Дополнительная образовательная программа кружка по русскому языку


Алексеевский филиал
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Рассмотрено
на МО учителей
филологов
Протокол №__
от___ ___ 2014 г.
Руководитель МО
_____
Согласовано
на МС школы
Протокол №__
от__ __ 2014 г.
Руководитель МС
_______

Утверждаю
Директор МКОУ
«Коровяковская СОШ»
.________
Приказ №___
от «__»________2014 г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Секреты грамотности»
на 2014-2015 учебный год
для обучающихся 14-16 лет


Программу составила Курочкина Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы.
с. Алексеевка
2014 г.
Пояснительная записка
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.
Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у обучающихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением-рассуждением учит логически мыслить, аргументировать свой ответ.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Цели кружковой работы:
способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
гуманитарное развитие обучающихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение обучающимися свободной письменной речью;
подготовка школьников к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Задачи кружковой работы:
помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку;
совершенствование практической грамотности;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
привитие интереса обучающихся к русскому языку;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
воспитание коммуникативной культуры школьников;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
Основные принципы организации кружка:
принцип добровольности;
принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
принцип индивидуального подхода к обучающимся;
принцип систематичности;
принцип занимательности;
принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Технология организации кружковой работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. контролирующий (изложение, сочинение, тесты)
Формы проведения занятий:
занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, тестирование, тренировочные упражнения.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
• работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
• самостоятельная работа;
• работа в группах, парах;
• индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Занятия выполняют следующие функции:
Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые   и коммуникативные умения и навыки  обучающихся, формируют навыки исследовательской работы);
Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала,  сформированность пунктуационных умений и навыков);
Познавательную (содержат новую для обучающихся информацию);
Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе.
Программа рассчитана на 68 часов (2ч в неделю, 1год) и адресована обучающимся
8 - 9 классов (возраст – 14-16 лет).
Режим занятий
Занятия кружка проходят согласно школьному расписанию: 2 занятия в неделю (понедельник и суббота) по 45 минут.
Содержание программы
Введение. Цели и задачи курса. Значение языка в жизни общества (1ч).
Лингвистика – наука о языке. Ученые лингвисты (1ч).
Справочная литература. Разнообразие словарей. Классификация словарей. В гостях у словарей (3ч).
Этимология – наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарем (2ч).
Лексическое богатство русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы, их роль в языке, в художественной литературе (3ч).
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова (2ч).
Культура речи – необходимое качество образованного человека. Лексика ограниченного употребления (2ч).
Фразеологизмы, их выразительность. Почему мы так говорим (1ч).
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Работа с толковым словарем С. И. Ожегова (1ч).
Речевые нормы. Лексическое значение слова (2ч).
Лексические нормы в языке. Почему мы так говорим (2ч).
Орфоэпические нормы в языке. Типы орфоэпических ошибок (2ч).
Ударение в словах и формах слов (2ч).
Грамматические нормы в языке. Занимательная грамматика. Грамматические задачи. Лингвистические загадки, кроссворды (5ч).
Синтаксические нормы. Единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) (2ч).
Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Типы связи в словосочетаниях (4ч).
Предложение как основная единица синтаксиса (1ч).
Это «непростое» простое предложение. Грамматическая основа простых предложений. Виды простых предложений. Знаки препинания в простом предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений (5ч).
Сложное предложение. Средства связи. Знаки препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений (3ч).
Текст как единица синтаксиса. Структура текста. Стили текса. Смысловые отношения между предложениями текста (3ч).
Изобразительно-выразительные средства языка. Средства художественной выразительности в тексте (5ч).
Текст. Микротема. Работа с текстом. Выявление микротем (4ч).
Сжатое изложение. Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста. Сочетание замены и исключения, исключение и обобщения, замены, исключения и обобщения. Критерии оценивания сжатого изложения (5ч).
Анализ композиционной и смысловой целостности текста. Требования к сочинению – рассуждению Структура сочинения – рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Сочинение- рассуждение. Критерии оценивания сочинения-рассуждения (5ч).
Систематизация и обобщение изученного материала. Практикум (2ч).
Требования к уровню подготовки
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в
орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2015 года для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения, создавать своё высказывание, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ОГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса обучающиеся должны знать:
• Основные функции языка.
• Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
• Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса обучающиеся должны уметь:
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления,
• проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
• владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского литературного языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст  с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста); использовать различные способы компрессии текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять  тему,  основную мысль текста, явную и скрытую информацию.
Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
промежуточный (проводится в форме творческих работ);
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ОГЭ и критериями оценивания.
Список рекомендуемой литературы
Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников
9 класса. Русский язык. Справочные материалы, разбор заданий, алгоритмы, тесты. - Москва, «Интеллект-Центр», 2014.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. Русский язык. Справочные материалы, разбор заданий, алгоритмы, тесты. - Москва, «Интеллект-Центр», 2015.
И. П. Цыбулько. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ. – Москва, «Национальное образование», 2015.
И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. – Москва, «АСТ Астрель», 2015.
Г. Т. Егораева. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Типовые тестовые задания.- Москва, «Экзамен», 2015.
Л. А. Тростенцова и др. Русский язык, 9 кл. - М.: Просвещение, 2014.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2012.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 2012.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 2011.

Тематическое планирование
№ п/п Кол. час. Тема занятия Форма занятия Виды деятельности обучающихся Дата
1 1 Введение. Цели и задачи курса.
Значение языка в жизни общества. Лекция. Коллективная. 2 1 Лингвистика – наука о языке. Ученые-лингвисты. Лекция, практикум. Коллективная, индивидуальная. 3-4 2 Справочная литература. Разнообразие словарей. Классификация словарей русского языка. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 5 1 В гостях у словарей. Как возникают названия. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 6-7 2 Этимология – наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарем. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 8 1 Лексическое богатство русского языка. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 9-10 2 Омонимы, синонимы, антонимы, их роль в языке, в художественной литературе. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 11-12 2 Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 13 1 Культура речи – необходимое качество образованного человека Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 14 1 Лексика ограниченного употребления. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 15 1 Почему мы так говорим. (Фразеологизмы, их выразительность). Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 16 1 «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.
Работа с толковым словарем
С. И. Ожегова. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 17-18 2 Речевые нормы. Лексическое значение слова. Лекция, практикум. Коллективная, индивидуальная. 19-20 2 Почему мы так говорим. Лексические нормы в языке. Лекция, практикум. Коллективная, индивидуальная. 21-22 2 Орфоэпические нормы в языке. Типы орфоэпических ошибок Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 23-24 2 Ударение в словах и формах слов. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 25 1 Грамматические нормы в языке. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 26-27 2 Занимательная грамматика. Грамматические задачи. Практикум Коллективная, индивидуальная. 28-29 2 Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Практикум Коллективная, индивидуальная. 30 1 Синтаксические нормы. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 31 1 Единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст). Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 32 1 Словосочетание как единица синтаксиса. Беседа, практ. Коллективная. 33 1 Строение и грамматическое значение словосочетаний. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 34-35 2 Типы связи в словосочетаниях. Практикум Коллективная, индивидуальная. 36 1 Предложение как основная единица синтаксиса. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 37 1 Это «непростое» простое предложение. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 38-39 2 Грамматическая основа предложений. Практикум. Коллективная, индивидуальная. 40 1 Виды простых предложений. Знаки препинания. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 41 1 Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений. Практикум. Коллективная, индивидуальная. 42-43 2 Сложное предложение. Средства связи. Знаки препинания. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 44 1 Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений. Практикум. Коллективная, индивидуальная. 45 1 Текст как единица синтаксиса. Структура текста. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 46 1 Текст. Стили речи. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 47 1 Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. Практикум. Коллективная, индивидуальная. 48-49 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Беседа, практикум. Коллективная, индивидуальная. 50 1 Средства художественной выразительности в тексте. Беседа, практикум. Коллективно-групповая. 51-52 2 Средства художественной выразительности в тексте. Практикум Индивидуальная. Работа с текстом. 53-54 2 Микротема. Беседа, практикум. Индивидуальная. Работа с текстом. 55-56 2 Работа с текстом. Выявление микротем. Практикум Индивидуальная. Работа с текстом. 57-58 2 Виды сжатия текста. /Сжатое изложение/. Практикум. Индивидуальная. 59-60 2 Виды сжатия текста. /Сжатое изложение/. Практикум. Индивидуальная. 61 1 Критерии оценивания сжатого изложения. Лекция. Индивидуальная. 62-63 2 Анализ композиционной и смысловой целостности текста. /Сочинение-рассуждение/. Лекция, практикум. Индивидуальная. Коллективная. 64-65 2 Анализ композиционной и смысловой целостности текста. /Сочинение-рассуждение/. Лекция, практикум. Индивидуальная. Коллективная. 66 1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Лекция. Индивидуальная. Коллективная. 67 1 Систематизация знаний и умений. Практикум Коллективная. 68 1 Психологический практикум «Я готов к ОГЭ по русскому языку». Презентация. Коллективная.