Методика формирования первичного навыка подтягивания и увеличения количества повторений упражнения.
Автор: Ковалёв Александр Александрович, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №3 городского округа Кинель
Тема: Методика формирования первичного навыка подтягивания на гимнастической перекладине, техника и способы увеличения повторений упражнения.
Подтягивание на перекладине в понимании современных школьников весьма сложный, а порой и вовсе невозможный элемент физической культуры. Редко можнозастать ребят за игрой в «лесенку» или просто около турников в свободное время. С одной стороны, активная пропаганда уличного спорта в последние годы несколько улучшает ситуацию, с другой, новоиспечённые спортсмены быстро теряют интерес ввиду отсутствия знаний, первичных навыков и опыта. Проблема завуалирована ещё и мировоззренческими особенностями подрастающего поколения. Крайне неприятно становится упоминание о подготовке или же сдаче норматива подтягиваний на перекладине, если юноша не может выполнить ни одного повторения. И самое печальное – это то, что они не желают это исправить...Не желают признаться себе в слабости. В подростковом возрасте желание казаться взрослым порой преобладает над здравым смыслом. Получается замкнутый круг. И кто как не учителя, обязавшиеся помогать и наставлять молодое поколение, могут его разорвать? Кто как не мы можем заметить скрытые проблемы и, не указывая на них, направить на путь решения? А решение, в свою очередь просто обязано быть максимально простым и доступным, требующим специальной физической или умственной подготовки.
В освоении подтягиваний с нуля, как и в любом достойном деле, следует обозначить цель. Мотивация- первая ступень к успеху, и, как водится, перепрыгнуть её не удастся. Сложно заставить себя делать что-то, не имея представления, зачем тебе этонужно.
Второй ступенью станет подтягивание на низкой перекладине. Данные упражнения могут выполняться разными хватами, но особое внимание уделяетсяклассическому(способу???).
После укрепления широчайших мышц спины переходим к освоению высокого снаряда. Развесовка и хват в пределах «зачётного» исключительно лично подбирается по ученику им же.
Научить хвату невозможно! Но рекомендации могут быть следующими: плотный обхват перекладины четырьмя пальцами с одной стороны и большим с другой, расположение рук – чуть шире плеч, но не слишком широко или слишком узко. Ошибка может проявиться не сразу, это будет влиять на формирование мышц и количество повторений в итоге.
Следом за хватом ученик пробует подтянуться один раз при помощи противовесов. Противовесом может служить как эластичный бинт, так и специальное устройство декомпенсации веса ученика. Как только удалось подтянуться один раз, работаем на увеличение повторений. Как и в случае с подтягиваниями на низкой перекладине, на высокой работает смена хватов и положения кистей. Узкие хваты более предпочтительны на ранних этапах увеличения повторений. При достижении пяти повторений переходим к широкому расположению рук относительно корпуса. Единичное повторение широчайшим, доступным ученику хватом сигналит о том, что пора использовать комплексные программы и варьировать нагрузку. Различных программ в изобилии в интернете, но личная, учитывающая особенности развития и прочие нюансы, всё же предпочтительнее.
Важный момент состоит в том, что если при выполнении программы ученик не продвигается вперед в повторениях или не в состоянии освоить какой-либо хват, то программа не работает! Вывод один: её необходимо менять. Иначе увеличения повторений не получить без огромных усилий. Напомню, что их-то мы и минимизировали. Возможна проблема в нагрузке, или с психологической точки зрения, или что иное. Исключение всех ошибок невозможно, стремление же к этому быть должно. Стремясь к увеличению количества повторений, помним о том, что развиваем силовую выносливость мышц, но не работаем на объём. А это значит, что работа с весом, как и негативные подтягивания, - не совсем то. Ну не в смысле, что это плохие способы тренировки, а то, что в конкретном случае они дают минимальный результат, а иногда и введут в рецессию, чего, по понятным причинам, допустить никак нельзя.
Проявленное упорство благотворно скажется не только на выполнении конкретного упражнения, но и наградит ученика некоторыми знаниями по биологии, физике, и знаниями из другихнаучных областей. Мало что-то уметь делать, важно понимать, как ты это делаешь. Учитель будет рядом не всегда. Ученику придётся понять, как работает его тело, чтобы уметь управлять им.
Так, казалось бы, заурядное упражнение приводит молодого спортсмена... Я не оговорился - спортсмена. Ведь люди, стремление коих сводится к физическому и духовному совершенству, вправе называться спортсменами..., к тому, что нет в школьной программе чего-то не «очень» важного или лишнего. Всё, что приобретено в школьные годы, в дальнейшем определит человека как личность. Важный компонент социума.