Программа курса по профориентации Секреты выбора профессии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска»
Программа элективного курса по психологии
для 9-10 классов
«СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
Автор педагог-психолог:
Швецова Евгения Геннадьевна
Киренск, 2014г.
Пояснительная записка
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбирать.
Задача самоопределения встает перед подростком дважды. Первый раз в 9-ом классе, когда подростку следует решить, продолжать обучение в школе или начать овладевать какой-либо специальностью. Второй раз в 10 классе, так как именно в этом возрасте школьники обычно осуществляют свой выбор, а в 11 классе окончательно определяются с вузом.
Профориентационный курс «Секреты выбора профессии» направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать правильный профессиональный выбор, умение сопоставить профессиональное «хочу» и «могу»; на решение проблем экологии и здоровья в своей профессии; на развитие умений рациональной организации труда как составной части своего здорового образа жизни в профессии, на определение профиля обучения и планирование предполагаемого места работы. Программа рассчитана на обучающихся 9−10−х классов, общий объем часов – 51 час. (17, 34 часа соответственно по классам).
Целью данного курса является активизация профессионального самоопределения учащихся и выбора профиля обучения.
Задачи:
обеспечение обучающихся системой сведений о мире современного профессионального труда;
приобретение обучающимися опыта применения общеучебных умений для профессиональной ориентации с учетом требований будущей профессии, собственных индивидуальных качеств, состояния здоровья;
формирование мотивации к сохранению своего профессионального здоровья и решению экологических проблем местного сообщества с помощью своей будущей профессиональной деятельности;
развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Ожидаемыми результатами являются:
формирование у учащихся выпускных классов убежденности в приоритетности ценностей экологии и здоровья в работе специалиста любой профессии; в необходимости и возможности здорового образа жизни в каждой профессии;
накопление опыта применения предметных знаний и общеучебных умений для профессиональной ориентации;
осмысленное самоопределение обучающихся в мире профессий с учетом своих желаний, индивидуальных и социальных возможностей, особенностей будущего профессионального труда.
В работе применяются следующие виды деятельности:
проектные работы;
самостоятельные исследования.
Формы подведения итогов программы:
научно-практические конференции;
защита проектных работ учащихся;
выставки работ школьников в виде стендовых докладов;
тестирование.
Использование технологии проектной деятельности позволит:
создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора;
расширить мировоззрение обучающихся;
развить познавательные и интеллектуальные способности обучающихся, умение самостоятельно приобретать знания;
подготовить школьников к участию в конкурсах проектных и исследовательских работ, научно-практических конференциях.
Основные понятия: профессия, рынок труда, рынок образовательных услуг, экологическая компетентность, здоровье, экологическая безопасность, учтойчивое развитие, вертикальная и горизонтальная карьера, среднее и высшее профессиональное образование, специалист, бакалавр, магистр, послевузовское образование, ученая степень, послевузовское образование, классификации профессий, профессиональные вредности, опасность труда, напряженность, психологические и медицинские ограничения, защита прав работника, профессиональный отбор, служба занятости, кадровое агентство, вакансия, конкуренция, резюме, портфолио, персонал, человеческие ресурсы, трудовая мобильность.
Содержание курса
«Что я знаю о своих возможностях» 17ч.
Первый раздел включает в себя задачи самопознания: жизненные ценности; самооценка и уровень притязаний; темперамент и профессия. Умение владеть своими чувствами и эмоциями, понятия о стрессе. Как связана реакция на стресс с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, самочувствием.
Уровень развития психических процессов: определение типа мышления и как развивать мышление, связь типа мышления с профессией; внимание и память, как их тренировать. Какую определяющую роль в жизни человека играет уровень внутренней свободы. Профессиональные факторы риска для здоровья. Ограничения выбора профессии.
Диагностика проводится в комплексе с упражнениями, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике «Секреты выбора профессии». Сопутствующей задачей является расширение представлений о мире профессий и активизация поиска информации о профессиях, что происходит благодаря широкому диапазону рекомендаций, содержащихся в интерпретации диагностических методик.
Для оценки результатов и процесса деятельности обучающихся подготавливаются и защищаются образовательные продукты: рефлексивные записи, рефлексивная оценка «Мой психологический портрет», индивидуальный проекты «Мой здоровый образ жизни в профессии», «Мое профессиональное кредо. Символ и девиз моей профессии».
«Я выбираю профессию»19ч.
Второй раздел ориентирован на построение жизненной перспективы, осмысление ценностей, ожиданий, притязаний, освоение стратегий выбора. Изучается «банк профессий» и задачи устойчивого развития местного сообщества. Динамизм рынка труда. Группы профессий. Требования разных профессий к личностным качествам, влияние профессий на экологию и здоровье специалиста. Ограничения по медицинским показаниям. Самопознание своих профессиональных предпочтений. Примеры профессиограмм.
Понятие социального партнерства. Готовность к социальному партнерству специалистов разных профессий как условие решения задач устойчивого развития. Коммуникативные умения, умения договариваться и действовать совместно в общих целях, в команде – непременное требование к специалистам любой профессии.
Занятия проводятся в форме имитационных упражнений, деловых игр, часто используются эвристическая беседа и мозговой штурм, обучающиеся выполняют задания на самостоятельный поиск, решение конкретных проблемных ситуаций, направленных на построение жизненной перспективы, работают с разными источниками информации. Отрабатываются способы свертывания информации (выписки, конспект, схема, таблица). Встречи со специалистами разных профессий (анкетирование, интервьюирование). Организация работы с информаций в малой группе сотрудничества (по профессиям), распределение ролей.
Для оценки результатов и процесса деятельности обучающихся подготавливаются и защищаются образовательные продукты: рефлексивные записи, проект «Экологическая карта моей профессии. Моя профессиограмма» с отражением в ней экологических последствий профессиональной деятельности для состояния окружающей среды, вклада людей данной профессии в решение задач устойчивого развития территории. Аргументированные предложения по включению в профессиограмму личностных качеств. Презентация проекта, оценка и самооценка по заданным критериям. Рефлексия трудностей работы над проектом, возможные пути их устранения.
«Образование и карьера» 15ч.
Третий раздел ориентирован на выбор профессии, на умение аргументировать свой выбор. Ошибки в выборе профессии. Рассматривается понятие «мотивация». Мотивация и достижение успеха. Адекватность мотивации. Потребности личности. Эффективное целеполагание и планирование времени. Навыки позитивного и конструктивного общения. Условия и правила партнерства. Распределение обязанностей между членами группы с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений. Качества, необходимые для партнерства, возможность их развития. Метод совместного творческого решения проблемы специалистами разных профессий (синектика).
Готовность учиться в течение всей жизни как главное условие успешности в любой профессии. Пути получения профессии - ступени среднего и высшего профессионального образования, послевузовского образования, учебные заведения региона.
Навыки самопрезентации – имидж, стиль, поведение при собеседовании, телефонные переговоры, резюме.
Для оценки результатов и процесса деятельности обучающихся подготавливаются и защищаются образовательные продукты: рефлексивные записи в дневнике «Секреты выбора профессии», групповой коллаж «Мой стиль в профессии», резюме, проект «Мой выбор». Рефлексия результата и процесса партнерства. Их оценка и самооценка.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема Кол.часов В том числе на: Примечание
№ Теоретическая часть Практическая часть 1 раздел «Что я знаю о своих возможностях».
1 Введение. Мои жизненные ценности. 1 0,5 0,5 Работа с дневником. «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Психогеометрический тест. Презентация «Вверх по лестнице жизни»
2 Самооценка и уровень притязаний. 1 0,5 0,5 Работа с дневником. «Изучение общей самооценки» методика Г.Н. Казанцевой. Презентация « Самооценка и уровень притязаний». Видеопритча «Не слушай мнения окружающих»
3 Профессия и мой темперамент. 1 0,5 0,5 Темперамент и свойства нервной системы. Определение типа темперамента. Работа с дневником.
4 Профессия и моя эмоциональная сфера. 1 0,5 0,5 Тест «Уровень агрессивности» Басса-Дарки. Работа с дневником.
5 Профессия и невербальное общение 1 0,5 0,5 Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?». Работа с дневником.
6 Межличностное пространство 1 0,5 0,5 Работа с дневником, игра «Установление дистанции»
7 Профессия и моя стрессоустойчивость1 0,5 0,5 Методика «Определение уровня тревожности», Теппинг-тест. «Мой тип нервной системы». Работа с дневником.
8 Профессия и мой тип адаптации. 1 0,5 0,5 Методики «Определение типа адаптации», «Определения уровня внутренней свободы».
9 Профессия и мой стиль мышления. 1 0,5 0,5 Методика «Определение типа мышления». Тест «Как у вас с логикой?» Работа с дневником.
10 Профессия и мой тип восприятия 1 0,5 0,5 Тест «Тип восприятия», работа с дневником.
11 Профессия и профиль функциональной ассиметрии. 1 0,5 0,5 Методика определения индивидуального латерального профиля. Работа с дневником.
12 Профессия и моя способность к запоминанию. 1 0,5 0,5 Диагностика памяти. Упражнения, работа с дневником.
13 Профессии, требующие высокого внимания. 1 0,5 0,5 Диагностика внимания. Работа с дневником.
14 Умею ли я слушать? 1 0,5 0,5 Работа с днеником. Тест «Умею ли я слушать».
15 Что я хочу и что могу делать в профессии. 1 0,5 0,5 Работа с дневником. Рефлексивная оценка, проект «Мой психологический портрет»
16 Пути получения профессии 1 1 - Встреча с представителями КППК
17 Обобщение по разделу. 1 - 1 Рефлексивная оценка индивидуального проекта «Мое профессиональное кредо. Символ и девиз моей профессии».
итого 17 8,5 8,5 Календарно-тематическое планирование 10 класс http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/
Тема Кол.часов В том числе на: Примечание
№ Теоретическая часть Практическая часть 2 раздел «Я выбираю профессию».
1 Что я знаю о мире профессий. 1 1 - Вымирающие профессии, профессии будущего. Работа с дневником.
2 Классификации профессий, их влияние на экологию и здоровье человека. 1 - 1 Классификация по Климову, Опросник Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова), справочники.
3 Профессия, специальность, должность. 1 0,5 0,5 Презентация. Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова). Работа с дневником.
4-5 Мои интересы и склонности. 2 1 1 Методика «Профиль». (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока). Опросник профессиональных склонностей в модификации Резапкиной. Видеоролик «Говорит эксперт». Работа с дневником.
6 Профессиональный тип личности 1 - 1 «Определение профессионального типа личности». (авторская модификация методики Д. Холланда). Работа с дневником.
7 Профессионально важные качества. 1 - 1 Работа в микрогруппах- подготовка профессиограмм.
8-9 Экологические риски в профессии. 2 1 1 Опросник «Ограничения профессиональной пригодности пр различных заболеваниях.» Тест «Мое здоровье». Работа с таблицей «Экологические факторы риска». Работа с дневником.
10 Способности общие и специальные. Профессии, требующие технических способностей, их влияние на здоровье и экологию. 1 0,5 0,5 «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета). Работа с дневником.
11 Профессии, требующие интеллектуальных способностей, их влияние на здоровье и экологию. 1 0,5 0,5 «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной). Работа с дневником.
12 Профессии социального типа, их влияние на здоровье и экологию. 1 0,5 0,5 Тест «Способы поведения в конфликте». Работа с дневником.
13 Профессии, требующие способностей к офисным видам деятельности, их влияние на здоровье и экологию. 1 0,5 0,5 Тест «Интеллектуальная лабильность». Работа с дневником.
14 Профессии, требующие артистических способностей, их влияние на здоровье и экологию. 1 0,5 0,5 Анкетирование. Работа с дневником.
15 Я- руководитель 1 - 1 Тест «Организаторские способности», «Умеете ли вы руководить?». Работа с дневником.
16 Критерии профессиональной пригодности. 1 - 1 Проект «Экологическая карта моей профессии. Моя профессиограмма», защита , рефлексия результатов.
3 раздел «Образование и карьера».
17 Мотивы и потребности. 1 0,5 0,5 «Определение мотивации» (методика Головахи). Работа с дневником.
18 Эффективное целеполагание и планирование времени. 1 0,5 0,5 Деловая игра, групповая работа
19 Ошибки в выборе профессии 1 0,5 0,5 «Оптимисты и скептики» групповая игра. Работа с дневником.
20-21 Современный рынок и его требования к профессионалу. 2 1 1 Прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области, Киренскому району. Государственная служба занятости населения. Занятость и безработица. Встреча с представителями Биржи труда.
22-24 Пути получения профессии. 3 1 2 Работа с дневником. Матрица профессионального выбора. Средние и высшие учебные заведения Иркутской области.
25 Достижение жизненных целей и самовоспитание. 1 1 - Работа с дневником.
26 Межличностные взаимоотношения и их значение в профессиональной деятельности. 1 - 1 Тестирование по методике Томаса, КОС. Работа с дневником.
27 Навыки самопрезентации1 - 1 Групповой коллаж «Стиль в моей профессии». Профориентационная игра: «Приём на работу».
28 Собеседование, телефонные переговоры. 1 0,5 0,5 Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам. Работа с дневником.
29 Резюме 1 0,5 0,5 Виды и правила составления резюме. Работа с дневником.
30 Деловая игра «Кадровый вопрос» 1 - 1 Работа с дневником.
31-33 Творческий проект «Мой выбор». 3 - 3 Подготовка и защита проекта.
34 Обобщение по разделу 1 - 1 Рефлексия результатов творческой работы.
итого 34 11,5 22,5 Литература для учащихся
Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для старшекл.. М.: «5 за знания», 2007. -352 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1990 г.
Огай О.Н. Учимся конспектировать: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов. М., 1995 г.
Справочники для поступающих.
Твоя профессиональная карьера: Учебник / Под редакцией С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М., 1998 г.
Экология и здоровье: Моя будущая профессия : Хрестоматия для старшекл. /под ред. Е.Н. Дзятковской.
Литература для учителя
Балахчи Л.В.Основы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИИПКРО, 2009. - 114с.
Бендюков М.А., Соломин ИЛ.,"Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда", СПб, 1998, 334 с.
Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье: Учебное пособие для старшекл. – Иркутск: Арком, 1993. – 180 с.
Резпкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005.- 140с.
Справочники для поступающих.
УМК «Экология и здоровье в моей будущей профессии». Для 9-11 классов общеобразовательной школы. Учебная программа и методические рекомендации для учителя /Под ред. Е.Н.Дзятковской.– М.: Центр «Образование и экология», 2009.
Шалавина Т.И. Чистякова С.Н. Умовская И.А. Твоя профессиональная карьера: Методика: Книга для учителя (под ред. Чистяковой С.Н.). М.: Просвещение. – 2006. – 160с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. Битяновой М.Р. – СПб-М.,: Питер, 2002. – 270с.