Дидактический материал по литературному чтению на тему: Пальчиковая гимнастика для развития речи


Пальчиковая гимнастика на уроках чтения
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны.
Почему у некоторых детей легко развивается речь, они без труда осваивают рисование, а впоследствии и письмо, в то время как другие часами трудятся над тетрадками и у них не выходит ничего? Конечно, для правильного развития ребенка важны и методики занятий и учебный материал, но не менее важны и сопутствующие игры, простейшие, казалось бы, не несущие в себе особой смысловой нагрузки, но такие эффективные для правильного развития. Одним из таких важных сопутствующих игровых направлений является пальчиковая гимнастика.У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
1. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики
Цель: развитие гибкости, пластичности органов артикуляционного аппарата и способствование развития координации движений и мелкой моторики, переключаемости, распределения внимания, саморегуляции.
а) тренировка нижней челюсти:
челюсть опускается, рот открывается
большой палец опускается вниз
б) тренировка губных мышц:
- губы вытянуты вперёд, пальцы собраны в щепоть
губы растягиваются в стороны, пальцы врозь;
-круговые движения губами и круговые - щепоть рук;
-нижние зубы почёсывают верхнюю губу,
пальцы сгибаются и разгибаются,
-верхние зубы касаются нижней губы, ладонь - вниз
в) тренировка мышц языка:
- рот открыт, язык лежит у нижних резцов
язык – вверх, кисть руки вниз,
язык – вниз, кисть руки – вверх
- язык касается внутренней стороны щеки,
указательным пальцем выполняются движения вправо – влево;
- высунуть язык, пальцы из кулака распрямить
- губы в улыбке, щёлкать кончиком языка, щелчки пальцами
2.Фрагмент урока (музыка)
Цель: демонстрация детьми забавное содержание стихотворения, используя выразительные средства; развитие творческих способностей.
Произведение К.И.Чуковского «Жил на свете человек – скрюченные ножки»
Беседа:
-Что смешного в этом стихотворении?
-Бывают ли в жизни такие человечки, скрюченные волки, кошки, ёлки?
-Почему К.И.Чуковский написал это стихотворение?
-Сегодня мы выполним картинки к этому стихотворению, такие же смешные и забавные, как строчки в стихотворении
- К какой строчке стихотворения будет ваш рисунок (спросить несколько детей)?
- Что смешного в этом рисунке? Как это получилось?
Кто хочет рассказать о своём рисунке?
3. Рисование «Волшебные нитки»
Цель: пополнение словарного запаса; развитие связной речи; мышления; воображения
- Детям предлагается несколько геометрических форм (овал, круг, прямоугольник)
Их задача – дорисовать каждую фигуру, превратить её в то, что подскажет им фантазия, и назвать получившийся рисунок;
- Оживить неодушевлённые предметы (линейка с глазками, книжка с ножками)
-Нарисуй отгадку
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт –
Сделает наоборот. (зонт)
Что за птица: песен не поёт,
Гнезда не вьёт, а людей и груз везёт. (самолёт)
Красная девица по небу ходит. (солнце) Светит, а не греет. (месяц)
В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка, да ножка. (гриб)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом пройдёт, там заметку кладёт. (карандаш)
4. Работа с изографами
Цель: развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, пространственного восприятия
Дом, часы, гусь, аист, страус, утюг, яблоко, вертолёт
5. Физминутки для пальчиков
Цель: развитие тонких движений пальцев рук, закрепление пространственного представления, развитие коммуникативных функций речи, воображения.
Пальчик, пальчик, мой хороший, Покатаем мы в руках
Ты прижми к столу горошек, Бусинки, горошки,
Покрути и покатай Станут ловкими у нас
И другому передай. Пальчики, ладошки.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка.
К нему идут зверюшки
Попрыгать, поиграть.
Олени, носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать, поиграть.
«Лиса»
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
«Крокодил»
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
«Гусь» «Аист»
«Га-га-га, - гогочет гусь,- Аист крылья расправляет,
Я семьёй своей горжусь» Аист клювик раскрывает.
«Собаки»
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно зубы берегут.
Игры-драматизации
«Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
-Ничего идут дела, голова пока цела.
«Лисица и утка»
- Уважаемая утка!
Я люблю вас просто жутко!
Прилетайте - же ко мне!
Посидим наедине!
- Ах, спасибо Вам, лисица,
Но мне что-то не сидится!
«Петушок и собака»
- Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
- Петя- Петя – петушок!
Не буди меня, дружок!
Спать я ночью не могу
Дом я ночью стерегу.
«Ворона»
- Как тебя зовут?
- Карррковна!
-Что ты делаешь?
-Каррркаю!
-Что кричишь как на пожар?
- Нравится! Каррраша я! Каррраша я! Крррасавица!
«Ёжик»
- Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай!
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи…
6. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Цель: синхронизирование работы полушарий
«Колечко»
Поочерёдно перебирать пальцы рук
«Цепочка»
Пальчики перебираем и цепочку получаем.
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки последовательно сменяют руг друга.
«Лезгинка»
Левая рука в кулак, правой ладонью прикоснуться к мизинцу левой
«Зеркальное рисование»
В двух руках карандаш, сделать симметричный рисунок
«Ухо - нос»
Левой рукой за кончик носа, а правой за противоположное ухо, опустить руки, хлопнуть в ладоши, повторить
6. Самомассаж рук
Цель: повысить тонус и работоспособность мышц, улучшить функции рецепторов проводящих путей,
усилить рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами
Приёмы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения