Конспект занятия по профориентации Стратегии выбора профессии
Тема занятия: Профессия. Стратегии выбора.
Цель: Социализация подростков.
Задачи:
Развивать умение анализировать и правильно оценивать свои способности, возможности и желания;
корректировать коммуникативные навыки, развивая умение кратко отвечать на вопросы;
воспитывать чувство ответственности за свою страну.
Оборудование: Компьютер, видеоролики «Сигнал из будущего. Росмолодежь-2013» и ролик Резапкиной Г.В. «Стратегии выбора профессии», анкеты на каждого ребенка (приложение).
I.Организационный момент.
II. Вводная часть.
«Сигнал из будущего. Росмолодежь-2013» - ролик о том, что будущее начинается сегодня, подготовлен по заказу Федерального агентства по делам молодежи для Всероссийской конференции, посвященной вопросам профессиональной ориентации и самоопределения молодежи.
Понравился ролик? Каждому из нас ясно, что будущее начинается сегодня. Вы способны сделать нашу с вами жизнь или очень хорошей или отвратительной. В скором времени про вас будут говорить: «Замечательный доктор Головкина, запишитесь к ней». Или: «В этом ресторане работает великолепный повар Зайцева». «У этого бюрократа, только за деньги можно справку получить».
III. Основная часть.
Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, какова стратегия выбора профессии? С чего начинать? (Ответы детей.)
Начинать нужно с себя. Нужно знать свои физические и психологические особенности, подумать, что же тебе действительно интересно и чем бы ты хотел заниматься.
Слагаемые успеха
Ролик Резапкиной Г.В. «Стратегии выбора профессии»
Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).
Ролик заканчивается.
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Подумайте об этом дома, постарайтесь заполнить опросник максимально честно, не обманывайте себя.
IV. Физкультминутка.
- Зрительная гимнастика.
- Упражнения для расслабления мышц шеи, рук.
Работа по теме.
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, ответьте на следующие вопросы:
на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии могут расти возможности и желания человека, они пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
(см. приложение).
V. Итог:
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем несравнимая», писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.
На следующих занятиях мы с вами рассмотрим каждое из них.
Мои цели_(март 2014)__________________________________
главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)
цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы)
пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги)
внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)
запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют)
март 2014______________________________________________________
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, ответьте на следующие вопросы:
На какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения
каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать
какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы
какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу
хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
15