Приобретение обучающимися социального опыта как основа работы классного руководителя в современных условиях
Приобретение обучающимися социального опыта как основа работы классного руководителя в современных условиях
Практически все время работы в школе я являлась классным руководителем. Выпустила пять классов: 1999 год – естественнонаучный, 2001, 2003, 2007 года – классы экономического профиля, 2013 год – лингво-техно информационный. Ребята до сих пор очень тесно общаются друг с другом, выезжают на турбазы, ежегодно мы проводим день встречи, обмениваемся новостями, обсуждаем проблемы, общаемся через Internet. Они с благодарностью вспоминают учителей, школу, положительно отзываются о моей работе.
Учащиеся моих классов не состояли на учете в детской комнате милиции, никто из моих учеников не оставался на второй год, не было и затяжных конфликтов между детьми.
Были в моих классах «трудные» дети, которые пропускали уроки из-за пристрастия к компьютерным играм. Работая с психологами, коллегами, родителями, ежедневно отслеживая пропуски, совместными усилиями нам удалось справиться с ситуацией и вернуть ребят к нормальной образовательной деятельности. Сейчас оба молодых человека успешно закончили ВУЗы и с улыбкой вспоминают о школьных проблемах.
В этом году выпускаю 11 лингво-техно-информационный класс, с которым работаю второй год. За это время при 100% успеваемости средний балл класса превышает 4 балла. В своей работе классного руководителя использую ИТ, разрабатываю не только электронные варианты различных ведомостей, но и презентации к классным часам и лицейским урокам, активно использую облачные технологии, сетевое анкетирование, возможности совместного создания и редактирования документов.
В лицее внедрён электронный журнал, вот уже третий год мы работаем без бумажных журналов и дневников. Каждый родитель и ребёнок имеют индивидуальный пароль от «Сетевого города» и могут посмотреть в Интернете как оценки и пропуски, так и домашние задания по всем предметам. Особенно это важно, если ребенок болеет или по каким-то причинам не может посещать школу. Провожу анализ динамики успеваемости каждого ребёнка, общаюсь с родителями, коллегами и ребятами через «Сетевой город» и по электронной почте.
Регулярно провожу тематические родительские собрания. Кроме этого, практикую индивидуальные консультации и беседы, работаю с родительским активом, по желанию родителей организую лекции на интересующие их темы. Работа строится на основе плана работы классного руководителя, который составлен с учетом возрастных особенностей на основе культурно – образовательной программы лицея. Основные направления работы: социальное, патриотическое, экологическое, краеведческое, профориентационное, пропаганда ЗОЖ.
Когда ребята были в 10 классе, совместно с психологом лицея было проведено исследование по диагностике личностных особенностей. Психологические тренинги, совместные мероприятия с родителями позволили создать в классе благоприятный психологический климат. Отношения строятся на взаимоуважении и толерантности. Ведется летопись «классных дел».
В прошлом учебном году совместно с УрФУ было проведено тестирование по профориентации, каждому ребенку даны рекомендации, проведены консультации с родителями. Мы посещаем ВУЗы в рамках «Дня науки» и в рамках проекта «Профи-дебют», участвуем в Днях Великих Открытий, который проводится в нашем лицее каждый месяц.
Регулярно в классе проходят тематические классные часы и лицейские уроки. Для их проведения разработаны презентации и сценарии (в соавторстве с коллегами), которыми пользуются педагоги лицея («Юрий Гагарин – звездный избранник», «Честь – поэзия долга», «Учителями славится Россия», «Птенцы гнезда Петрова» и др.). Также мною разработаны сценарии «Первого урока» для первоклассников, выпускного вечера в 9 и 11 классах, которые также заимствуют другие классные руководители.
Каждый ученик выполняет общественное поручение, имеется актив класса, развито самоуправление. Семнадцать учащихся моего класса в 2015 году были приглашены на ежегодный директорский прием, который проводится для победителей олимпиад, НПК и конкурсов различных уровней. Оформлено и систематически пополняется портфолио на каждого ученика.
В классе 85% учащихся занимаются спортом, Чурсина Ада – неоднократный призёр областных, региональных и всероссийских чемпионатов по шахматам.
Ребята участвуют в социально-значимых мероприятиях лицейской жизни, поддерживают традиции лицея: лицейские праздники, Блиц – Danc, Дни Дублера, линейки успеха, сборы макулатуры, спортивные мероприятия, благотворительные и экологические акции. Так за прошлый год наш класс «спас» 28 деревьев, а в этом году ребятами уже собрано 1,5 тонны макулатуры. Активно помогают нам в этом и родители.
Ученики моего класса активно участвуют в культурно – образовательной программе лицея. Помимо экскурсий по городу и музеям, мы побывали в образовательных поездках по городам области и за ее пределами. После поездок проходят итоговые конференции – защиты, где дети представляют результаты выполнения учебных творческих заданий, делают презентации, видеоролики, пишут отзывы и статьи для газеты.
В следующем году нашему лицею исполняется 60 лет, в этом году проводится подготовка к этому событию, так наш класс собирает информацию о выпускниках лицея 2003 года. Такая поисковая работа сплачивает коллектив класса, позволяет осуществлять связь поколений.
Мы шефствуем над ветераном, участвуем в конкурсе боевых листков, совершаем экскурсии по военной тематике, каждый год выступаем на фестивале военно-патриотической песни, перед ветеранами ВОВ микрорайона. В прошлом учебном году, в рамках патриотической работы помимо лицейских уроков, я с ребятами участвовала в акциях «Галерея памяти», «Карта памяти». Мы писали статьи о родственниках – ветеранах, побеждали в межрегиональном конкурсе творческих работ, посвященных Дню защитника Отечества «Праздник Мужества, Доблести, Чести!». Особенно хочется отметить создание видеоролика про ветерана Палкина Дмитрия Михайловича «Это было недавно, это было давно…», который размещён на сайте Областного фильмофонда.
Ученики класса результативно участвуют в различных конкурсах, фестивалях и олимпиадах: «Механика момента», «Веб – механика», «Механика момента» и «Механика мысли» в рамках городского Медиафестиваля «Высокое разрешение»; конкурсах презентаций, информационных буклетов и социальных плакатов в рамках фестиваля «Мы за здоровый город». Ребята результативно участвуют в Муниципальном туре олимпиад по предметам, интернет – конкурсах, фестивале «Информационный марафон».
В 2012 году двенадцать учащихся класса принимали участие в городском Интернет – проекте «Волонтер Екатеринбурга» и заняли первое место. Организует работу Интернет-проекта МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». Мы были начинателями волонтерского движения в лицее, сейчас во многих классных коллективах созданы волонтерские отряды, а мы делимся опытом, помогаем.
Мои ребята сами организуют и проводят социальные, профилактические и экологические акции: «Спортивный образ жизни», «Здоровые дети – счастливые родители», «Девушки против курения», «Против СПИДа», «Приведи в порядок свою планету». Неоднократно мы ездили к ребятам детских домов, отвозили книги, игры, диски, спортивный инвентарь, проводили для ребят конкурсы, мастер - классы, «весёлые старты», играли в футбол и «мафию». Думаю, что это общение пошло на пользу и тем, и другим.
Интересные события, которые происходили в классе за два года, легли в основу видеофильма, над которым я работаю вместе с ребятами. Диск с фильмом - подарок каждому на выпускном вечере.
Основой своей деятельности в качестве классного руководителя считаю формирование мотивации учащихся к обучению и самообразованию, развитие познавательного интереса, создание условий для максимального выражения творческих возможностей и интересов учащихся, формирование у подрастающего поколения патриотизма и активной гражданской позиции.
Важно для каждого ребёнка найти ту область, которая ему будет интересна, помочь ему самореализоваться, познакомить его с разнообразными сферами деятельности, подготовить к дальнейшей социальной адаптации за стенами школы.