Методическая разработка конкурса проф. мастерства по профессии электромонтер


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Шарьинский Политехнический Техникум

Методическая разработка
конкурса профессионального мастерства
Профессия: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Разработал: мастер п/о Беша А.В.
преподаватель Лелявский И.Ю
Шарья
2016 
Содержание
1. Пояснительная записка 2. Подготовительный этап конкурса 3. Сценарий конкурса 4. Заключение 4. Приложения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка выполнена с  целью повышения качества профессионального обучения, пропаганды технических профессий, совершенствования форм, методов и способов проведения уроков учебной практики,определяющая творческую молодежь, осваивающую данную профессию.
Данная методическая разработка  предназначена для проведения конкурса среди обучающихся первого курса по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Материалы конкурса направлены на определение и на повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, развития интереса к  выбранной профессии, формирования творческого мышления.
Методической разработка подготовлена на основе профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Методическая разработка может быть использована для проведения аналогичных мероприятий, а так же внеклассных мероприятий. 
Цель проведения:
Выявить лучшихобучающихся в освоении профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Повысить интерес к выбранной профессии.
 Задачи:
Определение  и повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся.
Развитие интереса у обучающихся к профессии.
Формирование творческого мышления.
Пропагандирование среди молодежи данной профессии.
Перечень используемых материалов при подготовке методической разработки:
Положение о проведении конкурса.
Сценарий.
Список Жюри.
Задания:
2.1. Теоретическая часть:
1 этап Выявление теоретических знаний по основным определениям специальных дисциплин
2 этап Выявление теоретических знаний на знание элементов электрических схем и умение чертить элементы условно графических обозначений.
2.2. Практическая часть:
3 этап - Практическая часть.
Задания:
«Произвести соединение скруткой двух одножильных проводов марки ПВ простым ответвлением».
«Произвести соединение параллельной простой скруткой трех одножильных проводов марки ПВ».
«Выполнить с помощью электрического паяльника и припоя марки ПОС-61 лужение проводов».
Подведение итогов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА
 
Подготовка конкурса включает систему организационно-педагогических мероприятий:
-  совершенствование учебно-материальной базы учебной практики;
-  рациональный подбор учебно-производственных работ;
-  разработка и обеспечение обучающихся необходимой учебно-технической документацией;
-  применение методических приемов, направленных на обучение обучающихся высокопроизводительному и высококачественному труду;
-  организация самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся.
Учитывая вышесказанное, организация и проведение конкурса проходит в несколько этапов:
Разрабатывается Положение о конкурсе.
Создается оргкомитет конкурса, в функции которого входит:
2.1 разработка содержания практических и теоретических конкурсных заданий;
2.2. проведение организационной работы по подготовке рабочих мест для выполнения практических и теоретических заданий (в соответствии с требованиями охраны труда) для проверки умений и навыков участников конкурса;
2.3. определение системы оценки конкурсных заданий.
Создается жюри конкурса,  в функции которого входит:
3.1 оценка практических работ, выполненных участниками конкурса, и уровня их теоретической подготовки в пределах, установленных конкурсными заданиями;
3.2 контроль над  правильностью трудовых приемов, технологической грамотностью ведения работ, временем выполнения заданий, соблюдением требований охраны труда и техники безопасности;
3.3 оформление протоколов выполнения конкурсных заданий;
3.4 выявление победителей и призеров конкурса;
4. Издается сообщение  о проведении конкурса, среди студентов групп образовательной организации,на основании которого утверждаются:
4.1 положение о конкурсе;
4.2 состав оргкомитета и жюри;
4.3 план мероприятий;
4.4 ответственный мастер производственного обучения;
4.5 сроки проведения конкурса.
Материально-дидактическое оснащение конкурса:
Используемое оборудование: электромонтажный инструмент, электропаяльники, электромонтажные столы.
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА
«Измеряй всё доступное измерению и делай доступным всё недоступное ему»
Галилео Галилей
«Ум человека имеет три ключа, всё открывающих - знание, мысль, воображение - всё в этом».
Виктор Гюго
Именно эти 3 ключа помогают человеку стать хорошим специалистом, в какой бы ни было области, открывая перед человеком все её тайны.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья, участники и гости!
Мы рады встрече с вами на конкурсе среди обучающихся групп первого и второго курсов по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Ведущий: А теперь, давайте познакомимся с программой конкурса:
Оглашается программа конкурса:
Программа конкурса
1. Торжественное открытие конкурса.
2. Представление участников конкурса.
3. Теоретический этап конкурса
4. Практический этап конкурса
5. Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий:Выявить профессиональные качества наших участников поможет справедливое Жюри в составе: (рекомендуемый состав жюри).
Ведущий озвучивает состав жюри:
1.
2.
3.
Ведущий: Поприветствуем наше жюри, надеемся,  что оно не будет слишком строгим!
На звание мастера своего дела претендуют студенты первого курса по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Пример протокола списков участников.
№ участника Ф.И.О. участника Ведущий:Давайте поприветствуем наших участников и пожелаем им удачи в предстоящей борьбе!
Жюри предоставляются эталоны выполнения всех этапов конкурса
Ведущий проводит инструктаж по каждому этапу конкурса, при этом обращает особое внимание на:
формулировку задания;
максимальное количество баллов, которое участник может набрать при выполнении данного задания;
критерии оценивания.
Ведущий: Итак, программа конкурса нам известна.
Ведущий:Приступаем к выполнению первого этапа нашего конкурса.
Итак, приступим к выполнению теоретического тура конкурса. На Ваших рабочих столах лежат бланки заданий теоретического тура с пояснениями по выполнению и критериями оценивания выполнения работ.
Участники выполняют задания конкурса используя выданные инструкционные карты и правила техники безопасности при выполнении работ
Жюри внимательно следит за выполнением заданий и отмечает на бланках участников время выполнения каждого задания, для последующего подсчёта баллов.
Ведущий:Внимание! Время на выполнение теоретического тура закончилось. Прошу собрать выполненные работы у своих членов команды и передать их в жюри.
Вот и закончился теоретический тур.
Пришло время для выполнения практического тура конкурса, во время которого жюри сможет оценить Ваши практические умения.
Ведущий подаёт сигнал к началу практического тура.
Все участники выполняют свою работы отдельно.
Жюри следит за выполнением работ, отмечает время окончания выполнения каждого задания.
Ведущий: Всем спасибо за проделанную работу!
А сейчас участники могут отдохнуть пока жюри подводит итоги конкурса.
Объявляется … минутный перерыв для участников конкурса.
Жюри подводит итоги в индивидуальном зачёте, по каждому участнику отдельно, для определения победителей среди всех участников.
И по совокупности баллов всех членов команды обучающихся подводится общий итог и определяетсякоманда – победитель.
Ведущий: Вот и закончился конкурс. Все очень старались. Но как и в каждом конкурсе есть лучшие.
Так давайте узнаем результаты. Прошу председателя жюри огласить результаты конкурса.
Председатель жюри оглашает итоги конкурса и проводит награждение победителей, призёров и участников конкурса.
Ведущий: В заключение хотелось бы поблагодарить жюри и всех участников конкурса. И пожелать обучающимся: 
Больше читайте, тогда вы будете в курсе всех направлений развития автоматизации в промышленности.
Развивайте собственное воображение, это поможет вам стать профессионалами, умеющими творчески выполнять работу.
Тренируйте ум, так как,  «Не копьем побеждают, а умом» (русские пословицы).
УДАЧИ  ВАМ ВСЕМ В ВАШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!!!!!
 
Заключение
В результате проведения конкурса было выявлено улучшение качества первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля по основным видам деятельности.
Профессиональные компетенции Общеобразовательные компетенции
Выполнять пайку различными припоями Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
 
Приложение 1
1 ЭТАП
ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЯМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
10 баллов
Каждому участнику предлагается ответить на теоретические вопросы в форме контрольного ТЕСТА. Тест выполняется каждым участником индивидуально.Учитывается время, затраченное на весь тест и выбор правильного ответа. В  тесте 10 вопросов. Время выполнения – 20 минут.
Время выполнения – 20 минут
Количество вопросов – 10 вопросов
Критерии оценивания:
оценка результатов теста согласно критериям оценок
 КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
Тема : « Электромонтажные работы »
ЗАДАНИЕ № 1. - .. балла.
Вставьте в предложение пропущенные слова.
« Проводом, называют одну или ( 1 ) голых или ( 2 ) медных или ( 3 ) жил, служащих для передачи ( 4 ) ».
Варианты ответов: а) изолированных б) электрической энергии в) несколько г) покрытых оболочкой д) алюминиевых е) никелевых ж) две з) выходного сигнала
ЗАДАНИЕ № 2. - .. балла.
Из предложенных вариантов выберите правильные ответы к поставленному вопросу.
« На какие основные группы можно разделить провода »?
Варианты ответов: а) провода, имеющие защиту от механических повреждений; б) голые провода; в) защищённые изолированные провода; г) провода в хлопчатобумажной оболочке; д) провода, имеющие покрытия, защищающие их от вредного воздействия; е) изолированные провода.
ЗАДАНИЕ № 3. - .. балл.
Продолжите предложение, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.
« Для придания проводу большей гибкости, каждая изолированная жила может быть выполнена из …. ».
Варианты ответов: а) из магнитного материала; б) из поливинилхлорида; в) из нескольких тонких проволок; г) провода небольшого сечения.
ЗАДАНИЕ № 4. - .. балла.
Напишите формулу для определения сечения провода.
ЗАДАНИЕ № 5. - .. баллов.
Расшифруйте марку провода АПР 2 × 1,5.
ЗАДАНИЕ № 6. - .. баллов.
Расшифруйте марки проводов: ППВ,
ЗАДАНИЕ № 7. - .. балл.
Выберите правильный ответ, на поставленный вопрос, из предложенных вариантов.
«На какие группы делятся кабели?»
Варианты ответов: а) силовые и бронированные б) контрольные и регулирующие в) силовые и контрольные г) силовые и регулирующие
ЗАДАНИЕ № 8. - .. балла.
Напишите марку кабеля по его описанию.
« Силовой кабель с алюминиевыми жилами с изоляцией и оболочкой из полихлорвинила, голый ».
ЗАДАНИЕ № 9. - .. балл.
Вставьте в предложение пропущенные слова из предложенных вариантов.
« Электропроводки между приборами прокладывают по ….. ».
Варианты ответов: а) по кратчайшему расстоянию; б) по изолирующим направлениям; в) по контуру.
Задание № 10. - .. балла.
Вставьте в предложение пропущенные слова из предложенных вариантов.
« Пересечения кабелями и проводами систем автоматизации трубопроводов, нужно выполнять на расстоянии не менее ( 1 ) от них, а от трубопроводов с горючими жидкостями – не менее ( 2 )».
Варианты ответов: а) 50мм б) 100мм в) 150мм.
ОТВЕТЫ
1 – в; 2 – а; 3 – д; 4 – б.
б, в, д, е.
в.
S = 3,14 × d2 /4 = 0,785 × d2
АПР 2 × 1,5 – провод с алюминиевыми жилами, резиновой изоляцией, с 2мя алюминиевыми жилами, с резиновой изоляцией для прокладки в трубах, в хлопчатобумажной оплётке.
ППВ – провод с медными жилами, плоский, с полихлорвиниловой ( ПХВ ) изоляцией для прокладки в трубах, в хлопчатобумажной оплётке.
в.
АВВГ.
в.
1 – а; 2 – б.
Критерии оценивания
«2» - до 5 баллов
«3» - 5-6 балла
«4» - 7-8 баллов
«5» - 10 баллов
 
Приложение 2
ЭТАП
Задание 2.1
На представленной схеме необходимо дать название пронумерованным элементам.
Время на задание – 20 минут.
Общий балл – 20.
В схеме необходимо подписать 10 элементов, за каждый правильно названный элемент участник получает - 2 балла, за неполный или неточный ответ - 1 балл, за неправильный ответ или пункт без ответа - 0 баллов

Правильные ответы на следующей схеме.
Баллы за ответы необходимо проставлять на листе участника, в квадратике правее ответа

Задание 2.2
На представленной схеме необходимо дочертить недостающие элементы схемы в пронумерованных прямоугольниках, руководствуясь их обозначением на схеме.
Время на задание – 20 минут.
Общий балл – 20.
В схеме необходимо дочертить 10 элементов, за каждый правильно изображенный элемент участник получает - 2 балла, за неполное или неточное изображение - 1 балл, за неправильное изображение или пункт без ответа - 0 баллов.

Правильные ответы на следующей схеме.
Баллы за ответы необходимо проставлять на листе участника, в таблице справа внизу листа.

Приложение 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
50 баллов
 Время выполнения – 70 минут
Задание 1.
«Произвести соединение параллельной простой скруткой двух одножильных проводов марки ПВ»

Алгоритм выполнения работы
Снять изоляцию на концах двух проводов длиной 40 мм.
С помощью плоскогубец произвести соединение простой параллельной скруткой оба провода.
Выровнять торец скрутки при помощи бокорезов.
Задание 2.
«Произвести соединение параллельной простой скруткой трех одножильных проводов марки ПВ»

 
Алгоритм выполнения работы
Снять изоляцию на концах трех проводов длиной 40 мм.
С помощью плоскогубц произвести соединение простой параллельной скруткой все три провода
Выровнять торец скрутки при помощи бокорезов.
 Задание 3.
«Произвести соединение параллельной простой скруткой двух одножильных проводов марки ПВ с последующей пайкой»

Алгоритм выполнения работы
Снять изоляцию на концах двух проводов длиной 40 мм.
С помощью плоскогубец произвести соединение простой параллельной скруткой все три провода
Выровнять торец скрутки при помощи бокорезов.
При помощи паяльника, припоя ПОС-61 и канифоли произвести пайку соединения.
Задание 4.
«Произвести соединение параллельной простой скруткой трех одножильных проводов марки ПВ с последующей пайкой»

Алгоритм выполнения работы
Снять изоляцию на концах трех проводов длиной 40 мм.
С помощью плоскогубец произвести соединение простой параллельной скруткой все три провода
Выровнять торец скрутки при помощи бокорезов.
При помощи паяльника, припоя ПОС-61 и канифоли произвести пайку соединения.
Задание 5.
«Произвести соединение параллельной простой скруткой трех одножильных гибких проводов марки ПВ с последующей пайкой»

Алгоритм выполнения работы
Снять изоляцию на концах трех проводов длиной 40 мм.
С помощью плоскогубец произвести соединение простой параллельной скруткой все три провода
Выровнять торец скрутки при помощи бокорезов.
При помощи паяльника, припоя ПОС-61 и канифоли произвести пайку соединения.
Задание 6.
«Произвести соединение параллельной простой скруткой двух одножильных гибких проводов и одного монолитного марки ПВ с последующей пайкой»

Алгоритм выполнения работы
Снять изоляцию на концах трех проводов длиной 40 мм.
При помощи паяльника, припоя ПОС-61 и канифоли произвести лужение проводов
С помощью плоскогубец произвести соединение простой параллельной скруткой все три провода.
При помощи паяльника, припоя ПОС-61 и канифоли произвести пайку соединения
Выровнять торец скрутки при помощи бокорезов.
Время выполнения – 15 минут
Критерии оценивания:
соблюдение временного регламента (0 – 5 балла; + 1 балл за сэкономленное время, - 1 балл за превышение временного регламента);
соблюдение алгоритма выполнения работ (0 – 5 баллов);
организация рабочего места (0 – 5 баллов);
соответствие эталону скрутки (0 – 5 баллов).
соблюдение правил техники безопасности (0 – 5 баллов).