2009-2010 2010-2011 2011-2012


1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»

Сформирована внутренняя позиция
23ч.(88%)
19ч.(73%)
22ч.(88%)
22ч.(92%)
22ч.(88%)
22ч.(92%)

Не формирована внутренняя позиция
3ч.(12%)
7ч.(27%)
3ч.(12%)
2ч.(8%)
3ч.(12%)
2ч.( 8%)

Анкета

2009-2010 2010-2011 2011-2012


1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»

Адаптация
19ч.(73%)
15ч.(54%)
16ч.(70%)
16ч.(76%)
16 ч.(70%)
16 ч.(76%)



Возможная дезадаптация
7ч.(27%)
12ч.(46%)
7ч.(30%)
5ч.(24%)
7 ч.(30%)
5 ч.(24%)

Дезадаптация
-
-
-
-
-
-



Сформированность внутренней позиции у детей в 2010-2011 уч.г. растет. Связано это с ответственностью детей, правильной позицией родителей, помощью со стороны родителей. А в 2011-2012 г. сформированность внутренней позиции остается на том же уровне.


6) В январе – феврале проходит исследование уровня мотивации обучающихся 1 классов. Для этого используется анкета Лускановой Н.Г. (Приложение).

2009-2010 2010-2011 2011-2012

1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»

Высокая школьная мотивация
11ч.(42%)
6ч.(23%)
7ч.(27%)
5ч.(19%)
11 ч. (44%)
9 ч.(38%)

Нормальная школьная мотивация
6ч.(23%)
6ч.(23%)
8ч.(31%)
7ч.(27%)
8 ч. (32%)
6 ч. (25%)

Положительное отношение к школе
3ч.(12%)
11ч.(42%)
8ч.(31%)
8ч.(31%)
3 ч.(12%)
6 ч. (25%)

Низкая школьная мотивация
4ч.(15%)
2ч.(8%)
3ч.(12%)
6ч.(23%)
2 ч. (8%)
2 ч. (8%)

Негативное отношение к школе
-
-
-
-
1ч.(4%)
1 ч. (4%)



Высокая школьная мотивация в 2010-2011 уч.г. понизилась, но негативного отношения к школе нет. А вот в 2011-2012 уч. г. присутствует негативное отношение к школе. Их имеют дети, имеющие проблемы с успеваемостью. Низкая школьная мотивация присутствует у детей за все 3 года. Проводится работа педагогом-психологом и учителем с целью привлечения внимания детей к учебной деятельности за счет создания на уроках ситуации успеха, поощрения, интересных и занимательных заданий, а также использования технических средств обучения.

7) В январе проводится круглый стол с учителями, работающими в 1 классах по теме «Адаптация первоклассников». Учителям 1 классов даются рекомендации:
-особое внимание уделять обучающимся, испытывающим трудности в учебной деятельности, имеющим проблемы в поведении, оказывать им помощь и поддержку;
- продумывать задания, способствующие развитию познавательных интересов, творческих способностей, мыслительных процессов, обучающихся с низкой школьной мотивацией вовлекать во внеучебную деятельность.

8) В этом же месяце проводится родительское собрание в 1 классах «Адаптация первоклассников», где родителям даются важные сведения о процессе адаптации и памятки, а также индивидуальные консультации (в течение года). (Приложение 7).
Данный материал (родительское собрание и компьютерную презентацию) можно найти на сайте социальной сети работников образования «Наша сеть»(nsportal.ru). Ссылка на мой сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Памятки для родителей напечатаны на страничке педагога – психолога на сайте школы nosh17.ru




9) После проведенной диагностики с детьми, родителями, на основе наблюдений и бесед с учителями формируются группы для коррекционно – развивающиех занятий по снижению уровня тревожности, развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти. Для этого используется цикл занятий по адаптации Азаровой Т.В. (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство» 1998, с. 84-115 )
Цель данной развивающей программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к условиям школьного обучения. (Приложение). В процессе этой работы заполняется журнал учета групповых форм работы.

Журнал учета групповых форм работы
№ п/п
Список участников
Дата проведения
Дата
Тема. Название занятия
Примечание


























































10) После занятий с детьми, консультаций с родителями и учителями в мае проводится повторная диагностика тревожности.
Результаты:

2009-2010 2010-2011 2011-2012

1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»
1 «А»
1 «Б»

Низкий уровень
-
-
-
-
-
-

Средний уровень
4ч.(100%)
7ч.(88%)
4ч.(80%)
6ч.(67%)
2ч.(100%)
-

Высокий уровень
-
1ч.(12%)
1ч.(20%)
3ч.(33%)
-
-


Детей, показавших высокий уровень тревожности в конце 1 класса нет.
В целом, адаптация первоклассников за 3 года проходит благоприятно. Работа по данному направлению необходимо продолжать. В дальнейшем можно больше работать с родителями (добавить количество анкет, которые позволят определить особенности поведения ребенка, качества личности, а также учебные затруднения), так как дети большую часть времени проводят с родителями. А те в свою очередь имеют возможность наблюдать за своим ребенком в разных ситуациях. (Приложение 8,9).
7. Заключение.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. В основу представленной ниже технологии положены принципы развития и концентричности. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Принцип концентричности выражается в том, что работа во время адаптационного периода для ребенка построена так, что все ее этапы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков детей. Успешная адаптация первоклассников становится результатом совместного труда учителей, психологов и, несомненно, родителей. Для маленького школьника, испытывающего стресс от начала школьной жизни, очень важна помощь всех участников образовательного процесса. Только тогда он сможет гармонично развиваться, достигать успехов, справляться со всеми сложностями, которые готовит ему обучение в школе. Цель технологии - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: сохранение физического, психического и социального здоровья детей; установление контакта с учащимися, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности. Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания.
Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого - педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса. Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия).
Вся работа, представленная в данной работе, проводимая в нашей школе, дает основание сделать вывод о ее важности, необходимости и качестве.




























Литература

Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.
Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М., 1998.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – М., 1995.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М., 2000.
Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. – М., ТЦ Сфера, 2004.
7. Синенко И.В. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в
период адаптации. // Психология, социология и педагогика. – Октябрь, 2012
[Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Кулагина И.Л. Родительское собрание Адаптация первоклассников. Сеть работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. М.М. Семаго, Н. Я. Семаго. Диагностико - консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.М.:Айрис-пресс, 2004.
10. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах.
11.Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2001.
12.М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе.- М.: Генезис, 2000.
13.Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. А, А. Реана. – СПб.: «прайм - ЕВРО-ЗНАК», 2003.
14.В.Б. Шапарь. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на - Дону: Феникс, 2004.















13PAGE 15


13PAGE 142515



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Root Entry