Рабочая программа по краеведению Удмуртии. 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 класс
Школьное краеведение – важный фактор воспитания школьников. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая расширение и углубление знаний и умений учащихся, развитие мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Цель изучения курса – формирование у учащихся устойчивого интереса к природе родного края, к истории, быту, культуре своего народа. При его изучении они должны усвоить основные общие учебные предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о состоянии природы региона, истории народов, проживающих на территории Удмуртии. Учащиеся приобретают топографо-картографические знания и приемы учебной работы в классе, расширяют кругозор, приобщаются к творческой деятельности.
Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне «Наша местность») элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа по краеведению для учащихся 6-х классов разработана в соответствии с документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и республики, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи программы :Приобщение учащихся к национальной культуре
Формирование нравственно-этических ценностей
Расширение знаний о природе земли ,на которой они живут
Подготовка к жизни и труду на примере вековых традиций народа с учетом требований современности
Воспитание культуры межнационального общения на основе взаимоуважения
Привитие навыков работы с книгой ,архивными материалами музейными экспонатами
Развитие поисково-исследовательских способностей у учащихся
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
принцип гуманизации;
личностно-ориентированный подход;
научность;
доступность;
дифференцированность;
практическая направленность;
креативность.
Образовательным результатом программы будет:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Программа курса разработана в соответствии с региональной программой изучения краеведения (1 час в неделю) для учащихся 6 классов доработана преподавателем/
34 учебных часов для обязательного изучения краеведения в 6-м классе основной школы из расчета :1четверть-8 часов
2 четверть-7 часов
3 четверть-10часов
4 четверть-9 часов
В основу построения программы положен линейно-концентрический принцип, т.е. принцип углубления и расширения материала от класса к классу, расширения по каждому разделу и в свою очередь, каждый курс (5-9 классы) представляют собой завершенную ступень изучения предмета.
Формы контроля знаний, умений, навыков: итоговые тестовые, работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса краеведения
В рамках преподавания курса краеведенияя могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Учебно-методический комплект:
Культура, литература и история родного края» для 5-11 классов, Ижевск 1991 г.
«Природный ресурсы и экологияУдмуртии» Ижевск «Удмуртский Университет»2000г
Книга для чтения по удмуртскому краеведению»Черешняя Д.И. Ижевск «Удмуртия»1993г.
«Государственные символы Удмуртской Республики» Ижевск «Удмуртия»1994г.
«Истоки удмуртского народа»Иванова М.В.Ижевск «Удмуртия»1994г.
«Ижевский пруд»под редакцией Туганаева В.Т. Удмуртский Университет»2000г.
«Родники Ижевска» под редакцией Туганаева В.Т. «Удмуртский Университет»2000г.
Учащиеся 6 класса должны знать:
Удмуртия- на карте мира и страны , Государственные символы Удмуртии : герб, флаг, гимн
Географическое положение и природа Удмуртской Республики Реки Удмуртии
Природные богатства Удмуртии
Города Удмуртии
Народы, населяющие Удмуртию. Языческая религия и культура удмуртов и народов проживающих на территории Удмуртской Республики.
Учащиеся 5 класса должны уметь:
А) Называть и показывать :на карте границы Удмуртии , города, реки.
Называть народы, проживающие в Удмуртии
Называть и показывать на карте города, называть даты их образования.
Называть и показывать на карте крупные реки Удмуртии . Рассказывать о мерах охраны рек, родников.
Называть время заселения территории Удмуртии человеком; время освоения металлов; основные занятия древних людей.
Объяснять изменения, произошедшие в жизни людей с освоением металлов.
Б) Описывать:
Народные приметы о погоде ,о будущем урожае.
Интересные объекты и памятники природы своего района.
Административный район в пределах которого находиться школа.
Итак, изучение курса «Краеведение» в 6 классе является необходимой частью общекультурного развития учащихся, которое формирует в сознании подрастающего поколения образного представления о неповторимости и своеобразии удмуртского края.
Учебно-тематический план
по курсу
«Краеведение» (34 часа)
6 класс
№ НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ КОЛ-ВО ЧАС. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕЛИ РАЗДЕЛА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1 Введение. Что такое
«Краеведение». 1 Продолжать формировать у учащихся знания о географическом положении УР, о ее административно-территориальном устройстве
1 .Краеведение - наука, задачи и предмет ее изучения.
2.Этнография - наука, изучающая народы их быт и культуру. Введение понятия «этнос», «нация».
3.Официальные и неофициальные символы Удмуртии. Творческое задание.
2 У карты УР.
Мой край на карте мира и страны. 2 1.Положение УР на карте мира.
2.Положение УР на карте РФ.
3.Границы и протяженность.
4.Площадь Удмуртии в сравнении с другими территориями.
5.Удаленность от морей и океанов. Устный опрос.
Творческое задание.
3 История
исследования
территории
Удмуртии. Познакомить с историей
исследования
территории
Удмуртии. 1.Формирование удмуртского этноса.
2.Присоединение удмуртов к Русскому государству.
3.Строительство металлургических заводов на территории Удмуртии.
4.Экспедиции по описанию и изучению природы и народов удмуртской земли. Устный опрос.
Кроссворд.
4 Природа Удмуртии. Рельеф и полезные ископаемые. 15 Знакомить с природными условиями родного края, закреплять навыки работы с различными источниками информации.
Работать с тематическими картами, текстом учебника.
Закреплять умения в построении схем, графиков, таблиц. Рельеф УР. 5 Полезные ископаемые УР.
1.Полезные ископаемые УР.
2.Месторождения нефти на территории УР. Проблемы добычи и разведки нефти. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
6 П\Р №1 «Нанесение на к\к основных форм рельефа месторождений полезных ископаемых». П\Р «Нанесение на к\к основных форм рельефа месторождений полезных ископаемых». Устный опрос
7 Климат УР. П\р №2 «Рассмотрение по картам и нанесение на к\к УР основных элементов климата». 1 Перемещение воздушных масс над территорией УР.
2.Распределение осадков, температуры по временам года.
3.Практическая работа. Письменная
проверочная
работа
8 Территориальные различия в распределении основных показателей климата по территории УР. Территориальные различия в распределении основных показателей климата по территории УР. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
9 Поверхностные и подземные воды УР. Реки УР 1.по карточкам.
2.устный опрос.
10 Озера и искусственные водоемы УР. 1.Типы озер УР.
2.Искусственные водоемы УР, их краткая характеристика..1.по карточкам.
2.устный опрос.
11 Ижевский пруд.
П\р №3 «Нанесение на к\к крупных и средних рек УР». 1.Ижевский пруд.
2.Практическая работа. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
12 Подземные воды УР. Родники. 1.Подземные воды.
2.Родники. Удмуртия – родниковый край. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
3.игра «5-ый лишний».
13 Почвы УР 1 .Основные типы почв УР.
2.Эрозия почв, ее причины и меры по предотвращению.
3.Мелиорация земель. Зачет по карте
«Реки УР»
14 Растительность УР. 1.Богатство растительного мира республики. 2.Сотношение различных пород деревьев в лесах и их характеристика. 15 Луговая растительность.
Луговая растительность. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
16 Животный мир УР 1.Животные, обитавшие на территории УР в доисторические времена.
2.Характеристика основных представителей животного мира республики. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
17 Опасные природные явления на территории УР. 1.Оползни.
2.Опасные природные явления, связанные с климатом. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
18 Обобщение и повторение по теме «Природа УР». Урок-игра
«Счастливый
случай»
19 Экологические проблемы природной среды УР. 10 Формировать навыки экологической культуры воспитывать бережное отношение к природе 1.Что такое экология.
2.Знакомство с глобальными экологическими проблемами.
3.Важнейшие экологические проблемы УР. Тест по теме «Природа УР»
20 Проблема загрязнения недр земли и исчерпаемости полезных ископаемых УР. 1.Проблема мусора в городах и их утилизации. 2.Проблема исчерпаемости основных месторождений полезных ископаемых и необходимость экономного использования природных богатств республики. Письменная проверочная работа
21 Проблема загрязнения и охраны воздуха. 1.Основные источники загрязнения воздуха и меры по предотвращению.
2.Последствия загрязнения воздуха: смог, кислотные дожди, парниковый эффект, потепление климата, таяние ледников, наводнения.
3.Охрана воздуха. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
22 П\Р №4 «Изучение загрязнения воздуха автомобильным транспортом на территории микрорайона школы №63» 1.Выход на улицу для подсчета количества проезжающего транспорта по ул. Майской и по ул. Щорса.
2.Оформление практической работы в кабинете, обработка полученных данных и вывод. 23 Загрязнение подземных и поверхностных вод УР. 1.Основные источники загрязнения.
2.Мероприятия по уменьшению экологического загрязнения вод УР.
3.Последствия строительства водохранилищ. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
24 Красная книга УР 1.Основные цели создания красной книги. 2.Растения Красной книги. «Очаровательный» сорняк.
3.Животные Красной книги. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
25 П\р №5 «Экологические проблемы микрорайона шк.№63». 1 Оформление практической работы в кабинете, обработка полученных данных и вывод. 26 Особо охраняемые
территории УР. 1.Виды особо охраняемых территорий, цели их создания.
2.Особо охраняемые территории УР, основные проблемы в их деятельности. Фронтальный
опрос
27 Памятники природы УР. 1 .Памятники природы УР.
2.Проблемы сохранения памятников природы. комбинированный
28 Обобщение и повторение по теме «Экологические проблемы природной среды УР». Конкурс
экологических
проектов
29 Природное
районирование УР.
4 1.Физико-географические районы УР.
2.3ачепецкий высоковозвышенный район. Тест по теме «Экологические проблемы УР»
30 Физико-географические районы УР. 1.Кильмезский низменный район.
2.Иж-Воткинский равнинный район.
3.Привятский равнинный район. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
31 Ландшафтное районирование 1.Иж-Валинский низковозвышенный район.
2.Прикамский возвышенно-равнинный район.
З.Закамский низменный район. 1.по карточкам.
2.устный опрос.
32 Урок обобщения по теме «Природное районирование УР». Фронтальный опрос, тест.
33
34 Обобщение и повторение по курсу
«Краеведение». 2 Годовая контрольная работа
Список литературы
Арматынская О.В. История одного меча. – Ижевск: Удмуртия , 1992
Атаманов М.Г. Удмуртская ономастика. – Ижевск: Удмуртия , 1988
Варгин Л.И. Рассказы по истории Удмуртии . – Ижевск: Издательство ИИУ, 1995
Виноградов В.Н. Народная одежда удмуртов. – Ижевск: Удмуртия , 1951
Владимирова Р.А., Корепанов К.И., Никулина Т.Е. Примерные планы конспекты уроков по истории Удмуртии : учебно-методическое пособие. Часть I. Ижевск: Издательство ИИУ, 1995
Владимирова Р.А. Примерные планы-конспекты уроков по истории Удмуртии : Учебно-методическое пособие. Часть II. – Ижевск: Издательство ИИУ, 2001
Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия , 1991
Воткинск. Летопсь событий и фактов. – Устинов: Удмуртия , 1985
Воткинские были. Исторические очерки. 1759-1959 гг. – Ижевск: Удмуртия , 1959
Воткинский район – 80 лет. – Ижевск: ООО Издательский дом «Секреты красоты и здоровья», 2006
Государственные символы Удмуртской Республики. – Ижевск: Удмуртия , 1994
Дмитриев П.Н., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе. – Ижевск: Удмуртия , 1992
Животный мир Удмуртии . - Удмуртский фольклор. Пословицы, поговорки, афоризмы. – Устинов: Удмуртия , 1983
Иванова М. Истоки удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия , 1994 г.
Каталог « Удмуртия ». Власть. Экономика. Культура. – Ижевск: «Премьера», 1994
Климов К. Удмуртское народное искусство. – Ижевск: Удмуртия , 1988
Край родниковый. – М.: Современник, 1984
Край удмуртский – сторона родная: Удмуртия в вопросах и ответах. – Ижевск: Удмуртия , 1988
Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия , 1986
Отчий край: Книга для чтения по удмуртскому краеведению 10-11 классы . – Ижевск: Удмуртия , 1993
Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры № 1-2. Полное описание России. Удмуртия . – М.: 1995
По родному краю: Сборник. - Ижевск: Удмуртия , 1987
Природа Удмуртии . – Ижевск: Удмуртия , 1972
Саушина К.И. Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах. – Ижевск: Издательство ИИУ, 2001
Сергеев В.Л. Камские заводы – Ижевск: Удмуртия , 1958
Тепло земли твоей. Альманах сельских поэтов и прозаиков. – Воткинск: МУП «Воткинская городская типография», 2001
Удмуртия : альбом. – Ижевск: Удмуртия , 1990
Удмуртская Республика. Справочное пособие. – Ижевск: Издательство «Регион-Пресс», 2004
Удмуртская Республика. Энциклопедия. – Ижевск: Издательство « Удмуртия », 2000
Удмуртский фольклор. Загадки. – Устинов: Удмуртия , 1982