Перспективный план работы кружка Веселая математика.
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение
Детский сад № 56
Авторская программа
«Веселая математика»,
Разработанная по Сычевой Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».
Руководители:
Ковалева Надежда Владимировна,
Подъякова Елена Александровна.
1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56
2. Название кружка: «Веселая математика»
3. Ф.И.О. руководителей кружка: Ковалева Надежда Владимировна,
Подъякова Елена Александровна, воспитатели.
4. Тип программы: математические игры и упражнения.
5. Вид программы: развивающая
6. Направление деятельности кружка: математическое развитие.
7. Сроки реализации программы: 1 год.
8. Количество и периодичность НОД: 1 НОД в неделю, 32 НОД в год
9. Количество детей: 20 человек (2 группы по 10 человек)
10. Возрастная категория: дети 4-5 лет.
11. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей
12. Форма организации деятельности кружка: групповая
13. Продолжительность занятия: 20 минут
Пояснительная записка.
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Это развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки,наглядные модели и др.).
Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных занятий для детей.
Основой для разработки рабочей программы по математическому развитию детей средней группы стали:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
Основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада 56;
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет - 20 минут.
Основная цель программы обучения:
Расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Основные задачи обучения:
Способствовать развитию интереса к решению познавательных задач.
Развивать образное и логическое мышление, внимание, память, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей интерес к занимательной математике.
- Привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения.
- Освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно – двигательным, зрительным путем, путем сравнения.
- Развитие самостоятельности, детской инициативности.
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Специально организованная деятельность: 1 раз в неделю по 20 минут.
Методы работы
Словесный (беседа, рассказ);
Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Форма работы кружка:
- тематическая совместная деятельность детей и педагога.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
Овладение дочисловой оценкой количественных групп и с помощью чисел в доступном ребенку пределе.
Умение ориентироваться во времени и пространстве.
Умение следовать словесной инструкции педагога.
Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Освоение детьми простейших связей и зависимостей между объектами.
Освоения простых замещений и систематизаций.
Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их наощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.
Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя
Работа с родителями:
- родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
-Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Счетные палочки.
- мелкий счетный материал.
- разрезные картинки.
- магнитная доска и мн.др.
Учебно-методический план дополнительной образовательной программы.
Сентябрь.
1 -4 неделя
Диагностика.
(Обзорное знакомство с развивающими играми)
Цель: познакомить с играми, способствовать развитию у детей любознательности, внимания.
Октябрь.
Занятие 1.
Один, много.
Геометрические фигуры. Закрепление: круг.
Цель: Закреплять понятия один, много.
Учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Рабочая тетрадь стр.2 - 3 Г.Е. Сычева.
Занятие 2.
Работа с блоками Дьенеша.
Цель: Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.
Игра: «Запомни узор».
Цель: Развивать у детей наблюдательность, внимание, память.
Е.Н.Панова стр.10
Занятие 3.
Большой, маленький.
Цель: Знакомство с понятиями большой, маленький. Учить сравнивать предметы по величине.
Игровое упражнение «Кто назовет как можно больше признаков отличия?».
Рабочая тетрадь стр. 4 – 5 Г.Е.Сычева.
Занятие 4.
Работа с блоками Дьенеша.
Цель: Различение, называние геометрических фигур. Формировать представление о символическом изображении предметов.
Игра «Муравьи».
Игра «Вопрос – ответ».
Ноябрь.
Занятие 1.
Ориентировка в пространстве. Слева, справа, посередине.
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, закреплять умение различать левую и правую руки.
Учить соотносить количество предметов и число.
Рабочая тетрадь стр. 6 – 7 Г.Е.Сычева.
Занятие 2.
Длинный, короткий.
Цель: продолжать учить сравнивать знакомые предметы по длине. Учить различать равенство и неравенство групп по количеству предметов.
Игра «Составь картинку».
Рабочая тетрадь стр. 8 – 9 Г.Е.Сычева.
Занятие 3.
Работа с блоками Дьенеша.
Цель: Различение равенства и неравенства групп предметов путем накладывания один предмет на другой. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Игра «По три в трех».
Занятие 4.
Сравнение групп предметов по количеству. Части суток.
Цель: Обучение сравнению групп предметов по количеству.Закрепление знаний частей суток.
Игра «Назови соседей».
Рабочая тетрадь стр.10 – 11. Г.Е.Сычева.
Декабрь.
Занятие 1.
Столько же, поровну.
Цель: Обучение сравнению совокупностей тпредметов методом приложения.
Игра «Дорисуй и назови предмет».
Рабочая тетрадь стр. 12 – 13 Г.Е.Сычева.
Занятие 2.
Счет до двух.
Цели: Обучение счету до двух, развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов.
Рабочая тетрадь стр. 14 – 15 Г.Е.Сычева.
Занятие 3.
Работа с блоками Дьенеша.
Отгадай и докажи. «Найди пару».
Цель: Знакомство детей с загадками, развитие мышления.
Занятие 4.
Состав числа 2.
Цель: Закрепление навыка счета до двух. Обучение сравнению двух совокупностей, установлению равенства между ними.
Рабочая тетрадь стр. 16 – 17.Г.Е.Сычева.
Январь.
Занятие 1.
Работа со счетными палочками.
«Задачи на преобразование фигур».
Цели: учить работать с палочками; развитие воображения ;учить понимать смысл задачи и выполнять ее самостоятельно.
Занятие 2.
Пара.
Цель: Формирование представлений о парных предметах. Развитие познавательных процессов.
Рабочая тетрадь стр. 18 – 19 Г.Е.Сычева.
Занятие 3.
Работа со счетными палочками.
Цели: учить составлять геометрические фигуры; ориентироваться в пространстве.
Игра «В каких углах живет солнышко?»
Занятие 4.
Круг.
Цели: Знакомство с кругом и его свойствами. Обучение способам сравнения предметов.
Игра «Чудесный мешочек».
Рабочая тетрадь стр.20 – 21 Г.Е.Сычева.
Февраль.
Занятие 1.
Широкий, узкий.
Цели: Знакомство с понятиями широкий и узкий. Развитие пространственных представлений.
Рабочая тетрадь стр.22 – 23. Г.Е.Сычева.
Занятие 2.
Цифры 1 и 2.
Цели: познакомить детей с цифрами 1 и 2. Обучение замещению реальных предметов символами.
Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?».
Рабочая тетрадь стр.24 – 25.Г.Е.Сычева.
Занятие 3.
Утро, день, вечер, ночь.
Цели: Закрепление. Развитие общей и мелкой моторики.
Рабочая тетрадь стр. 26 – 27.Г.Е.Сычева.
Занятие 4.
Счет до трех.
Цели: Обучение счету до трех. Обучение составлению групп из трех предметов.
Игра «Угадай, что спрятано?»
Рабочая тетрадь стр.28 – 29 Г.Е.Сычева.
Март.
Занятие 1.
Состав числа 3.
Цели: знакомство с образованием числа 3. Обучение замещению предметов символами, обозначающими их количество.
Рабочая тетрадь стр. 30 – 31 Г.Е.Сычева.
Занятие 2.
Цифра 3.
Цели: Знакомство с цифрой 3. Обучение замещению реальных предметов символами.
Рабочая тетрадь стр. 32 – 33 Г.Е.Сычева.
Занятие 3.
Высокий, низкий. Треугольник.
Цели: Обучение сравнению предметов по высоте. Знакомство с треугольником.
Рабочая тетрадь стр. 34 – 35 Г.Е.Сычева.
Занятие 4.
Счет до четырех. Состав числа 4.
Игра «Мастерская ковров».
Цели: Обучение счету до четырех. Знакомство с образованием числа четыре от предыдущего. Развитие познавательных процессов.
Рабочая тетрадь стр. 36 – 37 Г.Е.Сычева.
Апрель.
Занятие 1.
Цифра 4. Квадрат.
Цели: Знакомство с цифрой 4. Знакомство с квадратом и его свойствами.
Игра «Соедини точки».
Рабочая тетрадь стр. 38 – 39 Г.Е.Сычева.
Занятие 2.
Больше, меньше, столько же.
Цели: закрепление умения устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству.
Рабочая тетрадь стр. 40 – 44 Г.Е.Сычева.
Занятие 3.
Счет до пяти. Состав числа 5.
Цели: Знакомство с образованием числа 5 из двух меньших. Закрепление навыков замещения реальных предметов символами.
Рабочая тетрадь стр. 45 – 48.
Занятие 4.
Цифра 5. Прямоугольник.
Цели: Закрепление цифрового ряда от одного до пяти. Знакомство с прямоугольником и его свойствами.
Игра «Ты кто, малыш?»
Рабочая тетрадь стр. 49 – 52. Г.Е. Сычева.
Май.
Занятие 1.
Овал. Впереди, сзади, между.
Цели: Знакомство с овалом и его свойствами. Закрепление навыков ориентировки.
Рабочая тетрадь стр.53 – 55. Г.Е. Сычева.
Занятие 2.
Мониторинг.
15