Перспективное планирование познавательно-экспериментальной деятельности (средняя группа ).
Перспективное планирование познавательно-экспериментальной деятельности (средняя группа) Сентябрь.1.Живая природа.Тема: «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»Цель: помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.2. Неживая природа.Тема: «Цветные капельки».Цель: учить наблюдать за "путешествием" капельки.Материал: баночка с водой, пипетка, краски. 3.Физические явления.Тема: « Мыльные пузыри». Цель: восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. Материал: тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля.4.Рукотворный мир.Тема: «Стекло, его качества и свойства».Цель: учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Материал: стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. Октябрь.1. Живая природа.Тема: «Умный нос».Цель: познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.Материал: различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. 2.Неживая природа.Тема: « Поиск воздуха».Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.Материал: вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость.3. Физические явления.Тема: «Почему все звучит?»Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.4. Рукотворный мир.Тема: «Мир бумаги».Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Ноябрь1. Живая природа.Тема: «У кого какие детки». (семена растений)Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Материалы: овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. 2. Неживая природа.Тема: «Почему песок хорошо сыплется»?(песок и глина)Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Материал: ёмкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.3. Физические явления.Тема: «Тонет - не тонет».Цель: провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала. Материал: кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой.4.Рукотворный мир.Тема: «Мир ткани».Цель: познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Декабрь1. Живая природа.Тема: «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.Материалы: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.2. Неживая природа. Тема: «Возьмем с собой снеговика».Цель: формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.Материал: снеговик с носом из сосульки, емкость. 3.Физические явления.Тема: «Танец горошин». Цель: познакомить с понятием "сила движения"; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.Материал: вода, горошины, трубочка, салфетка.4. Рукотворный мир.Тема: “Резина, ее качества и свойства”.Цель: узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).Материал: резиновые предметы, ленты, игрушки, трубки. Январь1. Физические явления.Тема: «Свет и тень».Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.2. Неживая природа.Тема: «Изготовление цветных льдинок».Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).Материал: ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.3. Физические явления.Тема: «Черное и белое».Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку.Материал: салфетки из черной ткани черного и белого цвета. Февраль1. Живая природа.Тема: «Язычок – помощник».Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Материал: набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).2. Неживая природа. Тема: « Освобождение от плена».Цель: наблюдение за разными способами размораживания. Материал: ледяные фигурки.3. Физические явления.Тема: «Волшебная рукавичка». Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.4. Рукотворный мир.Тема: «Легкая пластмасса».Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, лёгкая).Материал: изделия из пластмассы Март1. Живая природа.Тема: «Что любят растения?» Цель: выявить значение влаги для роста и жизни растений. Материал: луковицы в сухой банке и в банке с водой. 2.Неживая природа. Тема: «Радуга».Цель: продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.Материал: зеркало, вода, лучи солнца. 3.Физические явления .Тема: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».Цель: дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда.4. Рукотворный мир. Тема: «Металл, его качества и свойства». Цель: узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).Материал: металлические предметы, магниты, емкости с водой . Апрель 1.Живая природа. Тема: «Хитрые семена». Цель: познакомить со способом проращивания семян. Материал: семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.2. Неживая природа.Тема: “Каждому камешку свой домик”.Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.3. Физические явления. Тема: «Откуда берется дождь?» Цель: обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. Материал: банка, горячая вода, крышка, лед.4. Рукотворный мир. Тема: «Наряды куклы Тани». Цель: познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Май1. Живая природа. Тема: «Что любят растения?»Цель: выявить необходимость света в жизни растений.Материал: два комплекта растения, картонная коробка.2. Неживая природа.Тема: «Где вода?»Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.3. Физические явления.Тема: «Теневой театр». Цель: познакомить с образованием тени от предметов ,установить сходство тени и объекта ,создать с помощью теней образы.Материал: оборудование для теневого театра.4.Рукотворный мир.Тема: « Веселая полоска».Цель: познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность. Материал: полоска мягкой бумаги.