Игровое занятие «Проблемы подросткового возраста»
Игровое занятие по теме «Проблемы подросткового возраста».
Цели занятия: 1 Развитие рефлексивной позиции учащихся,
самосознания личности.
2 Выявление позиций учащихся в классном кол-
лективе .
3 Выявить возрастные проблемы учащихся.
4 Собрать информацию индивидуального хара-
рактера. (о проблемах каждого учащегося отдельно)
Задачи занятия:1 Представление возможностей для развития
самосознания учащихся.
2 Предоставление учащимися информации об особен-
ностях подросткового возраста.
3 Предоставление возможности для постановки кон-
кретных, актуальных для данных участников задач
и разработка возможных вариантов их решения.
Задача психолога:1Установить контакт с незнакомой аудиторией.
2 Выполнить поставленные цели занятия.
3 Собрать максимальную информацию о психоло-
гических особенностях учащихся.
Этапы занятия.
1.Вступление.
«Здравствуйте. Приятно вас видеть. Надеюсь, что мы с вами сегодня хорошо и плодотворно поработаем, лучше узнаем друг друга, поделимся своими проблемами».
2. Объявление темы занятия.
«Наверное, почти каждый из вас слышал такие суждения взрослых:
У него переходный возраст. Надо его как-то пережить. Подростко-
вый возраст - трудный возраст». Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы определить проблемы этого периода человеческой жизни.
Итак Подростковый возраст. Вы не сразу оказались в нем Когда-то Вы были совсем маленькими детьми, не умеющими ни ходить,
ни говорить, не умеющими делать самые элементарные вещи (само-
стоятельно одеться, накормить себя, убрать за собой вещи). Всему этому вы научились. Вы подросли Пошли в школуВам нужно было привыкнуть к новой для вас жизниВы учились читать, писать,
выполнять домашние задания. Вы учились общаться со своими одно-
классниками. Время шлоВы росли И наконец вам исполнилось
13-14 лет. Взрослые говорят, что ребенок 13-14лет уже не совсем ребенок, а некто другой-подросток. У подростка есть свои трудности,
свои проблемы, отличные от детских, которые он, часто в одиночку, пытается решить. Сегодня я предлагаю вам совместно попробовать выявить и обсудить те трудности подросткового возраста, с которыми каждый из вас сталкивается в своей жизни. Возможно, вы поймете, что трудности эти есть не только у каждого из вас отдельно, но такие же проблемы существуют и у ваших одноклассников».
2.Задачи возраста.
Я предлагаю вам здесь и сейчас поговорить о том, чему вы должны научиться в этот период своей жизни.
На обсуждение этого вопроса вам дается 5-10 минут. Для того чтобы как-то облегчить эту непростую для вас задачу, вам предлагается воспользоваться листами-подсказками (показать), которые сейчас находятся на ваших столах. На листах составлен список задач, которые решаются на разных возрастных этапах жизни человека. Нужно из них,выбрать те, которые относятся к подростковому возрасту.(Можно включить в этот список свои задачи.)
Итак5-10 минут на обсуждение и определение задач.
(Написать на доске «Задачи возраста».Следить за временем. Подхо-
дить к группам, оказывать помощь)
ИтакЯ попрошу вас назвать те задачи, которые,по-вашему мнению,
решаются в этом возрасте. Я попрошу каждую группу назвать по одной задаче, чтобы каждая группа у нас поработала.(Первая группа.
Ваш вариант. Идет запись на доске.)
3. Проблемы возраста.
Мы определили с вами задачи возраста. Но ведь все мы с вами знаем, что задачи непросто решаются. Иногда на пути решения мы встречаем различные препятствия и трудности, которые преодо-
леваем. Я предполагаю Вам определить те проблемы, те трудности,
с которыми вы сталкиваетесь в вашим возрасте. На обсуждение Вам дается10 – минут. Вам предлагаетсясписок проблем, которые решает человек на разных возрастных этапах.
Выберите те из них, которые относятся к вашему возрасту. Мож-
но включать в ответы свои проблемы, трудности, дополнять список
Пожалуйста, соберите задачи возраста и возьмите новые задания.
Итак, обсудите ваше решение, выработайте групповое решение по
этому вопросу (на обсуждение дается 5-10 минут)
На доске написать: «Проблемы (трудности) возраста».
Я попрошу Вас назвать те проблемы, которые по-вашему мнению есть у вас сейчас. Я попрошу каждую команду назвать по одной проблеме. Идет записьХорошоМолодцы..
4 Ранжирование проблем, выявление наиболее значимых.
Теперь я попрошу вас взять маленькие листочки и написать на них
номера проблем, свое имя, фамилию. (Возьмите листочки, а мне принесите список проблем, чтобы у нас не скапливалось множества бумаг на столе.)
Я попрошу вас определить, какая проблема из 7 для вас наиболее важная, трудно решаемая, напротив ее поставить цифру 1.Затем из оставшихся выберите ту проблему, которая для вас наиболее значи-
мая -поставьте цифру 2.Таким образом, определите важность каждой проблемы в вашей жизниХорошоЗамечательно
Теперь я попрошу вас выбрать в каждой группе человека, который
сейчас будет моим помощником и представителем вашей группы.
Пожалуйста, выбираем(1-2 минут)
Я попрошу вас передать ваши проблемы(листочки с номерами) этому
человеку. Он будет сейчас заниматься обобщением результатов:
1-.
2-
3-ит. д.
Пока идет подсчет голосов, я предлагаю заполнить бланк «Суждения взрослых о подростках». Вам предстоит оценить несколько суждений взрослых. Верны ли они для вас лично, для ваших друзей и сверст-
ников.
5 Работа с бланками.
Бланки нужно подписать. Раздать бланки. Работаем
В это время помощникам объясняем, что нужно делать с результа-
тами, как их подсчитать. После того как объяснила, на доске написать
группа 1 2 3 4 5 Общий результат.
6 Сбор бланков. Массаж «Солнышко».
7 Работа с вопросами.
Сейчас я предлагаю вам немножко переключить ваше внимание. Я
Предлагаю вам ответить на ряд вопросов. Я думаю, что ваши ответы помогут отчасти решить ваши проблемы. Вопросы у меня написаны
на листочках. Прошу представителей групп подойти ко мне и выбрать вопрос. Вопрос запишите, ответ запишите на листочке.
Группа 1 № вопроса
Группа 2 № вопроса
Группа 3 № вопроса
Группа 4 № вопроса
8 Подведение общего результата по проблемам на доске (делаю сама).
9 Ответы на вопросы (заслушиваю все ответы, собираю листочки).
10 Сообщение результатов.
Я попрошу обратить ваше внимание на доску. Даётся обобщение результатов по классу
11 Пути решений проблем.
Я предлагаю вам сейчас выполнить еще одно задание. Мы попробуем
сейчас с вами наметить пути решений этих проблем. Мы возьмем первые 4 проблемы, важность которых вы определили для себя и
попробуем с ними поработать. Я попрошу представителей групп подойти ко мне и выбрать номер проблемы. Работаем самостоятель-
но. Ваше решение попрошу кратко записать (10-минут).
Пожалуйста, попрошу назвать вашу проблему и зачитать ваши решения.
12 Подведение итогов занятия.
Я хочу поблагодарить вас за вашу работуВаши мнения услышаны.
Вы, я думаю, с пользой для себя провели это время. Ваши результа-
ты, которые уже получены в ходе занятия, и ваши бланки будут переданы вашему классному руководителю для дальнейшей работы.
Приятно было с вами познакомиться. До свидания..
Заголовок 115