Доклад педсовет Роль методического объединения в повышении качества универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

Корнильева Светлана Юрьевна
руководитель м/о воспитателей ГБУ «КРОЦ»

Роль методического объединения в повышении качества универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС. (1-й слайд)
 Жизнь стремительно меняется. Человечество живет в условиях информационной цивилизации, в которой главным источником  экономического роста являются знания и информация. В новых условиях не может быть эффективным человек, не способный к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию. Именно поэтому появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества и производства. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности (знать, уметь, применять). (2 – й слайд)
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации. Новые образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры.   Ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД). Функция универсальных учебных действий - формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Значительная  роль  в  формировании  универсальных  учебных  действий  в  основной  школе  принадлежит  внеурочной  деятельности,  которая  учитывает  возрастные  особенности  обучающихся. В результате внеурочной деятельности у выпускников будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
(3 – й слайд ) В соответствии с требованиями ФГОС в 2014 – 2015 учебном году, мы начали разработку программы внеурочной деятельности в ГБУ «КРОЦ», которая реализуется   по направлениям развития личности:
(4 – й слайд)
- научно – познавательное
- духовно-нравственное
- спортивно-оздоровительное
- социальное
- творческое
         Данные направления  являются содержательным ориентиром для выбора форм  и  видов деятельности  обучающихся, основанием для разработки программы внеурочной деятельности. Программа содержит уровни сложности по выделенным направлениям с 5 класса до 2 курса производственного отделения. Программа содержит уровни сложности и формы реализации, исходя из возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей обучающихся. При практической реализации данной программы обучающиеся делятся на 3 группы. (5- й слайд)
Для каждого уровня разработаны целевые установки в соответствием с возрастными особенностями обучающихся. (6 – й слайд)

1 –й уровень – 5 - 7 классы - приобретение социальных знаний;
2 – й уровень – 8 – 10 классы - формирование ценностного отношения к социальным реалиям;
3 – й уровень – 11 классы – 2 курс - получение опыта самостоятельного социального действия.

(7 – й слайд)
Формирование  универсальных  учебных  действий  обеспечивается  в  процессе  всех  видов  и  направлений  внеурочной  деятельности: 
-Игровая деятельность
-Познавательная деятельность
-Проблемно-ценностное общение
-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
-Художественное творчество
-Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
-Трудовая (производственная) деятельность
-Спортивно-оздоровительная деятельность
-Туристско-краеведческая деятельность.
Вместе  с  тем  каждый  из  видов  внеурочной  деятельности,  хранящий  в  себе  некоторый  социокультурный  опыт,  предоставляет  различные  возможности  для  формирования  учебных  действий. ( 8,9 – й слайд)  В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Но к сожалению, на сегодняшний день эти задачи еще не нашли положительного решения.      Большинство обучающихся показывают недостаточную подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, находить выход из нестандартной ситуации.        Вот почему перед нами остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Поэтому неслучайно была выбрана тема работы методического объединения воспитателей на 2014 – 2015 учебный год - «Развитие познавательной активности обучающихся, через различные формы внеурочной деятельности». (10 – й слайд)
В октябре 2014 провели семинар «Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС», рассмотрели следующие вопросы: рекомендации ФГОС по направлениям.
1. «Духовно – нравственное направление развития личности».
Сечкина В.И.
2. «Спортивно – оздоровительное и социальное направление развития личности. Литература по ФГОС».
Шипилова С.Ю.
3. «Научно – познавательное направление развития личности».
Корнильева С.Ю.
( 11 – й слайд) На семинаре воспитатели продемонстрировали литературу соответствующую данным направлениям, которую использовали в планировании внеурочной деятельности.
Провели семинар - практикум «Овладение методикой проведения познавательной игры – как формы работы, открывающей возможности самопознания обучающихся». На семинаре заслушали практический опыт педагогов: (12 - й слайд)
Едихановой Г.Г. - Формирование познавательных интересов обучающихся.
Захаровой О.В. – «Дидактические игры как метод формирования познавательного интереса в воспитательном процессе».
В ноябре 2014 года провели теоретический семинар «Отчет по темам самообразования, с демонстрацией личного педагогического опыта». (13 – 17 - й слайд). Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии образования. Это обязывает современного педагога быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Методическое объединение воспитателей постоянно совершенствуется, использует в своей работе различные формы проведения м/о: заседания проводим в форме тренингов, мастер – классов, теоретических и практических семинаров. Заседания проходят в творческой обстановке, способствующей продуктивной работе.
Новосельцева Н.В. - Использование здоровье сберегающих технологий на занятии, как средство повышения эффективности познавательной активности обучающихся.
Нехведович Н.Н. - Развитие познавательного интереса через нравственное воспитание обучающихся и художественное искусство.
Назарова О.Е. - Формирование познавательного интереса к миру природы, через экологическое воспитание.
Салимьянова А.Р., Гудилина Е.В. - Развитие познавательной активности обучающихся в ходе проведения самоподготовки.
Денисова М.А. - Развитие познавательных интересов через внедрение информационно – коммуникативных технологий.
Петракова Г.М. - «Индивидуальная работа на занятии, как средство повышения познавательной активности обучающихся».
Тимофеева А.Ю. - Формирование навыков самостоятельной деятельности и привитие духовно- нравственных качеств личности обучающихся;
Костяшкина С.А. - Разнообразие методов организации воспитательного процесса (из опыта работы).
(18 – й слайд) Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности обучающихся: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
(19, 20, 21 – й слайд) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделение морально-этического содержания событий и действий, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Развитие личностных УУД проходит на основе анализа прочитанных произведений, фильмов, личных примеров, организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения. Мероприятия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
(22,23, 24 – й слайд) Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Развитие познавательных УУД осуществляется в процессе поиска информации при выполнении домашних заданий, в подготовке к проектам.
  (25 - й слайд)  Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обучающиеся учатся планировать свою деятельность, целесообразно использовать личное время, критически оценивать свои результаты.
(26 – й слайд) Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, проходит через все внеурочную деятельность. Одним из ведущих видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ( 27, 28, 29, 30 - й слайд) Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Методы, которые были ориентированы на коммуникацию: все формы диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах. Групповая игра и тренинги. В ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта. В ходе тренингов коммуникативной компетентности подростков уделяем внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости повседневному этикету. Очень важно, чтобы обучающиеся осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
(31 – й слайд) В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть внеурочной деятельности. Главное в работе воспитателя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеклассных занятий. (32 – й слайд)












15