Презентация по уроку «СССР в 70-е годы: духовная оппозиция и контркультура. Реалии эпохи в художественном тексте»


СССР в 70-е годы: духовная оппозиция и контркультура. Реалии эпохи в художественном тексте. План урока.Объяснение терминов контркультура и шестидесятники.Истоки контркультуры советского времени.Причины появления контркультуры в 1960-1970-е гг.Политические взгляды шестидесятников.А. Галич «Композиция номер 27» - реалии эпохи. Задачи:- знать особенности, тенденции в развитии культурной жизни страны 1970-х годов, раскрыть причины формирования контркультуры в брежневское время;- развивать познавательные интересы учащихся, их эстетические вкусы и потребности; формировать историческую память.- формировать гражданские, патриотические качества личности, путем знакомства учащихся с образцами творчества шестидесятников (на примере творчества А. Галича). И нас хотя расстрелы не косили,Но жили мы, поднять не смея глаз,Мы тоже дети страшных лет России – Безвременье вливало водку в нас… В. Высоцкий. Термин «контркультура» условный. Речь идет о всех тех явлениях культуры, которые не вписывались в жесткие рамки, установленные властью, т.е. о культуре, не признанной государством. Часто латинское контро – вопреки прямому значению – обозначало скорее не против, а просто не за или вне. Духовная оппозиция возникла не на пустом месте. Процесс интеллектуального раскрепощения в советском обществе начался с приходом Н. С. Хрущева. Писатели в своих произведениях отказывались от романтизации насилия и ненависти, от лакировки и приукрашивания действительности. Возвращались к читателю ранее запрещенные произведения литературы и искусства. После снятия Хрущева сменился политический курс, определявший развитие страны. Новое руководство во главе с Л. Брежневым постепенно свернуло все демократические начинания. Критика культа личности Сталина пошла на убыль, сошла на нет. В официальной печати и после 1964 г. по инерции еще появлялись правдивые произведения. До 1970 г. нравственным ориентиром в литературе был журнал «Новый мир», который возглавлял А. Твардовский. Там печатались А. Солженицын, В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Васильев, Ч. Айтматов. Журнал «Юность» в то время публиковал немало произведений молодых авторов; в его коллегию входили прозаики Розов и Аксенов, поэты Евтушенко и Рождественский. В январе 1970 г. Твардовский был снят с должности главного редактора. Двумя месяцами раньше из Союза писателей СССР был исключен Солженицын. Поэтому 1970 г. можно считать рождением контркультуры. После этой даты увидеть в печати произведения, содержащие хоть малейшую критику действительности, было уже практически невозможно. Одновременно усилиями людей искусства, писателей, музыкантов, художников создавалась контркультура. Каковы же были политические воззрения тех, кто создавал контркультуру? Шестидесятники принадлежали к поколению, выросшему при социализме. Большинство из них были убеждены в справедливости советской системы. Она им представлялась единственно возможной – только нужно ее чуть-чуть подправить. Целью шестидесятников была демократизация советской системы, а не ее ниспровержение. Это были люди, горячо любившие свою родину. Магнитофон перестал быть предметом роскоши, а стал предметом быта. Поэты быстро оценили возможность общения с людьми через магнитофон. Они взяли в руки гитары: песня – самый демократический вид искусства. Записи быстро распространялись по стране, и противостоять этому власти были просто не в состоянии.В каких же формах выражала себя контркультура?«самиздат»«тамиздат»«магнитофонная революция»Те произведения, которые было невозможно опубликовать в официальных журналах или издательствах, перепечатывались на пишущих машинках или даже переписывались от руки. Часть произведений контркультуры была опубликована «самиздат» на Западе – романы Гроссмана, Максимова, стихи Бродского, Коржавина. Понятно, что до широкого отечественного читателя эти произведения не доходили.

1. Что Вам известно об авторе? 2. Почему, по-Вашему, в названии стихотворения присутствует слово троллейбусная? И. Грекова (от лат. Игрек) – литературный псевдоним Елены Сергеевны Вентцель, известного математика и педагога, автора весьма популярного в советское время романа «Кафедра» и ряда других произведений. Совместно с А. Галичем И. Грекова написала пьесу «Будни и праздники». Премьера спектакля состоялась во МХАТе в 1967 г. В том же году Грекова написала предисловие к книге Галича «Сценарии – пьесы – песни» так и не увидевшей свет.3. Кому посвящено стихотворение? Кто такая И.Грекова?
ЦУМ – центральный универсальный магазин, до революции принадлежал английской фирме «Мюр и Мерилиз» и был известен под ее названием. Расположен за Малым Театром и достроен после войны в сторону Кузнецкого моста. Наряду с ГУМом был местом паломничества москвичей и иногородних. В этих магазинах каждый день «выбрасывали» что-то дефицитное.4. Что за зверь такой – ЦУМ? Что Вы о нем знаете?
При наличии знакомых, работающих в крупных универмагах, можно было заранее узнать, в какой день и какой товар там появится. Сотрудники таких магазинов могли «по блату» придержать нужную вещь, и тогда ее можно было приобрести без очереди. Такие услуги обменивались на другие (помочь с поступлением в институт и т.д.) или оплачивались деньгами. Возможность «достать» что-либо дефицитное (в нашем случае – пылесос и палас) свидетельствовала о высоком социальном статусе «достающего», вызывала зависть и уважение.5. Что он «им» в ЦУМе сделал с пылесосом и паласом? Как Вы понимаете эту строку?
Годовой баланс – форма финансового отчета, итоговая работа бухгалтерии в самых различных предприятиях и учреждениях. Составление этого документа сопровождается, как правило, всеобщей запаркой у участвующих в нем сотрудников, так что «как раз» здесь несет негативный смысл – как назло или не ко времени. Терминологическая ошибка: баланс не годичный, а годовой. Дело здесь в размере стихотворения.6. Что такое «годичный баланс» и почему он оказался «как раз»? О чем здесь идет речь?

Здесь и далее обыгрываются слова из популярной в 60-годы песни, которую исполняла Майя Кристалинская. Немногочисленные радиостанции транслировали ее наперебой по несколько раз в день – вплоть до оскомины у слушателей.7. Вся строка - скрытая цитата. Попробуй узнать, откуда она и почему она была понятна каждому читавшему (слушавшему) стихотворение.
Здесь используется терминология забытой ныне дворовой азартной игры расшибец (расшибала). Бросая с определенной дистанции биток (монету или другой предмет), надо попасть в казну – общую сумму ставок, сложенную из монет играющих, и вышибить ее из кона (очерченной на земле или на асфальте зоны). Если биток ложился рядом от монет, по ней можно было им ударить. Перевернутая таким образом монета становилась собственностью бьющего. У игры было много вариантов, в том числе и пристеночка. Забой – в данном случае – право удара.8. Что означает эта строка? Какая терминология здесь используется?

Козел – название игры в домино, которая ведется четырьмя участниками пара на пару. Козлами считались проигравшие. Они должны были блеять по-козлиному, иногда – под столом. «Забивали козла» старшие: как во дворе, так и на рабочих местах. Традиция эта не утрачена до сих пор, хотя и сильно сократилась вместе с дворовой жизнью вообще.Пропущенный глагол – играть.9. Откуда взялся «козел»? Что означает это слово в данном контексте? Восстановите глагол, который в предложении пропущен, но подразумевается?

Здесь воспроизведена реклама «Аэрофлота», украшавшая многие дома на центральных улицах. Возможно, что мимо нее проезжает троллейбус с героями песни. Сама реклама была знаковым явлением: кроме «Аэрофлота» пользоваться было нечем, т.к. других авиакомпаний в стране не существовало.10. Здесь уже прямая цитата. Откуда она? Почему она была широко известна? Подумайте, почему фраза про Аэрофлот вызывала улыбку?
В целях соблюдения общественной нравственности в студенческие и рабочие общежития посторонних после определенного часа не допускали, а уже находящихся в помещении – торжественно изгоняли. Иногда коменданты шли еще дальше: не пускали даже живущих в этом общежитии, вешая на дверь этот самый замок. Таким образом, опоздавший рисковал «на законных основаниях» провести ночь, в том числе и зимнюю, на улице, если не добудится вахтера или просто ему не понравился.11. Почему на двери общежития появился замок? Что означала такая ситуация еще 20 лет назад?
Партком, т.е. партийный комитет – руководящий выборный орган первичной организации КПСС. Партком решал множество вопросов, определяя подчас судьбы сотрудников учреждений, рабочих предприятий, членов колхозов, в том числе и людей беспартийных. От парткома зависело распределение житейских благ, продвижение по службе и многое другое. Партийные комитеты смело вмешивались в личную жизнь, « давая оценку» супружеским неверностям, семейным скандалам, производственным и бытовым конфликтам. Делалось все это зачастую с увлечением, отсюда и образ кошки (цап-царап). Вызов на заседание парткома предшествовал, как правило, крупным неприятностям, которые случались у вызываемого.12. Что такое партком? Какую роль он играл в жизни советского человека? Почему этого человека на партком «цап-царап» - как кошка мышку?

Еще одна процитированная реклама. Рыбные палочки, действительно вкусные и, возможно, даже питательные, были сначала слишком дороги, а потом, когда уровень доходов населения повысился, и их стали покупать, стремительно исчезли с прилавков магазинов. Произошло это значительно раньше, нежели их реклама была демонтирована. Красочно оформленные щиты с процитированным текстом вызывали у кого – улыбку, у кого – раздражение.13. Еще одна прямая цитата. Откуда она и почему была общеизвестна? Почему она несет иронический оттенок?
Страшное это было слово – сигнал. Могло оно означать чью-то жалобу, но чаще всего было синонимом доноса. Сигнализировали в самые различные организации – от ЦК КПСС до ЖЭКа (жилищно-эксплуатационная контора). Сигналы служили основой для «принятия мер». Чем больше было сигналов, тем неотвратимее становилось разбирательство, т.к. не обращать внимания на них было уже опасно: «сигнализировали», как правило, в несколько инстанций, и «наверху» могли «не понять» бездействия тех или иных лиц по поводу обращения к ним граждан. Часто сигналами называли распространяемые сплетни и получаемые анонимки, поднимая их до уровня непосредственной угрозы обществу.14. Кто и кому сигналил? Что означают слова «не первый сигнал» в данном контексте?
Нембутал, или этаминал натрия, - сильнейшее снотворное средство, использовавшееся также наркоманами. Подмешать нембутал в чай кому-либо можно было в основном с какими-то темными целями.15. Что такое нембутал? Зачем его намешивать в чай? Какая ситуация видится Вам за этой строкой?
Сиг – достаточно ценная, хотя и не первоклассная рыба семейства лососевых. Слово «давали» часто употреблялось вместо «продавали», т.к. в условиях всеобщего дефицита купить что-либо нужное было такой удачей, что о потраченных деньгах уже и не вспоминалось. В данном случае речь, скорее всего, идет о так называемых праздничных заказах, которые распространялись на предприятиях и в учреждениях к праздникам: Новому году, международному женскому дню, Первому мая, дню Победы и – иногда – к некоторым другим. Качество заказов определялось статусом организации и заказополучателей.16. Кому и где «давали сига»? Почему к празднику? Кто такой сиг?
Слово по-советски было синонимом слова по-нашему и носило положительный характер, хотя не всегда применялось по отношению к хорошим поступкам. По-советски можно было отказаться от премии в пользу голодающего Вьетнама, выступить на собрании с разоблачительным заявлением, потребовать уравнять всех сотрудников отдела в заработной плате.17. Что, по-Вашему, понималось под выражением «по-советски»?
Здесь мы имеем дело с иронически перевернутым штампом. В литературой традиции принято сравнивать антропогенные процессы с природными явлениями («Ропот толпы, как шум прибоя»). Для советской реальности были характерны и широко распространены сравнения из военного лексикона: «битва за урожай», «сражение за план». «прорыв в космос» и т.д. Такая система доводится здесь до абсурда: гроза начинает звучать как бой, а не наоборот.18. Не кажется ли Вам это сравнение странным? Если кажется, то почему?
Цитата из рекламы и снова ирония. В «самой читающей стране мира» существовал дефицит хорошей и вообще читаемой литературы. Подписка на многие приличные или просто интересные журналы, а также некоторые газеты, была дефицитом. Подписаться можно было по блату, на работе, в школе с «нагрузкой». Просто «вовремя оформить подписку» на желаемые издания было привилегией.19. И еще одна цитата. Откуда? Почему она тоже несет иронический оттенок?
До конца шестидесятых годов в московском наземном транспорте существовала система оплаты проезда «на доверии». Мелочь за билет нужно было опускать в прорезь стеклянного колпака, прикрывавшего кассу – с тем, чтобы окружающие могли видеть, сколько именно человек заплатил. Затем отрывалось оплаченное количество билетов. Тот, кто не имел мелкой монеты, мог бросить, например, 10 копеек вместо пятака и попросить следующего пассажира не бросать пятак, а отдать его уже заплатившему за два билета.20. Кто и куда собирается бросить пятак и почему этого не следует делать?
«Поставить на вид» - форма взыскания, применявшаяся как на производстве, так и в партийных и общественных организациях наряду с выговорами. В данном случае речь идет, как можно понять, о решении парткома. 21. Что означает «поставить на вид»? Как это происходило?
Для человека которому «поставили на вид», все закончилось совсем неплохо. Такого рода предупреждения выражались в устной форме.22. «…И конец». Как Вы думает, хорошо все кончилось или плохо?