Дидактические игры на уроках русского языка с казахским языком обучения (5-11 класс)


« ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КАЗАХСКИХ КЛАССАХ»
А.С.Токтаубаева
учитель русского языка и литературы КГУ «Жаркынской СОШ»
ВКО, г. Семей
На протяжении нескольких лет работы в школе я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, являются дидактические игры и игровые приемы. Игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Актуальность : Ученики нашей школы и дома, и на занятиях говорят в основном по-казахски, а русская речь звучит только на уроках русского языка и литературы. Поэтому так трудно выработать у них речевые, и прежде всего орфоэпические и орфографические навыки, вызвать интерес к учебному материалу.
- Социальный заказ нашего общества и государства – овладение тремя языками;
-русский язык - это сложная дисциплина, система правил трудна;
-развитие устной и письменной речи, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Новаторство: в малокомплетной школе , где классы малочисленны очень помогают игровые формы работы, которые повышают позновательную и творческую активность учащихся, помогают им приобрести уверенность в речевом общении. Особенно оправдывают себя задания занимательного характера на уроках повторения и обобщения изученного по фонетике, орфографии, лексике и морфологии. Игровые задания помогают не только закрепить навыки произношения и правописания, но и расширять, активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертен на уроке.
Перспективность: Безусловно, освоение нового — сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике. Предложенные методы носят развивающий характер. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес. В данной работе описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описаны упражнения, дидактические игры направленные на обогащение словарного запаса, умение на практике применить полученные знания детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала, грамотному написанию письменных работ, а также помогают при решении тестов.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры и игровые приемы по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, навыками. Игра-это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и биинтеллектуальных ресурсов, как в игре.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы деятельности человека.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения создается коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей коллективизма, дружбы, ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.
Каждая игра включает в себя несколько элементов, а именно задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром ( природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественой жизни), развитие речи ( закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать их и так:
1.Игры-загадки использую для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
2.Игры-предложения. «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...?»и др. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
3.Фонетические игры. «Какой звук я задумал?».Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
4.«Назови слово» / игра с предметом/. Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
5.Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задач.
6.Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры – путешествия - усилить впечатление, придать позновательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находиться рядом, но не замечается ими.
Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Приведу примеры заданий:
1. «Фонетическая игра» Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,е,ю,я-/йэ/,/йо/,/йу/,йа/)
Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?
Какую работу выполняет в слове Ъ?(Он разделяет приставку и корень)
Запишем как можно больше слов с Ъ.
В каких словах Ь служит для обозначения мягкости звука /н/(день, лень, олень, тюлень, бронь)
Кто вспомнит больше слов на – ень?
(полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др.).
2.Игра « Цепочка».
Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг — друга, зуб — зубы и т.д.
3.Шарады. /Парные звонкие и глухие согласные /
С глухим согласным наливаюсь в поле.
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).
С глухим – траву она срезаетСо звонким — листья объедает. (Коса — коза).
С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).
С глухим шипящим кругл, как мячик,Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).
4.Загадки
У неё во рту пила, под водой она жила.Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)
Они живут на крыше,Их очень любят кошки. (Мыши)
Для закрепления чисел имени существительного проводится
5.Игра «Назови число существительного». Ведущий бросает по очереди мяч играющим и говорит слово в единственном числе, получивший мяч игрок называет слово во множественном числе и наоборот ведущий говорит слово во множественном числе, а игрок возвращает мяч называя слово в единственном числе. В игре выявляется самый внимательный игрок, который становится ведущим.
6.В игре «В каждую юрту засели жильцов» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными. Через проектор появляются на доске юрты с записями: М.р., Ср.р., Ж.р. Слова –поле, ромашка, земля, страна, дом, солнце, степь, конь, страна, мир, яблоко, хлеб,небо.В течение 2мин. нужно распределить слова по юртам. Затем по проектору показывается правильность заполнения слов, ребята проверяют друг у друга как распределены слова по юртам.
Заключение Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.
Ценность таких игр заключается в том,что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль в занимательных играх состоит еще в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой на уроке. Ученик с удовольствием выполняет любые задания учителя. И учитель таким образом стимулирует речь ученика как устную так и письменную.
Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что в свою очередь, способствует прочности усвоения материала, грамотному написанию письменных работ, а также помогают при решении тестов.

Список использованной литературы:
Русская речь 5кл. /У.А.Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева / Алматы –«Атамұра» 2005г.
Русская речь 6кл /Г.Ф.Гуриевич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шайменова/ Алматы «Атаммура» 2006 г.
Русская речь .7кл. /Б.Х.Исмагулова, Ф.Т.Саметова/Астана «Арман-ПВ» 2012г.
Русская речь 8кл. /Г.Бадамбаева, М.Толебаева, Б.Исмагулова/ Алматы «Мектеп» 2012г
Развивающие игры для детей младшего школьного возраст /З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова/ М. «Молодая гвардия» 1990г.
С.А.Вагулис «Занимательные упражнеия по русскому языку» М. «Молодая гвардия» 2005г.
И.Курамжина . «Развивающие игры» .М.«Молодая гвардия» 1988г.
А.Т.Конакбаева «Познавательные игры» А. «Мектеп» 2009г