Методический докладна тему: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ,ПРИМЕНЯЕМЫМИ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ.
Доклад на тему: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ,ПРИМЕНЯЕМЫМИ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ.
В наши ни неизеримо возросла роль химии в жизни людей.Много хороших дел на её счету.Химия по праву считается наукой созидания,но на одновременно может способствовать разрешению,уничтожению,гибели всего живого.
В данной статье рассмотрим те разделы курса химии,которые можно и нужно использовать в целях военно-патриотического воспитания учащихся.
При изучении темы<< Кислород.Оксиды.Горение>> в классе учащихся можно более подробно ознакомить с оксиликвитами-взрывоопасными смесями любой горючей массы с жидким кислородом.Оксиликвиты использовались во время превой мировой войны вместо динамита.В зависимости от вида горячего материала они могут по своим взрывчатым свойствам приближаться к динамиту.
Главное условие выбора горючего материала для оксиликвита -его достаточная рыхлость-способствует лучшей пропитке его жидким кислородом.Если горючий материал плохо пропитан,то после взрыва часть его останется несгоревшей.Оксиликвитный патрон-это длинный мешочек,наполненый горючим материалом,в который вставляется электрический запан.В качестве горючего материала для оксиликвитов используютдревесные опилки,уголь,торф.Патрон заряжают непосредственно перед закладкой в шруп,погружая кго в жидкий кислород.Таким способом инога готовили патроны и в годы Великой Отечественной войны,хотя в основном для этой цели использовали тринитротолуол.В настоящее время оксиликвиты применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ.
В теме << Переодически закон и переодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома>>,рассматривая состав атомных ядер и изотопы,можно ознакомить учащихся с применением изотопов водорода(дейтерия и трития) для изготовления ядерного оружия,рассказать о страшной разрушительной силе его.Ядерное оружие обладает четырмя поражающими факторами:<<ударной волной,интенсивным тепловым излучение,проникающей радиацией радиоктивными осколками,попадающими в почву,воду и воздух.Оно одновременно и разрушает,и сжигает,и отравляет,и оставляет после своегоприменения длительное время зараженной окружающую среду>>[2,c.4-5].Именно поэтому СССР ведёт неустанную борьбу за зарещение испатаный ядерного оружия в атмосфере,космосе и под водой,за освобождение Европы от ядерного оружия,что является свидетельством гуманности нашего правительства,заботы о будущем планеты [3,c.4-5].
При изучении вопроса о применении галогенов и их важнейших природных соединений целесообразно показать использование хлора в качестве отравляющего вещества(ОВ)в годы первой мировой войны.22 апреля 1915 г.вблизи г.Ипр немцы впервые применили химическое оружие:начали газовую атаку против французких и английзких войск.Из 6 тыс.металлических баллонов было выпещено 180 т хлора по ширине фронта в 6 км [4,c.11],а затем применяли хлор в качестве ОВ и против русской армии.В результате только первой газобалонной атаки было поражено около 15 тыс.солдат,из них 5 тыс.погибли от удушья[5,c.112].
позднее появились и более сильные ОВ, соержащие хлор: иприт,хлорпикрин,хлорциан,удашающий газ фосген и др.Некторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях.
Рассматривая свойства серной кислоты,целесообразно заострить внимание учащихся н использовании её при производстве взрывчатых веществ в качестве водоотнимающего средства в составе нитрующей смеси.
ПРи изучении темы<<Позгруппа азота>> учащиеся под руководсвом учителя обсуждаю проблему свзязанного азота.Решение её дало вазможность получать азот в связанном в виде аммиака NH3, а из него получают аммонийные соли или в процессе каталитического окисления-азотную кислоту,а затем и её соли.Из этих продуктов можно получать различные азотсодержащие вещества,которые применяют и в мирных,и в военных целях.Сообщая стране о вступлении в строй первых заводов поп роизводству синтетического аммиака в годы первой пятилетки,газета<<Правда>>писала:<<Азот в сложении с капитализом- война,разрушение,смерть;азот в сложении с социализмом-высокие урожаи,высокая производительность труда,культура и благосостояние трудящихся>>
Создание мощного азотнокислотного производства определило расвет нашей химической промышленности,ибо азотные удобрения-далеко не единственная область применения связанного азота.Он в большом количестве расходуется и на нужды оборнной промышленности.На основе азотной кислоты получают ряд сильных взрывчатых веществ:нитроглецерин и динамит,нитроклетчатку,транитрофенол(пикриновую кислоту),транитротолуол и др.Азотная промышленнойсь с честью выдержала тяжёлое испытание в годы Великой Отечественной войны:наш фронт не испытывал недостатка боеприпасах.
На уроке по теме<<Соли аммония>>учитель сообщет следующие сведенья:нитрат аммония служит для производства взрывчатых веществ-аммонитов,в состав которых входят ещё и другие взрывчатые нитросоединения,а также горючие добавки.Например в состав аммонола входит тринитротолуол и порошкообразный алюминий.Основная реакция,которая протекает при его взраве:
3NH4NO3+2AL=3N2^+6H2O+AL2O3+Q.
Высокая теплота сгорания алюминия повышает энергию взрыва.Нитрат алюминия в смеси с тринитротолуолом даёт взрывчатое вещество аммотол.Большинство взрывчатых смесей соержат в своём созельное топливо,алюминий,древесную муку и др.).
Рассматривая применение нитратов,можно заслушать сообщение учащегося об истории открытия и применения чёрного,или дымного,порония дымного пороха выражения уравнением
2KNO3+3C+S=N2^+3CO2^+K2S+Q
Два продукта реакции-газы,а сульфинат калия-твёрдое вещество,образующее после взрыва "дым".Источник кислорода при сгорании пороза-нитрат калия.Если сосуд,например запаяная с одного конца труба,закрыт подвижным телом-ядром,оно под напором пороховых газов выбрасывается.В том проявляется метательное действие пороха.А если стенки сосуда,в котором находиться порох,недостаточно прочны,то сосуд разрывается под дейстивем пороховых газов на мелкие осколки,которые разделяются вокруг с грамадной кинотической энергией.Это бризантное действие пороха.
Шесть веков продолжалось господство чёрного пороха в военном деле.За столь длинный срок его состав практически не изменился,менялся лишь способ производства.Только в середине прошлого века вместо чёрного пороха стали использовать новые взрывные вещества с большей разрушительной силой.Они быстро вытеснили чёрный порох из военной техники.Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике(ракеты,фейерверки),а также как охотничий порох.
Говоря о применении фосфора,можно ознакомить учащихся с испольхованием фосфора в военном деле в качестве заживательного дымообразуещего вещества[5,c.103].При сжигании фосфора на воздухе получается фосфорный ангидрид(оксид фосфора(V),пары которого притягивают влагу из воздуха и образуют пелену белого тумана,состоящего из тончайших капелек раствора матафосфорной кислоты.
При изучении темы<<Подгруппа углерода>>учащимся можно рассказать о ядовитом соединении углерода с азотом-циане(CN)2,в состав которого азот входит в виде радикала-CN,аналогичного по свойствам атомам галогенов.Его водородное соединение HCN образует в растворе синильную кислоту-сильное ОВ общеядовитого действия:70 мг её,подая в организм,например через пищу,мгновенно вызывают паралич сердца[6,c.79].В качестве ОВ используют также и хлорангидрид циановой кислоты:CL-CN.
Рассматривая свойства оксида углерода (II),необходимо отметить его токсичное действие на живые организмы.При этом оксид углерода (II) связывается с гемоглобином крови,превращая его в карбоксигемоглабин.В результате гемоглабин утрачивает способность связывать и переносить кислород;наступает кислородное голодание,и человек погибает от удушья.Во время ВЕликой Отечественной войны фашисты использовали это свойсвто гражан в машинах-душегубках.Можно сообщить также, что при взаимодействии оксида углерода(II) с хлором получают фосген COCL2 удушаешего действия.
При изучении металлов учащимся можно дать краткие сведения об их применении в военном деле.Например,важно отметить,что литий используется для иготовления ртассирующих пуль и снарядом.Соли лития придают им яркий сине-зелёный след.Литий применяется в атомной и термоядерной технике.Поглощая нейтрон,ядро лития становится неустойчевым и распадается. В результате образуются два новых атома:гелийи сверхтяжёлый водород-тритий.При очень высоких температурах атомы трития и другого изотопа водорода-дейтерия объеденяются.При этом выделяется колоссальное количество энэгрии,которую обычно называют термоядерной,а соответствующие процессы-термоядерными реакциями.Особенно энэргично протекает термоядерная реакция при участии соединений изотопа лития Li с дейтерием.
Подобно другим щелочным металлам,литий применяют как теплоноситель в ядерных установках.Металл цезий используют в фотоэлементах.
Говоря о свойствах магния,можно указать на использование его в военной технике для изготовления осветительных и сигнальнах ракет,трассирующих пуль и снарядом,зажегательных бомб.Лёгкие и прочные сплавы магния с медью,алюминием,кремнием находям широкое применение в ракето-,машино-и самолётостроении.
Рассматривая области примененния алюминия на основе его свойств,важно отметить,что ещё в 1919 г.появился первый самолёт из дуралюминия.С тех пор алюминий стал поистине"крылатым"металлом.Так,из сплава алюминия с магнием и кремнием сейчас изотавливают лопасти винтов самолётов и вертолётов.Сплавы алюминия с медью и марганцем широко используется в ракетной и космической технике.
В истории цивилизации особое место среди металлов занимают железо и его сплавы-чугун и сталь.Для военных целей большое значение имеет выуск высокопрочных легированных сталей.На это обращали внимание советские учёные ещё в годы Велико Отечественной войны,что позволило СССР при гораздо меньшем объёме выпускаемой стали по сравнению с фашисткой Германией производить значительно больше танков,орудий,миномётов и других видов вооружения.И в наше время сталелительная промышленность продолжает поставлять армии высококачественные сорта леригованных сталей для производстав оружия.
Из металлов побочных подгрупп переодической системы важно выделить уран,бериллий,кадмий,гафний,которое используют в атомных подводных кораблях,и цирконной,применямый в атомном аппортосроении.
Курсс органической химии предоставляет учителю большие возможности для усиления военно-патриотического воспитания учащихся,формирования у них классового подхода к оценке происходящих событий в нашей стране и во всём мире,для раскрытия миролюбивой политики СССР в борьбе за мир и бозопастность народов.
В теме <<ПРиродные источники углевоородов и их переработка>>,разбираяс учащимься применение нефтепродуктов,необходимо рассказать,что на основе бензина изготовляют напалм-зажигательное оружие, предназначеное для поражения живой силы и объектов.Состоит оно из жидкого горючего(бензина,керосинаи др.) и порошка-загустителя.Напалм был из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970 гг.На земли Южного Вьетнама американские наемки сбросили 200 тыс.тонн напалма[4,c.12].
При изучении спиртов,каробиновых кислот и сложеных эфиров можно сообщить,что США продолжают совершенствовать и напрашивать огромный арсенал химического оружия.Американская военная машина распологает высокотоксичным ОВ нервно-паралитического действия [3,c.54].К ним относятся,напрример,производные изопропилового эфира-зарин и Ви-Икс,которое применяют в виде аэрозолей.Они поражают людей даже в противогазах[6,c.79-81]
Планы Пентагора предусматривают также увеличение производства психохемических ОВ,которые вызувают у человека сильные псехические расстроиства.К таким веществам относятся,например,Би-Зет.Это первое высотоксичное ОВ психохимического действия, принятое на вооружение армией США.
Американскими войсками во Вьетнаме использовалось также ОВ раздражающего действия-Си-Эс.В США его применяют и сейчас,например,для разговна демонстраций.
Рассматривая применение производных корбановых кислот в качестве гербицидов и дефелиантов в сельском хозяйстве,нужно разъяснить,что в руках американских милитаристов эти вещества становятся сильнейшим химическим оружием-фитотоксиканами.
В химической войне против Вьтнама армия США применила более 96 тыс.тонн гербицидов и дефолиантов трёх разновидностей рецептур,получивших наименования "оранжевая","белая" и "голубая"[2,c.125].Гербициды и дефолианты американские камандование применяло с цэлью демаскировки партизанских баз,уничтожения посевов риса и других культур в густонаселённых районах Вьетнама[6,c.98].Гербициды использовались в колосальных дозах-рассеивались десятками и даже сотнями кг на гиктра.Такая дефолиация полностью уничтожает фауну и флору.Особенно губительным оказалось применение "оранжевой рецептуры"-"эйджент оранжа" представляющего собой 50%-ную смесь гербецидов 2,4-Д и 2,4,4-Т с добавлением высокотоксичного и весьма устойчевого в окружающей среде вещества диоксина,который и до сих пор находится в поверхностных и глубинных слоях почвы низинных районов ВЬетнама.Диоксин вызывает раковые заболевания,является причиной врожденных уродст,нарушений гинетического аппарата и др.По мнению учёных,для востановленния экологического равновесия в природе Южного Вьетнама потребуется,очевидно,более сотни лет.
Изучая применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов,можно отметить,что многие полимеры используют в конструкциях вооружения и военной техники.Например,пластмассы широкого применяют в ракетной технике.[5,c.13].в конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит,стеклопластинки и другие компазиционные материалы.
Завершая рассмотрите вопросов об использовании изучаемых химических веществ в военном деле на заключительных уроках химии в Х классе,важно подчеркнуть, что Советский Союз 15 января 1986 г опубликовал инициативную программу создания до 2000 г дезъядерного мира и ликвидации всех видов оружия массового уничтожения. Спустя три года итоговый докумет был согласован на Венской встрече государств-общееврпейского процесса.
Советский Союз принял решение об одностороннем уменьшении численности своих войск на 500 тыс человек при существенном сокращении обычных вооружений,об измении в оборонительном духе всей дисклокации вооружённых сил,о сокращении военных расходов о начале уничтожения запасов химического оружия ещё до заключения муждународной конвенции.Одностароняя инициатива СССР способна придатьмащный качественный импульс предстоящим переговорам по вооружённым силам и обычным вооружениям.
Так приизучении систиматического курса хмии можно формировать стойкую гражданскую позицию подрастающего поколения советских людей-борцов за мир,патриотовинтернациалистов.А это является одной из главных задач сегоднешняго дня,чётко сформулированной в основных направлениях школьной реформы.
Литература
1.Химический энеклопедический словарь.М.Советская энциклопедия,1983.
2.Актуальные проблемы муждународной безопастности и разрушения/Под ред.В.С.шапошникова. М Прогресс,1984
3.Миллитаризм США:военная машина,блоки,базы и акт агресии:Справочник/Р.Ф.Алексеев и др. Политиздат,1985 №5
4.Петришин в.И.. из опыта идейно-олитического и военного-патриортического воспитания учащихся//химия в школе.1984 №5
5.химия в бою.Сборник статей.М.Воениздат,1970.
6.Защита от оружия массового поражения:Справочник/Под ред.В.В.Мясникова.М.Воениздат,1984
15