Значение профориентационной работы для повышения у школьников мотивации к учению, выбору профессии и самореализации в современных условиях
Значение профориентационной работы для повышения у школьников мотивации к учению, выбору профессии и самореализации в современных условиях
Современная система образования дает подрастающему поколению ориентировку во многих вопросах. Но есть жизненно важная задача, для решения которой нужна особая дополнительная подготовка, - задача самостоятельного и сознательного выбора трудового, а значит и жизненного пути.
Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько, правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно – психическое здоровье, радость и счастье.
На современном этапе важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача школьного психолога: ввести подростка в многообразный мир профессий, рассказать о трудностях выбора профессии, предостеречь от возможных ошибок на пути к профессиональной карьере.
Иногда говорят, что жизненный опыт приобретается только собственным путем, через собственные ошибки. Так ли это? Ученые – социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из - за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта профессиональной деятельности, а также советов и рекомендаций родителей избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников поступает учиться и работать по специальностям, несоответствующих их индивидуальным запросам и потребностям общества, особенно после 9 класса.
По данным диагностики из общего количества девятиклассников, которые решили уйти с 9 класса, на уровень готовности к выбору профессии высокий и средний уровень составлял – 67%. Учащиеся с низким уровнем готовности утверждали, что им главное получить неполное среднее образование, а с профессией все уладиться после. Наблюдения за профессиональным успехом выпускников с 9 класса показывают, что в течение пяти лет, в среднем 50% свои профессии меняют, бросают учебу и работают, как не квалифицированные рабочие или оканчивают краткосрочные курсы.
Ученые доказали, что профессиональные интересы в более полном объеме формируются к 17 – 18 годам, становятся более стойкими и определенными.
Учащиеся 11 класса, даже в начале учебного года показали 90% достаточно сформированного уровня готовности к выбору профессии. К концу учебного года – 100%.
Во многих школах введен спецкурс «Твоя профессиональная карьера», который раскрывает секреты выбора профессии, раскрывает подростку его внутренний мир: характер, волю, интеллект, эмоции и другие качества личности, знание которых, прежде всего, необходимо в выборе профессии. Изучение собственного «Я» помогает подросткам понять себя. Всесторонне и обьективно оценить личные запросы и потребности, определить те качества, которые предстоит сформировать для того, чтобы добиться успеха.
Со школьниками среднего и старшего звена постоянно проводится диагностика, которая помогает им изучить качества своей личности, выявить интересы, способности и склонности к той или иной профессии. По результатам ведется разъяснительная работа, обсуждение результатов, как с учащимися, так и с классным руководителем и их родителями. Проводятся индивидуальные и групповые консультации, профессиональное просвещение, включающее в себя проф.информацию, проф.пропаганду и проф.агитацию.
Целенаправленная работа по формированию профессионального самосознания ребенка ведется с начальных классов в форме практических мероприятий, таких как: КВН, стенгазета о профессиях, конкурсы рисунков и стихов о профессиях, чтение книг и сюжетно – ролевые игры. В средних и старших классах добавляются экскурсии на предприятии и учебные заведения. Когда у подростка, сформирована база теоретических знаний о мире профессий, знание своих личностных качеств, интересов и способностей, возникает необходимость проектной деятельности.
Деятельность ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога - психолога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные и т.д.). Меняется позиция психолога, из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят.
Создание ситуации успеха – основа для проявления активности ученика, его мотивированного обучения. Дети начинают осознанно изучать определенные предметы и добывать дополнительные знания. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость задания. Подростки чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом, то их ожидает успех.
Итак, подрастающее поколение знакомится с огромным многообразием мира профессий, узнает об особенностях психологического анализа труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. Все это будет способствовать тому, что подростки сделают верный жизненный и профессиональный выбор и станут свободными, независимыми и счастливыми.
15