Общекультурная компетенция учителя как условие успешности его профессиональной деятельности.
Общекультурная компетенция учителя как условие успешности его профессиональной деятельности.
Общекультурной компетенцией является круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияния на мир, компетенции в бытовой(включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.)и культурно-досуговой сфере(включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Уровень общекультурной компетенции учителя практически не зависит от его педагогического стажа и определяется другими факторами.
Проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве, не замыкается рамками образовательных институтов. Он сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации, образовавтельные институты выступают лишь как трансляторы культурных ценностей и норм. В связи с этим система образования предполагает, что учитель должен обладать качествами подлинного интеллигента, сочетать необходимый профессионализм и высокий уровень общей культуры. Поскольку воспитать личность может только другая личность, то огромное значение приобретает развитие личности педагога. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к личности педагога высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия. Повышение уровня общекультурной компетенции педагога помогает ему обеспечивать разностороннее восприятие учащимися изучаемого материала, сделать процесс преподавания более доступным для них, прививать школьникам интерес к преподаваемому предмету. Наличие у учителя высокого уровня общекультурной компетенции выступает одной из основных предпосылок успешного решения задачи интеграции учащихся в национальную и мировую культуру, позволяет учителю «очеловечивать» программный материал, эффективно осуществлять меж предметные связи с гуманитарными дисциплинами.Как сказал Ш.А. Амонашвили. « учитель-уникальное национальное достояние», «от его гуманности...уровня сознания, интеллекта и глубины культуры» зависит многое в столь сложное время перемен в стране. Анализ ситуации в России свидетельствует о сравнительно низком уровне ОКК всего населения (в том числе политического класса, бизнес - сообщества, управленческого звена.)
Для учителя в современных условиях особенно важно сочетать глубину знаний по предмету с широкой эрудицией в других областях человеческой деятельности. Учитель призван стать подлинным просветителем, способным осмысливать фактический материал с философских позиций, осознавать место и значение науки в системе общечеловеческих ценностей.
В этой связи важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие их общекультурной компетенции, как личностной и профессиональной характеристики учителя, показывающей его подготовленность и готовность к приобщению учащихся к культурному контексту преподаваемого предмета. От уровня общекультурной компетенции зависит успешность профессиональной деятельности учителя.
Как писал Олег Семенович Газман: «Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений». Одним из важнейших критериев педагогического мастерства
считается результативность работы педагога, проявляющаяся в хорошей успеваемости, воспитанности школьников, т.е. педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Условно все критерии, которые определяют успешность работы педагога можно разделить на 3 группы:
1. Педагогические;
2. Психологические;
3. Личностные.
I. Педагогические критерии успешности педагога. О работе учителя, воспитателя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий - это уровень обученности, воспитанности учащихся, подготовка к дальнейшей жизни в обществе. «Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Поэтому важным критерием успешности работы педагога становятся его самообразование, целью которого является овладение ими теоретических сведений о различных методах и формах преподавания и воспитания, поэтому второй критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Третий критерий - образование педагогов и повышение квалификации. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Это одно из важнейших условий для повышения качества преподавания.
Четвертый критерий - способность к самоанализу. Каждый педагог, безусловно, всегда размышляет по поводу того, что и как он делает и что из этого получается. Эта способность очень важна, поскольку она даёт возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании. Пятый критерий- инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию всей школы.
II. Психологические критерии успешности педагога.
«Настоящее образование, - писал в свое время Н.А. Добролюбов, - это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему». К. Д. Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность». Учитель - организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют развитие человеческих отношений в классе (а не просто влияют), а значит и предопределяют развитие социальных мотивов. Стиль общения учителя, принятая им позиция - это первое что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе. Второе - это значимость учителя для учеников. Общение с людьми, кем бы оно ни осуществлялось, (педагогом, врачом, руководителем и т.д.), невозможно без активной работы над собой, своим характером, поведением, отношением к окружающим. Педагог должен, прежде всего, быть готовым «менять себя», иначе ему не стать профессионалом.
III. Профессионально - личностные критерии успешности педагога.
Личность педагога, что в ней главное?
Профессия педагог - особенная. Учителя - это такие люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Как писал Н.А.Добролюбов: «Учитель должен быть образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания». Учителя должны отличать ясность, твердость, непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие». Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно, т.к. интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто
обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Педагог - личность, профессионал, психолог, воспитатель, человек широкого кругозора, носитель высокой нравственности, гражданин своей страны. Но главное – такой учитель становится нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, уверенность, оптимизм. У него чуткое сердце, и он умеет грамотно направить ребёнка в царство мысли.
Мудрый учитель думает прежде всего о духовном воспитании ребёнка. Об этом очень верно сказал поэт Е.Евтушенко:
Должны мы бороться за детские души,
должны,
должны...
Но что, если под поучительской чушью
в нас
нету души?
Учитель-он доктор,
а не поучитель,
и школа-
роддом.
Сначала вы право учить получите-
учите потом.
Должны мы бороться за детские души
прививкой стыда,
чтоб не уродились
ни фюрер,
ни дуче
из них никогда.
И прежде чем лезть с поучительством грозным
и рваться в бои
за детские души,
пора бы нам, взрослым,
очистить свои...
Это всё о современном учителе- честном человеке, мастере своего дела, оптимисте. Только такой педагог востребован сегодняшней школой.
Самые разные мотивы ведут учителя по пути профессионального становления и повышения квалификации. Энергию для своего личностного и профессионального роста и самосовершенствования учитель может черпать лишь из своих удач, которые становятся удачами его учащихся. Словом, стать успешным, учитель может, делая таковым ученика. Я убеждена в том, что самое важное – ориентир на самообразование, самоорганизацию, саморазвитие, что, в свою очередь, является залогом успешности.