РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ 43.02.02. «Парикмахерское искусство»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБной ДИСЦИПЛИны география
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО БПЭК
Разработчик: магистр, преподаватель 1 категории Кириллова Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
география
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
43.02.02. «Парикмахерское искусство»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Относится к базовым общеобразовательным дисциплинам
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;
-слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;
-наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,
-применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.
-читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения
- давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;
-составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
-давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);
-применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
-численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда
-географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
-характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности
-географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
12
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Введение в экономическую и социальную географию мира .
Содержание, структура учебника и рекомендации по работе с ним.
1
1,2
Раздел 1
Общая характеристика мира
22
Тема 1.1.
Современная политическая карта мира
Содержание учебного материала
4
Политическая карта мира - зеркало эпохи. Причины сдвигов на карте .Признаки лежащие в основе классификации стран .Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.
2
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся - оформление контурной карты и работа с картами атласа
1
1
Тема 1. 2.
География мировых природных ресурсов
Содержание учебного материала
5
2
Мировые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов . Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы, территориальные сочетания полезных ископаемых.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся - работа с таблицей по запасам и добычи полезных ископаемых по различным регионам и расчет ресурсообеспеченности для топливных полезных ископаемых по различным регионам.
1
2
2,3
Тема 1.3
География населения мира
Содержание учебного материала
5
Численность населения мира .Воспроизводство населения. Типы воспроизводства. Демографическая политика Половой , национальный ,религиозный состав населения. Размещение населения. Урбанизация.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа – дать характеристику населения страны( по выбору) по плану. Работа с различными источниками информации.
1
2
Тема 1.4
Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Содержание учебного материала
2
Понятие НТР. Черты и составные части НТР( наука ,техника и технология, производство, управление).Мировое хозяйство. Понятие о международном географическом разделении труда. Отрасли международной специализации, международная экономическая интеграция, региональные и отраслевые группировки.
1
Самостоятельная работа - нанести на контурную карту страны ,входящие в ЕС,НАФТА,АСЕАН,ЛАИ,ОПЕК
1
Тема 1.5
География отраслей мирового хозяйства
Содержание учебного материала
6
География промышленности. Промышленность -первая ведущая отрасль материального производства; старые, новые и новейшие отрасли. Состав и основные черты размещения топливно-энергетической, машиностроительной промышленности. Понятие о «зеленой революции».
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся- работа с различными источниками информации, давать характеристику отрасли мирового хозяйства, используя типовой план.
2
2
Раздел 2.
Региональная характеристика мира
31
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Содержание учебного материала
5
2
Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Зарубежной Европы: Восточная Европа, Западная Европа, Северная Европа ,Южная Европа. Население. Воспроизводство населения и демографическая ситуация. Основные черты национального и религиозного состава.Хозяйство :место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности. Сельское хозяйство и его типы: североевропейский, среднеевропейский ,южноевропейский .
2,3
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение контурной карты по субрегионам Зарубежной Европы.
1
2
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
Тема 2.2.
Зарубежная Азия
Содержание учебного материала
5
Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Юго-Восточная Азия ,Южная Азия. Население. Воспроизводство населения, проявление « демографического взрыва». Сложность этнического состава. Международные конфликты. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Сельское хозяйство и его типы.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение контурной карты.
2
1
Тема 2.3.
Австралия
Содержание учебного материала
4
Состав, основные черты положения, богатство недр. Особенности географии населения. Место в мировом хозяйстве, ведущие отрасли.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов.
1
1
Тема 2.4.
Африка
Содержание учебного материала
5
Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение; большие внутренние различия. Государственный строй. Субрегионы Африки. Население. Воспроизводство населения. Сложность этнического состава. Плотность населения и сновные черты урбанизации. Хозяйство: место Африки в мире. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие. Понятие о монокультуре.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение контурной карты.
1
2
Тема 2.5.
Северная Америка
Содержание учебного материала
4
Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение; благоприятные предпосылки. Государственный строй. Население. Численность и естественный прирост. Иммиграция и формирование американской нации. . Плотность населения . Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. География промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов
1
1
Тема 2.6
Латинская Америка
Содержание учебного материала
4
Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка, Андские страны, страны бассейна Амазонки. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие..Население. Воспроизводство населения. История колонизации формирование этнического состава. Плотность населения и основные черты урбанизации. Хозяйство: противоречия развития. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность .Сельское хозяйство:особеннсти землевладения и землепользования.
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов. Выполнение контурной карты.
1
1
Раздел 3
Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
4
Понятие глобальных проблем. Сущность, причины возникновения и пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем.
2
Самостоятельная работа обучающихся применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов, участвовать в дискуссии на заданную тему.
2
Всего:
54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся
-рабочее место преподавателя
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: политическая карта мира, карты групп зарубежных стран и отдельных стран, картографические таблицы, демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-плакаты;
-учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.- М.:Просвещение,2015
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительное главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.:Дрофа,2010
Гладкий Ю.Н..,Лавров С.Б.Глобальная география.10-11 класс.-М.:Дрофа,2014
Дополнительные источники:
Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2015
Контурные карты «Экономическая и социальная география мира»10 кл.-М. «Дрофа»,2015
Симагин Ю.А., Сиротин В.И.Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля и самоконтроля по географии. Для учащихся 10 классов.-М.:СпортАкадемпресс,2012.
«Страны мира». Справочник, М.,2013.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
УМЕНИЯ
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;
слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;
наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,
применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.
читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения
давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;
составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);
применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;
ЗНАНИЯ
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности
географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
Итоговая аттестация
усвоенных знаний и освоенных умений
Устный опрос, беседа
Нанесение на контурную карту
Расчет ресурсообеспеченности топливных полезных ископаемых в различных регионах мира
Беседа
Беседа
Устный опрос
Экспериментальная работа
Беседа
Экспериментальная работа
Экспериментальная работа
Устный опрос
Беседа
Устный опрос
тестовый контроль
Устный опрос
Беседа
Дифференцированный зачет
13 PAGE 14615
13 PAGE 14715
13 PAGE 141015
Заголовок 115