Развитие компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности студентов
Развитие компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности студентов
«Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это путь самый благородный;
Путь подражания – это путь самый лёгкий;
Путь опыта – это путь самый горький». Конфуций.
Освоение рабочей профессии – залог успеха в становлении специалиста. Сегодня среднее профессиональное образование позволяет выпускнику освоить не только специальность, но и рабочую профессию, необходимую современному производству и позволяющую быть конкурентно способному на рынке труда. Стремление человека к познанию мира, к реализации своих возможностей, к самосовершенствованию обусловлено его предназначением на Земле. Становление специалиста, профессионала в современных условиях основано на его способности к освоению новых умений, знаний, опыта, технологий. Проверка своего мастерства, своих профессиональных возможностей при участии в профессиональных конкурсах позволяет дать себе объективную оценку и создать мотивированные предпосылки для самосовершенствования. В настоящее время конкурсы профессионального мастерства ежегодно проходят на всех крупных и средних предприятиях по многим отраслям. Работодатель, заинтересованный в квалифицированных кадрах, проводит такие конкурсы и выявляет лучших. Участие студентов в подобных конкурсах закаляет их волю и желание быть лучшим, быть профессионалом.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования общие для всех образовательных учреждений принципы организации внеурочной деятельности связаны с тем, что основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через организацию учебной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( в том числе общеинтеллектуальное, общекультурное) через такие формы, как кружки, конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования и др., Которые благоприятствует получению знаний, развитию творческих способностей, приобщает к научно-исследовательской работе, прививает навыки индивидуальной работы и работы в коллективе. А именно, во-первых, студенты приобретают профессиональные навыки, умения использовать и комбинировать приобретенные знания, способность находить нестандартное решение для тех или иных задач. Во-вторых, олимпиада помогает преодолеть ограниченность аудиторных часов, способствует детально овладеть знаниями по отдельным аспектам предмета. В-третьих, способствует умению создавать творческую атмосферу в небольшом исследовательском коллективе. В целом, студенческие олимпиады улучшают подготовку будущих специалистов.
В числе инструментов, стимулирующих самообучение, следует активизировать те, которые позволяют сочетать чисто прагматические интересы обучающихся по улучшению уровня экзаменационных успехов с личными мотивами. К числу таких мотивов можно отнести стремление утвердиться в коллективе студентов и преподавателей, повысить самооценку, реализовать творческие наклонности.
Олимпиадные задачи часто носят более усложненный характер, чем аудиторные. Для их решения студентам требуется проявить способность свободно осмысливать, обобщать и систематизировать полученную информацию в рамках курса. Ситуационное задание решается небольшим коллективом студентов. Основным требованием ситуационных заданий олимпиады является аналитический, разносторонний подход в их решении. Студентам предоставляется достаточная информация для выбора ряда приемлемых решений. Основным отличием этого этапа является выявление способностей правильно определить и использовать соответствующие заданию справочную и нормативную литературу.
Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Выигрывают все: студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал (самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, облагать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать); вузы и предприятия получают хорошо подготовленные кадры. Ведь самая большая награда для него - это образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Одним из средств формирования у студентов инновационной деятельности являются студенческие олимпиады – соревнования студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в Колледже. Они проводятся с целью совершенствования качества подготовки специалистов, а также для повышения интересов студентов к избранной специальности. Общепризнанно, что информационные технологии быстро развиваются, а каждые 3-5 лет происходят значительные изменения как в технологиях. Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций. Компетенция - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Ключевыми компетенциями будущего специалиста в области информационных технологий являются:
·академические компетенции, включающие способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
·социально-личностные компетенции, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;
·профессиональные компетенции, включающие знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции будущего специалиста в области информационных технологий развиваются за счет включения в различные виды деятельности:
·в аналитическую деятельность
·в производственно-технологическую деятельность
·в проектно-конструкторскую деятельность
·в учебно-исследовательскую деятельность
·в консалтинговую деятельность
·в организационно-управленческую деятельность
·в инновационную деятельность.
Программы курсов внеурочной деятельности являются той частью основной образовательной программы, которая должна формироваться в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Содержание программ внеурочной деятельности должно отражать динамику становления и развития интересов обучающихся – от мотивационной увлеченности до творческого продуктивного взаимодействия, направленного на компетентное развитие и личностное самоопределение.
Внеурочная работа по математике направлена на формирование и развитие способностей и личности ребенка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и усовершенствовать заложенное в ребенке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации. Как цели обучения математике, так и цели организации внеурочной работы по математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, ее статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Умелая организация внеурочной деятельности учащихся позволит обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, будет способствовать достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход - очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.
Академик Международной педагогической академии, д. п. н. А. В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования.
Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.
Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии».
Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.
В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений.
Проектно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре учебно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.
Исследовательская работа студентов (ИРС) в СПО «Тираспольский техникум информатики и права» достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам.
Цель исследовательской работы студентов техникума состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации проектно-исследовательской работы студентов в техникуме используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя.
Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов колледжа:
учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени;
учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время.
Основными формами исследовательской работы студентов в колледже являются:
подготовка рефератов, докладов;
участие студентов в проектной деятельности;
участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ;
участиев студенческих конференциях;
В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:
обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;
воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;
развитие коммуникативных навыков.
Исследовательская деятельность студентов включает в себя:
использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;
составление рецензий и аннотаций;
написание сообщений, докладов и рефератов;
создание тематических словарей, кроссвордов, практических задач;
создание презентаций;
оформление плакатов, буклетов, памяток;
изготовление наглядных пособий и дидактического материала;
создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам информационных дисциплин;
участие в обучающих и деловых играх;
выполнение групповых творческих проектов;
выполнение курсовых и дипломных проектов.
В процессе выполнения ИРС формируются общие компетенции, такие как:
Осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач;
Использовать информационно-коммуникационные технологии; Работать в коллективе и команде;
Ставить цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий;
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; профессиональные компетенции, например,
Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач;
Способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты.
Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.
Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИРС дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.
Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.
В ходе учебной и производственной практики студенты также осуществляют исследовательскую деятельность. Производственная практика - один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.
Выполнение и оформление курсовых работ является одним из перспективных видов исследовательской деятельности в системе СПО, позволяющий студентам приобрести навыки и умения планирования и анализа своей деятельности. Наш опыт показывает, что написание курсовых работ существенно повышает качество знаний студентов, что отражается при прохождении итоговой государственной аттестации, в положительных отзывах руководителей практического обучения.
Виды проектов в учебной деятельности учащихся
По доминирующей в проекте деятельности учащихся:
Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.
Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом.
Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по компоновке ПК, сетевому оборудованию, микросхемотехники и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Следовательно, исследовательский подход к процессу обучения будущих IT специалистов является одним из актуальных направлений организации учебной и внеучебной работы студентов средних профессиональных учебных заведений и позволяет:
·привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе;
·формировать у студентов навыки и умения исследовательской работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;
·развить гибкое интегрированное мышление;
·выработать творческий подход к профессиональной деятельности.
Заключение
Применяя проектно-исследовательскую деятельность в процессе подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
·самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников;
·используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность;
·развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа·учатся презентовать свои проекты.
·учатся совместному труду.
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 124-126.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132
Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011. - № 2. - С. 139-147.
Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008.
Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011. - № 10. - С. 21-22.
Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 17-19.
Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.
Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2008. - № 10. - С. 55-68.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 55-61.