Статья на республиканскую научно — практическую конференцию по гражданско — патриотическому воспитанию Велики ученые — химики


Тхайцухова Фатимет Борисовна
Старший методист УМК химии ГБОУ АРИПК,
МБОУ «СОШ №11» г.Майкопа, учитель химии,
тел. 8-928-469-85-30
Формирование активной гражданско-патриотической позиции на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся – это одно из важнейших и ответственных направлений деятельности учителя и классного руководителя.
Современному обществу нужны не только грамотные специалисты, но и люди с высокой гражданской ответственностью и истинным чувством патриотизма.
На уроках химии, а также во внеурочной деятельности по предмету необходимо учитывать, что фундаментальные знания основывались на многолетней, титанической практике, которая позже послужила теоретической основой химии.
Химия – одна из немногих наук, где удачно сочетались исторические и экспериментальные факты, впоследствии приводившие к теоретическим заключениям, законам и великим открытиям.
Когда соприкасаешься с жизнью и творчеством великих русских ученых-химиков невольно возникает чувство гордости за нашу Родину и те масштабные открытия, которые совершили наши гениальные соотечественники.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках химии осуществляется разными формами.
Формы реализации гражданско-патриотического
воспитания учащихся
Экскурсия
Исследование
Викторина
День погружения
Презентация
Проект
Проблема

В обучении и воспитании учащихся на уроках химии необходимо акцентировать внимание на открытия, которые сделали великие русские ученые: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров.
Изучать жизнь и творчество русских ученых-химиков можно в виде проектов, презентаций, проблемных уроков, дней погружения, исследовательской деятельности и в форме экскурсий.
В разделе периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, можно использовать презентацию «Периоди-ческий закон и периодическая система», делая акцент на то, что открытие предсказанных свойств Д.И.Менделеевым элементов и блестящее совпадение предположительных свойств образованных им веществ с установленными опытным путем, привело к всеобщему признанию периодического закона, а периодическая система химических элементов стала неотъемлемой частью любого учения. Периодический закон – объектный закон природы, оказывает огромное влияние на развитие многих наук. Открытый нашим соотечественником в 1869г. Периодический закон способствовал быстрому развитию учения о строении атома.
Английский химик У.Рамзай называл периодическую систему Д.И.Менделеева «компасом для исследования». Именно так можно назвать исследовательскую работу.
Н.Бор назвал Периодическую систему «путеводной звездой» для исследований в области химии, физики, минерологи, техники.
Учащихся необходимо приобщать к изучению жизни и творчества Д.И. Менделеева во время внеурочной деятельности: викторины «Великий русский химик Д.И. Менделеев», день погружения «Научные открытия Д.И. Менделеева».
Ярчайшим примером в гражданско-патриотическом воспитании учащихся является – жизнь и творчество великого русского ученого «университета знаний» - Михаила Васильевича Ломоносова.
Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов.
Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России – это и есть позиция ученого гражданина и патриота. Необходимо подчеркнуть роль М.В. Ломоносова в том, что он впервые написал на русском языке «Первую Российскую грамматику» (до него все книги писались только на церковнославянском языке). И главное, что по проекту М.В. Ломоносова в 1755 году открыт Московский университет – один из лучших вузов не только России, но и мира, ставший кузницей ученых кадров во всех научных областях.
В курсе органической химии мы отмечаем роль великого русского химика, профессора Казанского, Петербургского университетов, академика Российской Академии наук, создателя теории химического строения органических веществ, основателя крупнейшей отечественной школы химиков-органиков – Александр Михайлович Бутлеров.
Сергей Васильевич Лебедев – русский химик, академик, исследования которого посвящены полимеризации, изомеризации и гидрированию непредельных соединений. Сергей Васильевич в 1928г. получил синтетический каучук, обладающий лучшим свойствами по сравнению с натуральным каучуком. Под руководством С.В. Лебедева был построен первый в нашей стране завод синтетического каучука. Всем известно о том, какую роль играет синтетический каучук в хозяйстве нашей страны. Это прежде всего шины для автомобилей, резиновые изделия используемые в быту, детские игрушки и многое другое.
Николай Николаевич Семенов - советский ученый, один из основоположников химической физики, академик, лауреат Ленинской, Государственной и Нобелевской премий. Им разработана и экспериментально обоснована теория цепных реакций и создана на ее основе теория воспламенения и взрывов, имеющая большое практическое значение.
Владимир Васильевич Марковников - русский химик-органик. Профессор Казанского, а затем Московского университетов, ученик A. M. Бутлерова. Его научные исследования посвящены теоретической органической химии, органическому синтезу и нефтехимии. В.В. Марковников сформулировал правила о направлении реакций присоединения, замещения, отщепления по двойной связи в зависимости от химического строения. Исследовал (с 1880) состав нефти, заложив основы нефтехимии, как самостоятельной науки. Открыл в бакинской нефти (1883) новый класс органических веществ — нафтены (циклопарафины). Впервые изучил переход нафтенов к ароматическим углеводородам.
Основные методы применяемые в организации гражданско-патриотического воспитания: фактологический, сравнительный, аналитический.
Фактологический метод основан на констатации фактов даты, открытия, законы, теории русских ученых химиков. Сравнительный метод используется при изучении теории западных и отечественных ученых, что общего, в чем отличия в этих теориях. Аналитический метод констатирует роль и значение, глобальных законов и теорий в химии.
Для учащихся с повышенной мотивацией к обучению в организации гражданско-патриотического воспитания эффективно проводить викторины, например «Жизнь и деятельность великих русских химиков».
Цель: формирование гражданско-патриотической позиции у учащихся на примере жизни и деятельности великих русских ученых-химиков.
Перечислите русских ученых химиков.
Кто и когда открыл Периодический закон и периодическую систему химических элементов? (Д.И. Менделеев, 1869г.)
В чем смысл явления периодичности? (Периодически повторяются свойства атомов элементов)
Кто и когда создал теорию химического строения органических веществ? (А. М. Бутлеров, 1861г.)
Кому принадлежит авторство в открытии закона сохранения массы? (М.В. Ломоносов)
Когда и по чьему проекту был построен Московский университет? (1755г., М.В. Ломоносов)
Кем и когда был синтезирован синтетический каучук? (С.В. Лебедев, 1928г.)
Какой элемент назван в честь Д.И. Менделеева? (Md-менделеевий, порядковый номер 101)
Кто и за что из советских ученых химиков стал лауреатом Нобелевской премии? (Н.Н. Семенов, за экспериментальное обоснование теории цепных реакций)
Кто из русских ученых химиков разработал метод нитрования предельных углеводов? (М.И. Коновалов)
Кто и когда исследовал состав нефти и заложил основы нефтехимии? (В.В. Марковников, 1880г.)
Составьте рейтинговый список русских ученых химиков в их роли в мировой и отечественной науке (не менее 5).
Составьте рейтинговый список открытий, совершенных русскими учеными химиками (не менее 5).
Какова роль химии как науки? Используйте в ответе ключевые слова (не менее 5).
Какое чувство у Вас вызывает жизнь и творчество великих русских ученых химиков?