Выступление на педсовете Самообразование – основа успешной работы учителя. Рождение творческого проекта.
Самообразование – основа успешной работы учителя. Рождение творческого проекта.
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервек
В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога. Самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Процесс самообразования непрерывен и его начало очень тяжело выявить.
Учитель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере (знание своего предмета);
- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
- в сфере педагогической психологии, повышения правовой и общей культуры и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п.
Я работаю в школе-интернате почти 2 года. Окончила курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по программе «Теория и методика преподавания предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях с учетом требований ФГОС ООО». Эти курсы для меня были полезные, получила на них много интересной информации, практических навыков в ходе обмена опытом.
Один из этапов самообразования – это участие в семинарах. Я приняла участие в работе регионального семинара «Организация деятельности Уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений в 2014-2015 учебном году» проводимое в ГАУ ДПО «СОИРО», а так же участие в семинаре «Информационно-образовательные ресурсы для уроков музыки и изобразительного искусства», проводимое Центром внедрения информационных технологий (Саратовский социально-экономический институт российского экономического университета им. Г.В. Плеханова).Мною были окончены курсы повышения компьютерной грамотности от корпорации Microsoft . Так же участие в онлайн-конференциях: участие в международной онлайн-конференции «Живопись. Секреты мастеров».
В настоящее время в Интернете имеется множество образовательных сайтов и порталов, форумов, сетевых сообществ учителей, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам: pedsovet.org, zavuch.info, «ПРОшколу», социально-профессиональная сеть «Образовательная инициатива», журнал «Педагогический мир» и др. В современном мире сайт становится визитной карточкой учителя.
С целью самообразования изучаю и внедряю новые педагогические технологии, формы и приемы обучения:
Арт-терапия. На уроках изобразительного искусства использую элементы арт-терапии: пластилиновая живопись, пальцевая живопись, рисование по точкам, волшебные кляксы, овощные печати, монотипия, выдувание соломинкой, изображение своего настроения и т.д. В ходе занятий снимается психо-эмоциональное напряжение и излишнее возбуждение детей, они чувствуют свою успешность и одобрение со стороны взрослых.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
В виду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира (т.е. мы должны научится видеть и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.
На своих уроках я применяю такие виды пособий, как:
- электронные учебники и художественные программы от компании "Просвещение-МЕДИА" (где есть для каждого урока видеоматериал, тематические игры, мастер классы, конроль знаний);
- коллекции, галереи, видео, виртуальные экскурсии;
- тесты и мн. др.
ИКТ активно использую на факультативных занятиях по «Фотоискусству». На занятиях мы учимся делать художественные фотографии, редактировать их в фоторедакторе. В направлении самообразования ведется активное штудирование литературы, интернет источников, изучение видео-уроков, подготовка презентаций. Планируем сделать фотовыставку работ учащихся и к концу года создать электронные фотоальбомы.
Метод проектной деятельности.
На уроках ИЗО выполнены мини проекты «Внутреннее убранство русской избы» и картина на историческую тему.
В нашей школе с 2015-2016 учебного года начало свою работу школьное телевидение (ТШТ). Работа ведется в двух направлениях: выпуск школьных новостей и проектная деятельность - выпуск познавательной программы «Мир вокруг нас». В начале работы в этом направлении я ознакомилась с опытом коллег из других школ, посетила МБОУ «Гимназия №8», Энгельсского муниципального района Саратовской области и МБОУ СОШ №1 г. Энгельса. В гимназии №8 новости создаются с помощью программы Microsoft PowerPoint, и с помощью специального оборудования транслируется на телевизоры, которые находятся на каждом этаже. В школе №1 создана студия телевизионного творчества «ОКО», существует с 2009 года, имеется профессиональное оборудование и развитием направления занимается профессионал, который много лет проработал на телевидении. Мы только начали работу, новостные программы создаются через Microsoft PowerPoint, познавательная программа «Мир вокруг нас» в Киностудии Windows и Nero Vision. Сейчас мы начали работу в профессиональной программе Adobe Premier. В планах создать заставку, связанную с нашей школой, выпуск познавательной программы «Экскурсия по городу Энгельс», также участие в конкурсе Киностарт и Всероссийский фестиваль телевизионного творчества школьников «ТЕЛЕКЛАСС».
А сейчас предлагаю посмотреть 1 выпуск программы «Мир вокруг нас».