Проект «Модель построения профориентационной работы в учреждениях профессионального образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ГАОУ СПО РК «СОРТАВАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
















Проект «Модель построения профориентационной работы в учреждениях профессионального образования»






























Сортавала
2013

Повышение привлекательности учреждений начального и среднего профессионального образования.
План-график реализации мероприятий по трудоустройству и профориентации в 2012 – 2013 уч. г.
мероприятие
дата

1.Закрепление преподавателей и студентов за конкретными школами с целью ориентации выпускников школ на поступление в Колледж.
2.Сбор сведений о выпускниках (классные руководители).
3.Координирование плана работы с директорами школ города, заключение договоров о сотрудничестве.
4. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
5. Работа приемной комиссии.
6. Обработка анкет абитуриентов.
7.Предоставление в Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования отчёта о работе центра содействия трудоустройства выпускников.
8. Предоставление в Министерство образования РК информации о трудоустройстве выпускников очной формы обучения по всем реализуемым основным профессиональными образовательным программам.
9. Заключение договора о сотрудничестве с Университетом экономики и управления г. Санкт-Петербург.
10. Поездка в г. Суоярви и Суоярвский район с целью проведения профориентационной работы
11. Изготовление рекламной продукции: газета для абитуриентов, буклеты, карманные календари.
12. Открытие нового сайта колледжа


сентябрь








до 04 числа ежемесячно

до 10 числа ежемесячно




20 сентября


30 сентября

1.Анкетирование студентов в целях определения степени удовлетворенности предоставляемых колледжем услуг.
2.Анкетирование преподавателей в целях определения степени удовлетворенности предоставляемых колледжем услуг.
3.Посещение преподавателями родительских собраний в школах города и района.
4.Посещение образовательных учреждений НПО республики, с целью привлечения абитуриентов – выпускников училищ.
5. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
6. Работа приемной комиссии.
7. Дни открытых дверей (каждый четверг).
8. Игра «КВН» в колледже, включающая профориентационное направление.
9. Съёмки нового рекламного ролика о колледже



октябрь









4 октября



1. Анкетирование работодателей по содержанию учебных планов, внесение изменений и дополнений в учебные планы, сбор отзывов о содержании учебных планов.
2.Анкетирование работодателей в целях определения степени удовлетворенности предоставляемых колледжем услуг.
3. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
4. Работа приемной комиссии.
5. Посещение преподавателями классных часов и родительских собраний школ г.Сортавала и Сортавальского района.
6. «День карьеры»
Встреча выпускников колледжа с представителями:
- Университета экономики и управления г.Санкт-Петербург;
- Современной Гуманитарной Академии;
- Представителями полиции;
- Представителями пограничных войск;
- Представителями информационно-методического центра;
- Представителями Центра занятости населения г.Сортавала.
7. Проведение профориентационной недели
8. Участие в коллегии Министерства образования РК и Министерства сельского хозяйства РК в г. Олонец по вопросам профориентации выпускников
9. Организация и проведение Совета директоров МОУ г.Сортавала и Сортавальского района на базе колледжа по вопросу профориентации школьников и разработке стратегии совместной деятельности
10. «День открытых дверей» для выпускников школ г.Сортавала и Сортавальского района


ноябрь








14 ноября







26 – 30 ноября
27 ноября


28 ноября


29 ноября
30 ноября

1.Анкетирование работодателей по содержанию учебных планов, внесение изменений и дополнений в учебные планы, сбор отзывов о содержании учебных планов.
2. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
3. Работа приемной комиссии.
4. День открытых дверей (каждый четверг).
5.Анкетирование родителей в целях определения степени удовлетворенности предоставляемых колледжем услуг.
6. Проведение педагогического совета по теме: «Совершенствование системы профориентационной ориентации колледжа. Социальное партнёрство в подготовке конкурентоспособных специалистов».
9. «День карьеры»
Встреча выпускников колледжа с представителями:
- Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Карельский филиал;
- Современной Гуманитарной Академии;
- Центра занятости населения г.Сортавала.

декабрь










10 декабря
11 декабря

1. Сбор отзывов от работодателей о работе выпускников.
2. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
3. Работа приемной комиссии.
4. День открытых дверей (каждый четверг).
5.Анкетирование сотрудников в целях определения степени удовлетворенности предоставляемых колледжем услуг.
6. Участие в профориентационном мероприятии, «Путь в профессию» г. Питкяранта
7. Проведение совместных практических занятия обучающихся колледжа и выпускников школ преподавателями колледжа

январь







25 января
29 января

1. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
2. Работа приемной комиссии.
3. День открытых дверей (каждый четверг).
4. Круглый стол выпускников с работодателями.
5. Участие в мероприятиях «Путь в профессию», проводимых Центром занятости РК:
«Путь в профессию» - г.Олонец, Олонецкий район;
«Путь в профессию» - г.Лахденпохья, Лахденпохский район;
«Путь в профессию» - г.Сортавала, Сортавальский район;
«Путь в профессию» - г.Суоярви, Суоярвский район
6. «День карьеры»
Встреча выпускников колледжа с представителями:
- Петрозаводского Государственного университета;
- Центра занятости населения г.Сортавала.
7. Проведение совместных практических занятия обучающихся колледжа и выпускников школ преподавателями колледжа
9. Оказание помощи выпускникам колледжа в оформлении документов для сдачи ЕГЭ

февраль






8 февраля
11 февраля
12-13 февраля
16 февраля
12 февраля



11 февраля

1-28 февраля

1. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет., сайт колледжа
2. Работа приемной комиссии.
3. День открытых дверей (каждый четверг).
4. Проведение совместных практических занятия обучающихся колледжа и выпускников школ преподавателями колледжа
5. Распространение печатной рекламной информации о колледже по общеобразовательным учреждениям, предприятиям, организациям (рассылка писем).

март





1. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет., сайт колледжа
2. Работа приемной комиссии.
3. День открытых дверей (каждый четверг).
4. Проведение совместных практических занятия обучающихся колледжа и выпускников школ преподавателями колледжа
5. Распространение печатной рекламной информации о колледже по общеобразовательным учреждениям, предприятиям, организациям (рассылка писем).

апрель






1.Работа приемной комиссии.
2. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- интернет, сайт колледжа.
3. День открытых дверей (каждый четверг).
4. Проведение совместных практических занятия обучающихся колледжа и выпускников школ преподавателями колледжа

май




1.Работа приемной комиссии
2. Распространение информации о колледже и его услугах через:
- СМИ (спец. рубрика в газете);
- Интернет., сайт колледжа.
3. День открытых дверей (каждый четверг).
июнь

Новости, объявления, информация о мероприятиях, проводимых в учебном заведении, регулярно выставляются на сайт колледжа. В октябре 2012 года начал работу новый сайт колледжа. Снят новый рекламный ролик об учебном заведении.
За период 01.09.2011г. по 01.02.2013г. в средствах массовой информации регулярно демонстрировались сюжеты, публиковалась информация о Сортавальском колледже, статьи профориентационного характера. Что способствовало формированию положительного имиджа учебного заведения.
В газете «Ладога. Сортавала» были опубликованы следующие статьи:
14.10.2011г. № 44 – Винегрет, заправленный улыбкой;
18.11.2011г. № 50 – Сделай мне смешно;
27.01.2012г. № 3 – Спешите делать добрые дела;
30.03.2012г. № 13 – Учитель года: «Герой нашего времени»;
04.05.2012г. № 20 – «Топ» на счёт «три»;
22.06.2012г. № 28 – Всероссийский конкурс пахарей;
13.07.2012 г. № 31 – Рабочие профессии входят в моду;
26.10.12 г. – Будущие специалисты сельского хозяйства;
26.10.12 г. – всегда гордись, что ты студент!;
07.12.12 г. № 56 – «Автоэксперт» - учебная фирма;
21.12.12 г. № 51 – Говорим по-фински.
В газете «Вестник. Ладожский край» велась еженедельная рубрика «Новости Сортавальского колледжа», в течение вышеуказанного периода в рубрике были напечатаны следующие статьи:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Моё образование;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. Разработка и внедрение системы профориентационной работы с потенциальными абитуриентами совместно с представителями Центров занятости населения, общеобразовательных учреждений, работодателей.
В течение года осуществляется взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, Центрами занятости населения, работодателями. Проводится работа с учащимися 8-9, 10 и 11 классов школ и их родителями: совместные практические занятия, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, «Дни открытых дверей», посещение родительских собраний. С работодателями заключаются договоры на проведения практик и трудоустройство, проводятся совместные педсоветы в форме «круглых столов». Работа приемной комиссии по профориентации абитуриентов и помощь в выборе специализации. Работа со Службой занятости по профориентации студентов и выпускников включает в себя совместное проведение мероприятия по профориентации, организацию стажировок выпускников колледжа.
Результаты опроса абитуриентов
В 2011г. и 2012г. проведено анкетирование абитуриентов. Основная цель - выявление степени заинтересованности в обучении в Сортавальском колледже.
В 2011г. в анкетировании приняли участие 165 абитуриентов. В 2012 г. в анкетировании приняли участие 175 абитуриентов.
Таблица. Заинтересованность абитуриентов в обучении.
Варианты ответов
2011
2012


чел.
%
чел.
%

1. Цель поступления в Сортавальский колледж

нравиться специальность
61
37
56
32

желание родителей
10
6
9
5,1

заодно с другом (подругой)
7
4,2
8
4,6

посоветовали студенты колледжа
9
5,4
10
4,2

не поступил в другое учебное заведение
6
3,6
7
0,8

всё - равно какое образование получать
2
1,2
6
3,4

хотелось учиться в этом учебном заведении
31
18,7
37
21,1

нужно получить среднее специальное образование
35
21,2
40
22,9

другое
4
2,4
2
1

2. Из какого источника Вы впервые узнали о Сортавальском колледже?

справочник для поступающих в учреждения ПО
25
15,1
23
13,1

проф. ориентационные мероприятия
34
20,6
33
18,4

от друзей и знакомых
43
26
42
24

от родителей
23
14
24
13,7

в школе
28
16
28
16

СМИ
12
7,2
25
14,2

В качестве выводов по проведённому опросу отмечается следующее:
Основной целью поступление в Сортавальский колледж является получение конкретной специальности (отметили в среднем за два года 34,5 % опрошенных). Следовательно, выбор колледжа является осознанным, и полученное образование послужит базой для дальнейших жизненных перспектив.
Имидж колледжа среди других учебных заведений достаточно высок, чем и привлёк большинство респондентов (суммарный результат за 2 года составил 39,8 %). В целом по ответам респондентов видно, что превалирует ориентация на получение среднего специального образования. Мотивационный аспект на получение данного образования связан с отношением абитуриентов к колледжу, с осознанием его социального престижа.
Основным источником получения информации о колледже являются сведения, полученные от друзей и знакомых (отметили в среднем за два года 42,5 % опрошенных), и проф. ориентационные мероприятия (отметили в среднем за два года 33,5 % опрошенных). Процент остаётся стабильным в течение двух лет. Следовательно, проф. ориентационная работа даёт положительный результат и необходимо продолжать деятельность в данном направлении.
Сведения о трудоустройстве выпускников
По данным анкетирования выпускников и анализу Министерства труда и занятости Республики Карелия трудоустройство выпускников составило 78,5%.
Таблица. Сведения о выпускниках, обратившихся в службу занятости населения.
Образовательное учреждение, полученная профессия
2010
2011
2012


Всего
Трудоуст-роено по профессии
Всего
Трудоустроено по профессии
Всего
Трудоустроено по профессии

Сортавальский колледж





бухгалтер
4
2
2
2
12
1

менеджер
1
-
-
-
2
-

техник-технолог
-
-
1
1
-
-

товаровед-эксперт
2
2
-
-
-
-

юрист
-
-
-
-
-
-

техник-механик
6
4
1
1
2
-

ветеринарный фельдшер
1
-
2
1
5
1

менеджер по туризму
-
-
1
1
-
-

фермер
-
-
-
-
1
-

техник
14
8
7
6
8
1

техник по информационным системам




1
1

Всего (чел):
14
8
7
6
31
4

Больше всего в службу занятости обратилось молодых людей, получивших профессии «Бухгалтер», «Техник». По некоторым специальностям наблюдается снижение численности обратившихся в службу занятости. Например, «Техник-механик»: в 2010г. – 6 выпускников; в 2010г. - 1 выпускник; в 2012г. – 2 выпускника. Данные показывают, что подавляющее число выпускников, обратившихся в службу занятости за рассматриваемый период по вопросам трудоустройства, обучались специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» - 18 чел. и специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» - 29 чел.
Динамика остаётся на прежнем уровне по профессии «Менеджер». В 2012г. 12 выпускников профессии «Бухгалтер» обратились в службу занятости, что является достаточно высоким показателем, по сравнению с предыдущими годами. Наименьшее количество выпускников, обратившихся в службу, обучались по специальностям: «Гостиничный сервис», «Технология продукции общественного питания». Можно сделать вывод, что специалисты данных профессий востребованы на рынке труда.
Всего за 3 года, с 2010 по 2012г., воспользовались услугами службы 52 выпускника, из них 18 были трудоустроены по специальности, что составляет 34,6 % .
Динамика изменений численности состоявших на учёте в центре занятости следующая, если в 2010г. в службу обратились 14 человек, то в 2012г. - 31 человек. Число зарегистрированных в службе выпускников повысилось, что объясняется общим экономическим спадом.
Удовлетворённость родителей образовательным процессом
Изучение мнения родителей помогает в полной мере понять, какова степень удовлетворённости реализацией образовательных программ в образовательном учреждении. В связи с поставленной целью были предложены варианты ответов. Оценка производилась по 5-балльной шкале. Шкала оценочных суждений: 1 – не согласен; 2 – больше не согласен, чем согласен; 3 – затрудняюсь ответить, 4 – больше согласен, чем не согласен; 5 – согласен.
В анкетировании принимали участие 102 родителя.
Степень удовлетворённости родителей содержанием и результатами освоения образовательных программ составляет 82%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,5 до 4,2. 85% опрошенных считают, что методы обучения и воспитательного воздействия на студентов приводят к хорошему результату. 69% убеждены в предоставлении выбора содержания образования и своевременным контролем над результатами обучения. Вызывает тревогу мнение 32% респондентов об отсутствии учёта индивидуальных особенностей студентов.
Степень удовлетворённости родителей организацией деятельности по освоению образовательных программ составляет от 72% до 86% . В среднем по блоку 79% и 3,9 балла. Родителей не устраивает уровень сотрудничества с преподавателями, организация досуга для студентов. 82% довольны распределением учебной нагрузки в течение недели.
Степень удовлетворённости родителей социально-психологическими условиями реализации образовательных программ составляет 86%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,7 до 4,6. Родители отмечают хорошие отношения обучающихся со сверстниками и педагогами, отсутствие конфликтов и доброжелательную психологическую атмосферу. 26% респондентов считают, что их мнение не учитывается при принятии решений и не предоставляется возможность взаимодействия с другими родителями при решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием.
Степень удовлетворённости родителей организационными условиями реализации образовательных программ составляет от 65% до 87% . В среднем по блоку 76% и 3,8 балла.
Родителей не устраивает отсутствие учёта мнения родителей и их детей при принятии управленческих решений администрацией, данный факт отметили 23% респондентов. 21% опрошенных считают, что родителей в достаточной степени не информируют о деятельности образовательного учреждения, об основных событиях в нем. Тем не менее, 79% опрошенных отметили наличие возможности получения ответов у администрации на интересующие вопросы, касающиеся учебы, развития характера ребенка. Большинство родителей, в частности 92%, довольны, что их ребёнок обучается в колледже.
В целом степень удовлетворённости родителей образовательным процессом составила 80,7% и соответственно 4,1 балла в среднем. Данные показатели средние по всем блокам степени удовлетворённости родителей образовательным процессом.
Результаты опроса для выявления удовлетворённости родителей качеством предоставляемых колледжем услуг помогают руководству колледжа принимать решения по совершенствованию деятельности колледжа. В связи с поставленной целью было предложено анкетирование, оценка производилась по 5-балльной шкале. В анкетировании принимали участие 102 родителя.
Анализ ответов респондентов показывает, что предоставляется достаточно информации о колледже во внешних источниках, высокую степень удовлетворенности родителей профессиональными навыками и поведением сотрудников колледжа, адекватную и своевременную реакцию преподавателей на жалобы и претензии родителей. По данным показателям средний процент составляет 68%. Следует отметить высокие показатели по вопросам работы с выпускниками, а также взаимодействию колледжа со СМИ. 21 % считают недостаточным количество мероприятий направленных на взаимодействие с родителями, таких как выставки, семинары, проекты, конкурсы.
Оценки и отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников
В 2010г., 2011г. и 2012г. проводилось анкетирование работодателей по оценке качества подготовки выпускников торгового и сельскохозяйственного направления.
Объектом основной профессиональной деятельности предприятий является общественное питание, оказание гостиничных услуг, активный отдых, торговля, производство и переработка с\х продукции, строительство, оказание услуг, проведение экспертизы.
Список предприятий и учреждений, участвующих в анкетировании включал в себя: ЗАО «ПМК 117», ГУ Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных, гостиница «Сортавала», ООО «Колмас Карелия», ИП Тапец, ИП Комаров, ЗАО «Норд Хауз», ООО «Кондор», ООО «Сталкер», ООО «Ладога-Тур», ЧП Панфилова.
Объектом основной профессиональной деятельности предприятий является общественное питание, оказание гостиничных услуг, активный отдых, торговля, производство и переработка с\х продукции, строительство, оказание услуг, проведение экспертизы.
Приведен суммарный результат за три года.
На предприятиях, участвовавших в анкетировании, 14,7% работающих - это выпускники Сортавальского колледжа (Сортавальского сельскохозяйственного техникума, Сортавальского торгово-экономического техникума). 58% выпускников занимают рабочие должности и 42% работают в качестве специалистов.
Из них 5% работают более 1года, от 2 до 5 лет - 32%, до 10 лет – 46% и более 10лет- 17%
Таблица. Продолжительность работы.
Продолжительность работы
более 1года
от 2 до5 лет
от 5 до 10 лет
более 10лет

% от общего кол-ва работающих

5%

32%

46%

17%

Из таблицы видно, что большинство работающих закончили обучение 5-10 лет назад. Выпускников, закончивших обучение в течение последних пяти лет на 9% меньше, чем выпускников предыдущих лет. Это говорит о том, что на предприятиях-респондентах невысокая текучесть кадров, и выпускники колледжа хорошие специалисты.
Оценивая подготовку и работу специалистов - выпускников колледжа респонденты ответили следующим образом:
Таблица. Оценка качества подготовки и работы специалистов работодателями.
Оценка качества подготовки и работы специалистов работодателями

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

% от общего кол-ва работающих

87,6%

12,4%

-

На этот же вопрос отвечали наши специалисты – преподаватели колледжа
Таблица. Оценка качества подготовки специалистов преподавателями.
Оценка качества подготовки специалистов преподавателями

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

% от общего кол-ва работающих

79,3%

20,7%

-

Можно сделать вывод, что преподаватели колледжа более критично оценивают качество подготовки выпускников.
На вопрос «Как Вы оцениваете адаптируемость выпускников к условиям и требованиям работы в Вашей организации и возможный последующий профессиональный рост по сравнению с выпускниками других учебных заведений?»
- более быстрый - 18%
- на том же уровне (от учебного заведения не зависит) – 82%
- более медленный - %
Ответ на вопрос, «В какой мере Вы удовлетворены знаниями и умениями специалистов, закончивших колледж?» представлены в таблицах.
Таблица. Удовлетворённость знаниями специалистов.


Знания
Удовлетворены в полной мере
Удовлетворены
частично
Совсем не удовлетворены
Эти знания не нужны в нашей работе



35 %


58 %

-

7 %

Таблица. Удовлетворённость умениями специалистов.


Умения
Удовлетворены в полной мере
Удовлетворены
частично
Совсем не удовлетворены
Эти умения не нужны в нашей работе



64 %

36 %

-

-


Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:
Наибольшее количество выпускников Сортавальского колледжа работают на предприятиях-респондентах от 5 до 10 лет. Работодатели оценивают работу достаточно высоко, 87,6 % дают оценку «хорошо».
Основным недостатком в процессе подготовки специалистов, по мнению работодателей, является то, что колледж уделяет недостаточно внимания привитию практических навыков. Следовательно, необходимо заострить внимание на развитии практических умений и навыков у обучающихся. Большинство респондентов (94%) считают необходимым более тесное сотрудничество предприятий и учебных заведений.














Разработка и внедрение системы адаптации первокурсников.
Адаптация – серьезная психолого-педагогическая проблема взаимного приспособления преподавателей и первокурсников.
В начале учебного года разработан план работы психологической службы. Большое внимание уделено адаптации к учебному процессу в колледже. Большое внимание оказывается обучающимся относящихся к категории «Дети сироты или оставшихся без попечения родителей». Эти обучающиеся взяты на психолого-социальный контроль. Количество консультаций с обучающимися этой категории – 42, что составляет 73,5% от списочного состава обучающихся этой категории, примерно 60 минут каждая консультация.
В начале учебного года проводится родительское собрание для родителей первокурсников. Один из вопросов собрания - адаптация. Перед родителями выступает психолог колледжа. Классные руководители приглашают психолога на родительские собрания в группы.
Два раза в год проводится социологический опрос обучающихся по адаптации. Написан анализ и даны рекомендации классным руководителям.
В опросе принимало участие 147 учащихся, что составляет 93% от списочного состава учащихся студентов I курсе. Цель данного исследования - анализ адаптации обучающихся к учебному процессу в колледже. Задачи: Выявить трудности у обучающихся по предметам; Проанализировать причин неуспеваемости; Оказать обучающимся и преподавателям помощь по улучшению психологической комфортности во время учебного процесса; Дать рекомендации для классных руководителей и преподавателей, работающих на I курсе по итогам опроса.
На основные вопросы опроса получены ответы:
Какие предметы в колледже Вам нравятся больше всего и почему?
История-25%; иностранный язык-25%; физика-25%; математика-20%; биология-15%; физкультура-15%; информатика-13,5%.
Преподаватели хорошо объясняют предмет, интерес к предмету, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся колледжа. Преподаватели интересно рассказывают, приводя понятные примеры. Используется на уроках оргтехника (показ презентаций, фильмов творческие работы студентов и т.д.). Хорошие взаимоотношения и благоприятная атмосфера на уроке.
По каким предметам у Вас есть трудности и почему?
Химия-27,5%. Причина – в школе не преподавался последний год, сложный предмет, не всегда понятно задание. Математика-27,5%.Причина – не понимают; трудный предмет; не всегда хорошо объясняют. Физика-10%. Причина – законы не запоминаются, а значит не применить на практике.
Русский язык -5,2%. Причина – трудно давался и в школе, не запомнить правила.
Оказывалась психолого-методическая, психолого-педагогическая помощь классным руководителям в решении проблемных ситуаций с обучающимися колледжа, особое внимание и помощь оказывалась классным руководителям первокурсников – 31 консультация за год, что составляет 24% от списочного состава обучающихся.
Мониторинг реализации результатов профориентационной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Карелия.
Ужесточение борьбы на рынке образовательных услуг заставляет учебные заведения вести активную маркетинговую деятельность и отвоевывать свой сегмент рынка. Ситуация осложняется демографическим спадом 90-х годов, что в настоящее время вызывает дефицит в рядах потенциальных студентов. В прошлом 2012 г. в г.Сортавала и Сортавальском районе было 433 выпускника, из них 131 выпускник поступили в наш колледж, т.е 30%. В 2013 г. ожидается выпуск 280 9-классников и 116 11-классников, всего 396 чел., а это на 37 выпускников меньше , чем в 2012 г. Если набор в 2013 г. составит опять 30% от общего количества, то это всего 119 ч., т. е. на 12 ч. меньше чем в 2013 г.
Поэтому, несмотря на то, что система профориентационной работы колледжа носит многоступенчатый характер, "сопровождает" обучающегося в ходе профессионального становления и обучения, необходимо существенно повышать значимость профориентационной работы.
Профориентационная работа в колледже осуществляется планомерно и реализуется по следующим направлениям:
- работа с учащимися 8-9, 10 и 11 классов школ;
- взаимодействие с работодателями;
- работа с родителями;
- работа приемной комиссии по профориентации абитуриентов. Помощь в выборе специализации;
- работа со Службой занятости по профориентации студентов и выпускников;
- мероприятия колледжа по профориентации.
Необходимо внедрение новых форм профориентационной работы среди выпускников школ.
С 26 по 30 ноября 2012г. в Сортавальском колледже состоялась Профориентационная неделя
Дата
Мероприятие
Место проведения

27.11.2012г.
Коллегия Министерства сельского хозяйства и Министерства образования Республики Карелия по вопросам профориентации школьников.
г. Олонец
Техникум

28.11.2012г.
Совет директоров муниципальных образовательных учреждений Сортавальского района по вопросам профориентации школьников.
г. Сортавала
Сортавальский колледж

29.11.2012г.
Профориентационное мероприятие «День открытых дверей» для школьников 10-11 классов Сортавальского района (мастер-классы, презентации специальностей, профессиональное тестирование).
г. Сортавала
Сортавальский колледж

30.11.2012г.
Профориентационное мероприятие «День открытых дверей» для школьников 8-9 классов Сортавальского района (мастер-классы, презентации специальностей, профессиональное тестирование).
г. Сортавала
Сортавальский колледж

27 ноября на базе Профессионального училища №2 в г. Олонце состоялась совместная Коллегия Министерства образования Республики Карелия и Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия.
В заседании Коллегии приняли участие представители органов исполнительной власти, учебных заведений и работодатели.
Участники Коллегии обсудили вопросы подготовки и переподготовки кадров для агропромышленного комплекса республики, социального партнерства как средства повышения качества профессионального образования, привлечения молодых специалистов.
По итогам работы Коллегии было принято решение о создании с 1 января 2013 года отраслевого Координационного совета по подготовке кадров для агропромышленного комплекса Карелии, а также о создании "базовых предприятий", которые будут участвовать в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов.
28 ноября состоялся Совет директоров муниципальных образовательных учреждений Сортавальского района по вопросам профориентации школьников, где обсуждалась совместная Программа профориентационной работы со школами города и района. В Программу вошли следующие мероприятия:

Мероприятия
сроки

1
Создание Совета по профориентации
Февраль 2013г.

2
Проведение «Дня открытых дверей»
2 раза в год;
по заявкам школ

3
Составление индивидуальных профориентационных планов для учащихся (8-11-х классов)
Сентябрь

4
Проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии, специальности
В течение года

5
Участие школьников в практических занятиях студентов на базе колледжа
В течение года

6
Участие преподавателей колледжа в родительских собраниях
В течение года

7
Участие студентов колледжа в школьных внеклассных мероприятиях
В течение года

8
Участие школьников во внеклассных мероприятиях колледжа
В течение года

9
Профессиональном ориентировании учащихся через включение в научно-исследовательскую деятельность (участие учащихся школ в учебной конференции)
В течение года

10
Организация экскурсий в колледж для учащихся школ и их родителей
В течение года

11
Проведение спортивных товарищеских игр
В течение года

12
Оформление профориентационного уголка колледжа в школах
Декабрь 2012г.

13
Провести конкурс работ по социальной рекламе с целью повышения престижа рабочих профессий
Март 2012г.


Одним из самых ярких мероприятий профориентационной работы является День открытых дверей. В этот день школьников знакомят со специальностями, по которым ведется подготовка, с материально-технической базой, а также выпускники школ обеспечиваются информационными материалами.
29.11.2012 г. прошло профориентационное мероприятие «День открытых дверей» для школьников 10-11 классов Сортавальского района. Приняли участие 30 чел.
30.11.2012 г. в рамках Дня министерства образования РК в г.Сортавала состоялось профориентационное мероприятие «День открытых дверей» для школьников 10-11 классов Сортавальского района (мастер-классы, презентации специальностей, профессиональное тестирование). Приняли участие 107 чел.
Преподаватели, заведующие отделениями, психолог ответственно подошли к мероприятию и ярко, увлекательно представили свои специальности.
Очень важно вести профориентационную работу не только среди школьников, но и среди родителей. Влияние родителей на своих детей достаточно велико. Поэтому необходимо помочь родителям сделать правильный выбор будущей профессии своих детей. С этой целью преподаватели посещают родительские собрания в школах. Если есть возможность, то презентация колледжа и ознакомление с основными специальностями осуществляются при помощи использования мультимедийной установки. Родители имеют возможность в динамике проследить учебный процесс и творческую жизнь колледжа, а также познакомиться с технологическим и информационным обеспечением учебного заведения. Если нет такой возможности, то преподаватели рассказывают о колледже, специальностях, раздают рекламную продукцию. В это году выпустили новые буклеты, листовки, газету, карманные календарики., снят новый рекламный фильм о Сортавальском колледже.
Плодотворная работа с выпускниками школ возможна только при формировании положительного имиджа учебного заведения. Имидж нашего колледжа, в свою очередь, формируется благодаря использованию новых методов управления, применению новейших информационных технологий, методическому обеспечению учебного процесса и современного материально-технического оснащения.
Большая роль в колледже отведена социальному партнерству, включающему следующие важнейшие направления:
1. Партнерские отношения с работодателями,
- участие работодателей в определении структуры и объемов подготовки специалистов. Форма участия - заявки на подготовку специалистов;
- участие работодателей в организации учебного процесса. Форма участия – анализ уровня практической и теоретической подготовленности выпускников по основным профессиональным компетенциям; соответствие сформированных знаний и умений функциональным обязанностям молодого специалиста;
- участие работодателей в контроле качества подготовки специалистов. Форма участия – руководство ГАК по специальностям, проведение научно–практических конференций для студентов различных специальностей;
- участие работодателей в трудоустройстве выпускников. Форма участия – заявки на специалистов из числа выпускников колледжа.
2. Партнерские отношения со службами занятости,
- участие в Дне карьеры, проводимом регулярно в течение года с участием городской службой занятости; проведение психологом городской службы занятости бесед со студентами выпускных групп по методике поиска работы, поведению при собеседовании с работодателями, ситуации на рынке труда.
3. Вузы как социальные партнеры,
- установление партнерских отношений с вузами. Форма взаимодействия – участие преподавателей вузов в работе ГАК, преподавание отдельных спец.дисциплин, разработка совместных учебных планов с сокращенными сроками обучения, повышение квалификации преподавателей колледжа.
Колледж тесно связан с организациями и предприятиями Карелии. Учебное заведение заключает договора о совместной подготовке кадров среднего звена. Главным критерием эффективности социального партнерства является качество подготовки специалистов и их востребованность, поэтому колледж взаимодействует с социальными партнерами в области формирования профессиональных компетенций выпускников. С этой целью проводятся деловые встречи с работодателями, совместные круглые столы, конференции и другие мероприятия, направленные на усиление интеграции образовательного процесса и производства. Стоит подчеркнуть, что будущие выпускники уже на этапах производственной практики закрепляются на рабочих местах, на предприятиях.
Для усиления взаимодействия со структурными подразделениями колледжа и органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями в 2009 году в колледже создан центр содействия трудоустройству выпускников. Главными целями его деятельности являются эффективное трудоустройство выпускников, адекватное полученной специальности и их индивидуальным запросам; содействие установлению обратных связей между колледжем и работодателями в системе управления качеством подготовки специалистов.
Итогом взаимодействия колледжа с социальными партнерами является согласованное определение потребности регионального рынка труда; создание работодателями-партнерами системы оценки качества профессионального образования; организация учебной и производственной практики студентов, а также учебных занятий на базе организаций; привлечение практикующих специалистов к педагогической работе в колледже в качестве преподавателей специальных дисциплин, руководителей практики и членов государственных аттестационных комиссий; организация стажировок на производстве преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа; развитие непрерывного многоуровневого образования (школа – колледж – вуз) и, наконец, успешное трудоустройство большинства выпускников.
Таким образом, профориентационная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Перспективный план развития службы включает следующие направления:
- работа с учащимися школ;
- взаимодействие с работодателями, развитие социального партнёрства;
- работа с родителями;
-работа приемной комиссии по профориентации абитуриентов. Помощь в выборе специализации;
- сотрудничество со Службой занятости по профориентации студентов и выпускников.
Ориентируясь на вышеуказанные направления планируем в 2013 году:
Проводить регулярные ежемесячные встречи обучающихся с работодателями с целью получения информации о предприятиях;
В каждом учебном корпусе создать стенды «Базы практик»;
Принять участие в создании Совета по профориентации;
Два раза в год и по заявкам школ проведение «Дня открытых дверей»;
Составление индивидуальных профориентационных планов для учащихся (8-11-х классов);
Проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии, специальности;
Участие школьников в практических занятиях студентов на базе колледжа;
Участие преподавателей колледжа в родительских собраниях;
Участие обучающихся колледжа и школьников в совместных внеклассных мероприятиях;
Профессиональное ориентирование школ через включение в научно-исследовательскую деятельность;
Организация экскурсий в колледж для учащихся школ и их родителей;
Проведение спортивных товарищеских игр между обучающимися колледжа и школьниками;
Оформление профориентационного уголка колледжа в школах;
Проведение конкурса работ по социальной рекламе с целью повышения престижа рабочих профессий.


Преподаватель социально-экономических дисциплин Ю.Л.Соколова








13PAGE 15


13PAGE 14215




15