Статья на научно-практическую конференцию


МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы
XI межрегиональная научно-практическая конференция
«Гуманитарная педагогика: воспитываться в моральном климате памяти»
Я сохраню память, чтобы жить
Гауф Марина Викторовна
Учитель русского языка
и литературы
«Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 75/62» г. Пензы»
Пенза, 2015 г.
Цель:
сохранение духовной, нравственной связи поколений, способной на основе формирования патриотических чувств обеспечить решение задач по консолидации общества на базе общечеловеческих, демократических ценностей
Задачи:
повышение эффективности патриотического воспитания учащихся;
формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, традициям своей страны и Пензы
формирование ценностей, значимых для всего общества и для каждого гражданина в отдельности, обеспечивающих культурную интеграцию в мировое сообщество.
совершенствование процесса гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирование общественного мнения об исторической важности Победы советского народа в Великой Отечественной войне, необходимости уважительного отношения к ветеранам, их заслугам и подвигам;
формирование интереса к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества – наших земляков;
увековечение памяти погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
укрепление авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации и повышение престижа военной службы в сознании населения, формирование готовности молодежи к выполнению конституционных обязанностей, информирование населения о позитивных изменениях в российской армии и о новых перспективах для молодежи.
упрочение единства и дружбы народов и народностей Российской Федерации;
борьба с проявлениями фашизма и национализма, формирование истинных представлений о Великой Отечественной войне средствами всех видов искусства культуры и массовой информации.
Я сохраню память, чтобы жить.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения великими делами и подвигами своих соотечественников, уважения к предкам, гордости за свой народ и свою страну. Пропустив через себя эти чувства, молодежь сможет сформировать чувство патриотизма и гражданственности. Наличие патриотизма - есть потребность общества, поэтому, считаю необходимым проводить особенную работу с учениками, дабы воспитать в них уважение к предкам, которые ценой жизни дали нам свободу. Эта Свобода сегодня, как никогда видна в ракурсе МИРА.
Демократические страны, (которые «громко» считают себя демократическими), демонстрируют полное отсутствие свободы: свободы слова и прочих демократических ценностей. В настоящее время перед нашим обществом встают многочисленные вызовы, связанные как с процессом масштабного реформирования многих общественных институтов внутри нашей страны, так и с изменением облика современного мира в целом, в котором Россия ищет своё место и свою модель общественного устройства и развития. В этой связи среди прочих актуальной становится проблема — как сохранить национальную идентичность. Как в новых общественно-политических условиях не потерять чувства привязанности и любви к Родине, веками складывавшуюся систему ценностей, ориентирующую молодых людей на служение своей стране. Система ценностей зародилась не сегодня и не вдруг. Это то, что отличает нас всегда от других народов. Есть выражение « Иван, не помнящий родства». На Руси это было грешно очень «не помнить родства». Память, вот что связывает прошлое и настоящее крепкой нитью, учит уважать и любить.
Патриотические чувства молодежи подвергаются сегодня испытаниям, связанным с активным натиском пропаганды. Молодому человеку стремятся привить определенные вкусы и стиль жизни.
Вместе с тем проповедуются своего рода «агрессивный» патриотизм, в котором на первое место выходят отчуждение и недоверие, культ силы и идейная нетерпимость.
Какими же вырастут наши дети? Что мы можем сделать, чтобы их жизнь была моральной и нравственной? Где и на чем мы должны воспитывать их? Мое твердое убеждение, что первым номером должна стать семья, в которой сохраняется память поколений, в которой есть традиции и хранятся реликвии. По словам Дмитрия Лихачева: «Через «малое» растет «большое».
Невозможно любить, уважать страну, не научившись любить и уважать мать, сестру, бабушку. Воспитание памяти о роде своем, своей семье, о себе само начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, с жизнью других людей. Глубоко прав Д.Лихачев, который сказал: «Благодаря памяти прошедшее прочно входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию». (Д.Лихачев «Земля родная»)
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи имеет целый ряд положительных моментов. Главное, в чём проявляется положительное значение патриотической работы, это преодоление разрыва поколений. Того самого разрыва, о котором пишет Тургенев в бессмертном романе «Отцы и дети».
«Память истории священна… Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память - наше богатство». Память как «бестелесная духовная субстанция» становится отчетливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Вспомним Великую Отечественную войну. Герои российской истории, великие полководцы и флотоводцы — А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов, Ф.Ушаков — сыграли большую роль для поднятия боевого духа советских солдат! Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Историческая память — необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной самобытности, привязанности к родным местам и патриотизма.
Невероятно объединила поколения инициатива «Бессмертного полка». Мы тоже приняли участие в этой инициативе. Для сохранения памяти, испытывая гордость за «своих» фронтовиков.
«Бессмертный полк» – это гражданская инициатива, представляющая собой шествие в колонне с портретами родственников-фронтовиков, призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о каждом, кто не жалея жизни, боролся за освобождение Родины.
«Займи место деда в строю». Так наши граждане вышли на Парад Победы, с портретами «своих» фронтовиков. Мои ученики сделали стену «Бессмертный полк» в актовом зале школы.
Когда подростки видят, как Президент страны поднимает портрет своего отца и становится в один строй со всей страной, дети чувствуют, что и они сделали большое дело, создав «Бессмертный полк» в школе.
В нашей школе есть мемориальная доска у входа, на которой 2 фамилии: Аляксин Дмитрий и Гладков Николай. Открывали ее торжественно и скорбно. Ребята, выпускники нашей школы, погибли, исполняя служебный долг. Каждый год на военные праздники новые ученики приносят к доске цветы и чтут память погибших.
Группа учеников 10-го и 9-х классов подготовили исследовательскую творческую работу к 70-летию Великой Победы. Ученики трепетно собирали материал о блокадном Ленинграде; о первом исполнении симфонии Шостаковича; о детях блокады; об изобразительном искусстве (плакаты военные, картины); о первом исполнении песни «Священная война» и многом другом.
Работая над этим материалом, осуществлялось решение задачи - сохранить память героического прошлого во имя жизни.
Еще одна работа выполнена учениками 10 –го и 9-ых классов. Исследовательская работа по творчеству Владимира Высоцкого. Подбирая материал, выучивая стихи и монологи великого поэта и артиста, ребята работали, по сути, над сохранением памяти поколений. Исполняя песни Высоцкого, учащиеся завязали узелок между прошлым и настоящим.
В нашей школе училась Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Наталья Лаврова. В фойе школы есть стенд, посвященный этой удивительной спортсменке, так безвременно ушедшей. А рядом стенд с фотографиями нынешних спортсменов.
Ушедшие в вечность герои, зовут к новым подвигам и свершениям!
Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы создать условия для формирования патриотических убеждений и чувств учащихся. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт - могут решить эту задачу. Таким образом, у него формируются устойчивые мотивы патриотического поведения. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к своей истории, к отдельным личностям.
Воспитание патриотизма достигается всей многообразной учебно-воспитательной работой, осуществляемой школой, семьей, общественными организациями. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью во благе  народа. Но многие родители не ограничиваются этим и используют в целях воспитания у своих детей патриотизма такие средства, как посещение музеев, выставок, прогулки по городу, экскурсии.
«К патриотизму, - отмечал академик Д.Лихачев, - нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать-воспитывать любовь к Родине, ее истории, к родным местам». В толковом словаре Владимира Даля слово патриот означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Наша память — это богатый, звучный, чистый русский язык; это задушевная, вольная песня; это Храм Покрова на  Нерли и Собор Василия Блаженного; это Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Шолохов; это «умозрение в красках» — иконы и полотна живописцев; это колыбельная матери; это семейные фотографии; это фронтовые ордена…
Память живёт внутри нас, она в душе, в нашем сознании и чувствах, в наших интуициях, и ещё где-то очень глубоко. В этом выражаются традиции, преемственность, связь человека и общества со своей Родиной и судьбой.