Сценарий праздника Наум, наведи меня на ум

Сценарий праздника «Наум- Грамотник».
Цели:
- воспитывать любовь к родному слову, традициям и истории нашей Родины.
- расширить, углубить запас знаний школьников по русскому языку
- сформировать творческую активность учащихся
Место проведения: актовый зал
Ученик. Мы с Наумом пришли,
Грамотея привели.
Долго мы его искали,
Наконец нашли.
Будем мы играть,
Чтоб разумней стать.
Очень будем мы стараться,
Все получим “пять”!
Вед.14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.
Этот день назывался днём святого Наума – одного из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения.
Неудивительно, что с именем пророка Наума был связан целый набор русских поговорок:
(на доске)
«Пришел Наум – пора браться за ум»
«Пророк Наум наставляет на ум».
«Батюшка Наум, наведи меня на ум»
«Один пророк Наум наводит на ум»
«Пророк Наум наставит на ум»
«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
«Наум наведет на ум»

Наум: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: Отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Вед. Сейчас мы с вами узнаем, как всё происходило в стародавние времена. В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра  в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся  в дом родителей, где его встречали с почетом. Тут держа за руку отец подводил своего сына и передавал его дьяку с просьбами научить его грамоте, а за леность учить побоями. Рядом с дьяком отец клал плётку. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться, и выпекали в этот день для детей лепёшки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.
Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:
«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!
Возьми его под свою руку,
Прогони от него лень да скуку,
На ученье его благослови.
Старанья пробуди, память укрепи»
В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.
Вед. А давайте сейчас мы с вами отправимся в древнерусскую школу.
Сценка "В древнерусской школе"

1 мальчик: Куда это мы попали?

2 мальчик: Куда хотели, туда и попали - в древнерусскую школ. Вот смотри: стол, лавка, книги. А вон в углу розги!

1. Ой, мама!

2. О, вон пацан идёт. Хелло , чувак!

Ваня: Ванюша я.

1. Саня.

Ваня: Чужеземцы! И одежда чужая, и речь непонятная!

2. Сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.

Ваня: А почему одежда неподобна? И речь непонятна?

1. Мы издалека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.

Ваня: А чему? Грамоте да счёту. Я азбуку всю знаю, да ещё и складывать да вычитать.

2. А можно к вам на урок пойти?

Ваня: Если отец дьяк позволит.

Дьяк: А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?

1. А зачем рядиться?

2. Договариваться значит.

Дьяк: Что? Дерзить мне? Супротив учителя слово молвить?

1. Простите меня.

Дьяк: То-то, чада.(Даёт книгу) Склады разумеешь? Читай!

2. (ЧИТАЕТ)

Дьяк: Как ты скоро читаешь! Насмехаться пришёл? Собачий сын! Изыди вон! (Хватает за ухо и выпроваживает вон)

НАУМ: Что, чада, понравилось вам в древнерусской школе?

2. Смеётесь?

1. Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!

НАУМ: А ну-ка расскажите мне, а как вы учитесь?

НАУМ: А вы ещё на своих учителей обижаетесь! Балуетесь, не слушаете. А если бы они вам вместо двойки розгу? Розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени на горох. В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

1. Ой, не надо, не надо! Я теперь лучше всех учиться буду!

2. Зато мы всем ребятам такое расскажем!

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:



7.А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.



8.Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

9. Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.



10.Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.



11.Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Вед. А хотите, чтоб в ученье у вас всё получалось, тогда повторяйте за мной:
«Наум, Наум наведи меня на ум».


Вед. Ну теперь, я думаю, вы готовы показать свои знания?
Вот перед нами древо знания. На каждой его ветке есть задание. По листочку мы снимаем и задание читаем.
Вот вам первое задание.
Что легче: килограмм соли или килограмм ваты?
Три да три телёнка, сколько всего будет ног?
Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
Черепаха Тортилла живёт на третьем этаже дома. Когда она идёт на улицу, то с этажа на этаж спускается по лестнице полчаса. Сколько времени тратит бедное животное, чтобы спуститься вниз?
Ответы
Равны
Сколько телёнка ни три, всё равно у него 4 ноги.
Страусы не умеют летать.
Бедное животное будет спускаться один час.
Вед. Ну вот мы и проверили как вы знаете арифметику.
Продолжим, отроки мои. Богато народное творчество на пословицы. В них заключена мудрость народа. Проверим знаете ли вы пословицы.
Я говорю начало пословиц, а вам надо их продолжить.
Слово – не воробей, вылетит - .
Готовь сани летом, а телегу -
Труд человека кормит, а лень -
Друзья познаются в ..
Каждый кулик своё болото ..
Любишь кататься, люби и
Вед. Следующее задание «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.
Слезинка с неба
(капля)
Подружка лягушки
(жаба)
По ней чертят в школе
(линейка)
Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде
(утюг)
Чем мы держим разные предметы?
(пальцами)
Он похож на зайца
(кролик)
Мама твоей мамы
(бабушка)
Ночное светило
(луна)
На чём путешествовала лягушка-путешественница
(на прутике)
Враг мышей
(кот)
Самая близкая к нам звезда
(солнце)
Зловредная сказочная баба
(баба Яга)
Игра «Какое слово моложе»
Расставьте слова в том порядке, в котором они появились в речи человека. Корабль, атомоход, пароход, парусник.
Дискета, рукопись, книга, береста.
Вед. Буквы вижу я. Да они бедные из слов убежали да потерялись. Давайте им поможем вернуться в слова.
мабуга -...
традеть -
лёзок - ...
кута
Вед. Вот вам слово «грамотей». А составьте из букв этого слова другие слова. (том, гром, герой, март, атом, море, тема, гора)
Вед. В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.
Вот и мы потрудились сегодня – и нам горшочек каши. Теперь вы– однокашники. (Дети едят кашу.)
Дети исполняют песню.
Если грамоте учен,
То всегда ты весел, И в запасе много есть  Развеселых песен.  Припев: Будешь грамоте учиться, Всегда в жизни пригодится. Много добрых светлых дум Дарит грамотей Наум. 2.Если грамоте учен, В жизни много знаешь, И всегда своим друзьям  В жизни помогаешь. Припев:
( Ведущая идет за кругом и ударяет слегка каждого по спине со словами: «Чтоб здоровенький был и учился хорошо»)
Вот вас и посвятили в ученики, вы теперь однокашники. Идите и хорошо учитесь! 



15