«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет пить из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача воспитателя – сформировать её.
Модернизация системы образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса коммуникативной подготовки старших дошкольников татарской национальности. Хорошее владение татарским языком как средством общения — веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в последующих классах, но и для интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Наша практика показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях и семьях на должном уровне не ведется обучение родному языку, поэтому необходимо поднимать уровень изучения татарского языка.В последние десятилетия педагогическая общественность Татарстана особое внимание уделяет внедрению инновационных технологий обучения, воспитания и развития в систему дошкольного образования. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению образовательных проблем, в которых возможны наиболее полное раскрытие, развитие и реализация всего богатства психологических, личностных качеств каждого ребенка. При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования татарского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям татарского народа, так как овладение татарским языком стало жизненной необходимостью для всех народов Республики Татарстан, в том числе и для татар.Для успешного решения проблемы целенаправленного обучения языкам необходимо осуществлять его, начиная с первой ступени речевого общения ребенка. В исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина и других подчеркивается, что именно старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией речевой деятельности, эмоциональной готовностью к овладению языком, имитационными способностями, легкостью и прочностью запоминания языковой информации.Возраст детей от 6 до 8 лет, по мнению Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьева, Л. Робертса и др., считается самым продуктивным в развитии мышления и речевой способности. Этот возраст наиболее благоприятен для умственного развития и социальной подготовки ребенка. В исследованиях А. Ш. Асадуллина, С. Г. Вагизова, Р. Г. Валитовой, Ф. Ф. Харисова, Ч. М. Харисовой и др. подчеркивается, что дети старшего дошкольного возраста не только понимают значения слов татарского языка, но и умеют пользоваться словами и словосочетаниями для построения собственных высказываний и через словари знакомятся с богатством родного языка, с обычаями и традициями своего народа.Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ и РФ, ориентация на раннее обучение языкам ставит перед педагогической наукой новые задачи, среди которых обогащение и активизация словаря детей подготовительных групп, развитие татарской речи детей указанного возраста являются малоисследованными. В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, творческими группами городов Казань и Набережные Челны были разработаны учебно методические комплекты : «Изучаем русский язык», «Татарча сөйләшбез» - «Говорим по-татарски», «Туган телдә сөйләшбез», «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып» , пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку).
Инновация учебно-методических комплектов в обращении к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. Основная цель учебно-методических комплектов - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста.
Главной задачей освоения учебно-методического комплекта является обучение детей правильно и красиво говорить (формирование грамматического строя речи, фонетического и лексического уровней языковой системы, развитии связной речи),обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей. В данном учебном комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.
Татарский язык – один из самых, пожалуй, трудных предметов школьной программы. Но его можно преподавать весело! Главное, чтобы воспитатели дошкольных образовательных учреждений и учителя начальной школы четко понимали, что учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста не только отличаются от средних учеников, они совсем другие. Вот только несколько принципиальных особенностей, отличающих детей дошкольного и младшего школьного возраста:
– преимущественно правополушарное мышление;
– игровая деятельность как ведущая, учебная только формируется;
– слабость произвольного внимания и памяти;
– кратковременная «оперативная» память.
Казалось бы, вывод очевиден: обучать эту возрастную группу детей от 5 до 8 лет надо, опираясь на огромную, поистине безграничную способность маленьких детей к способности «впечатывать» в память целые языковые блоки, бессознательно воспринимать и запоминать колоссальные массивы информации. Целесообразно именно в этом возрасте заложить в память все основные грамматические конструкции языка . Таким образом, основная цель, которая ставиться – не обучение максимальному количеству лексики и разговорных фраз, а создание у ребенка «образа» татарского языка. Речеформирующий механизм в этом возрасте подобен влажной глине: он уже сформировался, но еще настолько пластичен, что в состоянии запечатлеть в себе и другие формы. Важно успеть запечатлеть в нем необходимые формы (в данном случае – формы татарского языка) прежде, чем он «затвердеет». Процесс «затвердевания» речеформирующего механизма заканчивается примерно к 8-10 годам. К этому времени ребенок может использовать в своей речи большинство наиболее часто используемых конструкций татарского языка. Таким образом, систематическое использование нового УМК на занятиях, в режимных моментах, разработка дидактических игр будет способствовать качественному усвоению словарного минимума, навыкам владения словарного минимума в разговорной речи (диалоги) педагогов и воспитанников.