Проблема отношений взрослого с ребенком как первопричина определяемой «проблемы ребенка».


Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми.
Взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребенка. Даже самые послушные дети иногда становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чем-либо. Психологическая компетентность взрослых во многом определяется умением выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то обычно виновными «назначают» детей, которые «не умеют себя вести», «не уважают взрослых», «стали неуправляемыми» и т.д. с выделением «проблемы ребенка». Надо сказать, что проблемы отношений взрослых с детьми являются первопричиной определяемой «проблемы ребенка» (агрессивность, лживость и т.д.).
Испытывая растерянность при столкновении с непослушанием, протестным поведением детей взрослые должны задавать примерно следующие вопросы: «Что я сделал не так? Как найти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения?». И помочь взрослому ответить на вопросы смогут общие правила организации взаимодействия с детьми и понимание возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути, которые подробно описаны в работах психологов.
Что является основой конструктивного общения взрослых и детей? Это эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. Они определяются по трем параметрам: 1) симпатия – антипатия; 2) уважение – неуважение; 3) близость – отдаленность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.
Попробуйте определить из предложенных вариантов формулу семейного воспитания и определите возможный тип родительской любви.
Формула семейного воспитания выражена словами: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Это наиболее оптимальный вариант отношения, так называемая действенная любовь, которая сочетает в себе симпатию, уважение и близость.
«Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним» определяется такой тип, как отстраненная любовь. Здесь родители испытывают симпатию и уважение к ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция. Можно говорить о том, что ребенку не хватает общения с родителями, внимания с их стороны.
«Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Основой этого выбора являются так называемая действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения), что не может не сказаться отрицательно на формировании личности ребенка. «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит»- в этом случае можно говорить о любви по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Это неблагоприятные варианты родительского отношения к детям.
«Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Данный выбор является наиболее травмирующими для детского развития вариантом отношений. Основой здесь являются отвержение и презрение, при которых ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним. Ребенок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование и страх быть отвергнутым другими людьми.
Представленная типология родительского отношения к детям может быть использована, в некоторой степени, и для характеристики взаимодействия между педагогами и детьми. Определив проблему во взаимоотношениях, гораздо легче выстроить доброжелательные отношения взрослых и детей в рамках семьи, школы. Бабич Л.Г., психолог, методист МКУ ИМЦ РУО