Игра соревнование Великолепная семерка

Внеаудиторные занятия в форме игры
Игра «Великолепная семерка»
План-конспект
Тип внеаудиторного занятия - интеллектуальная игра
Тема - «Классика и классики современной физики» (на примере частной (специальной) теории относительности Эйнштейна и квантовой теории излучения).

Образовательно-воспитательные цели:
1. Развивать у обучающихся потребность самостоятельно приобретать знания по физике.
2. Прививать любовь к интеллектуальным играм и занятиям.
3. Воспитывать уважение к науке и людям науки.

Оборудование - раздаточный материал.

Вступительное слово учителя. Обозначить цели игры и познакомить с ее правилами.
I ТУР. Ассоциации
(отборочный, участвуют все)

Какие ассоциации вызывают у вас слова ?
1. Семнадцать (лет, мгновений весны).
2. Калязинский (техникум, район).
3. Таблица (Менделеева, Брадиса, умножения).
4. Теорема (Пифагора, о кинетической энергии).
5. Альберт (Эйнштейн).
6. Оптика (геометрическая, волновая).
7. Теория (относительности, квантовая, волновая).
8. Постоянная (Планка, Авогадро, гравитационная и др.).
9. Излучение (ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское).
10. Триста (тысяч километров в секунду).
11. АШ (ню)
12. ЭМ (це квадрат).
13. ИКС (лучи).
Номера жетонов соответствуют номерам вопросов.
Студент, поднявший руку первым, отвечает и получает жетон. Для выхода в «финальную пульку» необходимо либо получить два жетона, либо иметь жетон с наименьшим номером. В первую очередь в 1-й финал попадают участники с двумя жетонами, остальные места получают студенты, имеющие жетоны с меньшими
номерами.





II ТУР. Демонстрация знаний (в вопросах и ответах)
1. Что такое свет? (Электромагнитное излучение с длиной волны
· = 0,4: 0,8 мкм.)
2. Первый постулат Эйнштейна. (Все физические процессы протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчета.)
3. Второй постулат Эйнштейна. (Скорость света в вакууме не зависит от скорости источника и во всех ИСО равна c = 3 108 м/с )
4. Чем объясняется необходимость возникновения квантовой теории? (Ультрафиолетовая «катастрофа»: классическая теория излучения не давала объяснения в распределении энергии в спектре.)
5. Разъясните сущность явления фотоэффекта. (Свет выбивает электроны с поверхности металлов.)
6. О чем говорит первой закон фотоэффекта? (Скорость фотоэлектронов не зависит от освещения.)
7. О чем говорит второй закон фотоэффекта? (Фототок зависит от освещенности.)
8. О чем говорит третий закон фотоэффекта? (Существует красная граница фотоэффекта.)
9. В чем особенность третьего закона фотоэффекта? (Его не может объяснить волновая теория света.)
10. В чем заключается гипотеза Планка? (Энергия излучается и поглощается квантами.)
11. Как, основываясь на гипотезе Планка, Эйнштейн объяснил фотоэффект?
(h* = Авых+ m*v2/2.)
12. Что такое фотон? (Световая частица.)
13. В чем заключается принцип соответствия? (Новая теория не отрицает старой, а включает ее в себя частным образом.)

За каждый правильный ответ - жетон. Для дальнейшего участия необходимо два жетона. Остальные номера добирают участники с меньшими номерами жетонов. Один из участников выбывает. Далее слово предоставляется преподавателю.

Основные положения (выступление преподавател).
Провести мысль о том, что сегодня мы хорошо понимаем необходимость смены устаревших представлений, замены их новыми. Понимаем причины, приведшие к этому: несоответствие выводов классической физики и новых опытных данных. Говорим о важности философского принципа соответствия новой и старой физической теории. Подчеркиваем: что для создателей современного учения было новаторством, сегодня для нас стало уже общепризнанным, естественным и понятным.




III ТУР. Перевертыши
В нем принимают участие шесть человек. Необходимо получить два жетона, чтобы выйти в следующий тур.
Студентам предлагаются высказывания, получившиеся из исходных фраз путем замены каждого слова на диаметрально противоположное по смыслу. Необходимо восстановить первоначальную фразу (в скобках - исходные фразы).

Тьма поглощается нейтральными волнами. (Свет излучается заряженными частицами.)
Лунный луч был дискретным. (Солнечный спектр является непрерывным.)
Я закрыл Y-спектры. (Он открыл Х-лучи.)
Предсмертие волновой практики. (Зарождение квантовой теории.)
Я - обыкновенный китайский лирик. (Он - великий немецкий физик.)
Тьма засаживает позитроны на дно диэлектрика. (Свет вырывает электроны с поверхности металла.)
Отдых ухода. (Работа выхода.)
Лжеучение ниже ничего. (Наука превыше всего: Р. Бэкон.)
Он деградировал быстро и искусственно. (Я развивался медленно, но естественно.) Так говорил о себе Эйнштейн: «Своим научным результатам я обязан тому, что я развивался медленно, но естественно».
Низко из ущелий можно уходить со светлыми противогазами. (Высоко в горах нельзя ходить без темных очков.)
Лжеученье без ненависти разрушают смерть. (Наука и любовь создают жизнь: А. Дранс.)
Остается 5 человек.

IV ТУР. Фотоконкурс

Перед участниками - по 7 карточек с фамилиями ученых. На стене - портреты ученых. Фамилии закрыты.
Ведущий показывает на портрет и называет его местонахождение, например: третий справа. А участники поднимают карточку с фамилией.
Выбывает тот, у кого больше ошибок. Если у нескольких участников одинаковое число ошибок, то проводим голосование: кому участвовать дальше. Пройдут те, кто больше понравился своими ответами. Итак, остается 4 человека.

V ТУР. Страницы биографии

У участников таблички с фамилиями Планка и Эйнштейна. На заданный вопрос надо поднять одну, две или ни одной таблички.
Вопросы
1. Он был немцем.
2. Он родился в ХХ веке.
3. Он первым произнес слово «фотон».
4. Он первым произнес слово «квант».
5. Он - гениальный ученый.
6. Он увлекался музыкой.
7. Он играл на скрипке.
8. Он играл на фортепиано.
9. Он мог пострадать от нацизма.
10. Он старше второго ученого.
11. Ему советовал профессор физики не посвящать свою жизнь этой науке.
Правильные ответы: (Оба), (Никто), (Эйнштейн), (Планк), (Оба), (Оба) (Эйнштейн), (Планк), (Эйнштейн), (Планк), (Планк).

В финал выходят трое (см. условия IV тура).

ФИНАЛ (см. условия IV тура)

1. В каком фильме актриса, рекламирующая «КОМЕТ», произносит сакраментальную фразу: «В любви я - Эйнштейн!»? («Семнадцать мгновений весны».)
2. Кому принадлежат слова: «Физик, не знающий искусство и литературу, - плохой физик» (А. Д. Ландау).
3. Что это за два облачка на ясном небосводе физики? (Ультрафиолетовая катастрофа, отрицательные результаты опытов Майкельсона.)

СУПЕРИГРА ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ

Победитель задает 2 вопроса членам жюри, а они - отвечают. На доске - 5 ответов, но правильный - один.

Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов.

К каждому туру составляются членами жюри (заранее) таблицы, в которых фиксируются результаты (фамилии студентов, номера заданий и ответы (+ правильный, - неправильный)). Затем по ним подводятся итоги.


Используемая литература:
Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 1986.

15