Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Грамотей»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения
протокол от _______2016 г №________ Утверждена приказом
от ______ 2016 г. №________
Рабочая дополнительная
общеразвивающая программа
«Грамотей»
Вид программы Дополнительная
Направленность Социально-педагогическая
Возраст 6 - 7 лет
Объём программы 29 часов
Срок освоения 7 месяцев
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии.
Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи детей, при активном участии родителей.
Основная цель рабочей программы: оказание практической помощи родителям при подготовке к школе. Профилактика устной и письменной речи; развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции речи детей. Ребенок должен увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Задачи программы:
Обеспечить преемственность между детскими дошкольными учреждениями и начальной школой.
Подготовить будущих первоклассников к овладению знаниями, умениями, навыками по базовым предметам: обучение грамоте (русский язык), литературное чтение, окружающий мир.
Помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе на основе единых норм и правил взаимодействия.
Развивать функции внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
Развивать связную грамматически и фонетически правильную речь.
Создать условия для развития социально – психологической готовности детей к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).
Помочь детям, страдающим недоразвитием речи, в плане формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфии и дислексии.
Научить произносить слова различной слоговой сложности.
Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Принципы построения программы
Системность развития ребёнка процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа подготовки к школе строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Взаимодействия совместное взаимодействие школы и семьи, направленное на созданий условий для более успешной реализации способностей ребёнка.
В подготовке ребенка к школе важнее не специальная подготовка ребенка по предмету, главное – это сформировать у ребенка психологическую готовность к школе, его познавательный интерес, определенный уровень развития мышления; внимания, памяти, речи, инициативности, коммуникативности, творческих способностей и навыков самоконтроля.
Максимальный эффект в реализации больших возможностей дошкольника достигается, если методы и формы воспитания строятся в соответствие с психофизическими особенностями дошкольного возраста. Обучение дошкольников возможно в форме игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности.
Формы работы:
Рассматривание, чтение, обсуждение, беседа, рассказ.
Решение проблемных ситуаций, беседы с детьми.
Игры, занятия и упражнения на развитие сенсорики, игровое общение, сюжетно-ролевые игры.
Самостоятельная деятельность.
Методы воздействия:
Практические методы
1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;
3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);
Наглядные методы
Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:
1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;
2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах коррекции, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков
3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической речи в монологи.
В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30 минут вместе со взрослым.
Программа представлена следующими структурными элементами:
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Тематическое планирование.
Планируемые результаты.
Оснащенность учебного процесса.
Сроки реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в учебном году – 29. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Учебно-тематический план:
№ занятия Лексическая тема Количество часов
1. Скоро в школу. Школьные принадлежности. 1
2. Осень 1
3. Овощи. 1
4. Фрукты. 1
5. Домашние животные и их детёныши 1
6. Домашние птицы 1
7. Дикие животные и их детёныши 1
8. Тело человека 1
9. Одежда 1
10. Обувь 1
11. Головные уборы 1
12. Зима. Новогодний праздник 1
13. Птицы: зимующие и перелётные 1
14. Посуда 1
15. Продукты 1
16. Профессии 1
17. Инструменты 1
18. Мебель 1
19. Семья 1
20 Праздники. День защитника Отечества. Международный женский день 1
21. Время суток. Дни недели 1
22. Весна 1
23 Деревья 1
24. Цветы 1
25. Ягоды 1
26. Насекомые 1
27. Грибы 1
28. Рыбы 1
29. Транспорт и техника. Правила безопасного поведения на дороге. 1
Итого: 29 часов
III. Содержание образовательной программы
Программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста, как посещающих так и не посещающих детские дошкольные учреждения, и представляет собой комплексную программу занятий по формированию связной речи (развитие умения содержательно и логически правильно строить высказывания, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений). Разработанные специальные задания позволят детям в игровой форме овладеть широким спектром речевых навыков, в том числе логически и грамматически правильно строить высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, а также задания значительно расширят словарный запас детей, будут способствовать развитию внимания, памяти и воображения, развитию мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе. Программа построена в виде прохождения детьми лексических тем. Данная программа позволяет педагогу развивать личность ребенка в игровой, познавательной, речевой, художественно-эстетической и непосредственно образовательной деятельности.
Развивающая работа носит комплексный характер и проводится по нескольким направлениям.
Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и
Развитие лексического запаса:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Формирование грамматического строя речи:
развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирования предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;
контроля за ходом своей деятельности;
работы в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление);
применения знаний в новых ситуациях;
анализа, оценки продуктивности собственной деятельности.
Структура занятия:
I. Организационно-подготовительная часть.Эмоциональный настрой.
Артикуляционная гимнастика (мимическая, пальчиковая).
II. Основная часть.
Сообщение или определение темы занятия.
Артикуляция и характеристика изучаемых звуков.
Знакомство с буквами.
Проведение динамической паузы.
Формирование слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Формирование лексико-грамматического строя.
Развитие связной речи.
III. Заключительная часть.
Смысловая рефлексия занятия (Что учились делать? Кому было трудно? Почему?).Эмоциональная рефлексия занятия (Что понравилось? Что не понравилось? Ваше настроение).Тематическое планирование
№ занятия Лексическая тема
Содержание логопедической работы,
формируемые на занятии умения, навыки и способы деятельности Дата
1. Скоро в школу. Школьные принадлежности.
Введение в активный словарь детей слов: «класс», «ученик», «школьник», «урок», «перемена»; работа над развитием логического мышления на примере игры «Четвёртый лишний», а также разгадывания загадок на школьную тематику; развитие кратковременной памяти на примере разучивания коротких стихотворных строк. 01.10
2. Осень
Введение в активный словарь детей слов: «год», «месяц», «листопад», «хмуриться», «осыпаться», «моросить»; составление мини-рассказа на основе предложенных вопросов; работа по образованию грамматических форм слов с использованием ласкательных суффиксов; развитие познавательных процессов через игру «Закончи предложение». 08.10
3. Овощи. Введение в активный словарь детей слов: «созревать», «выкапывать», «пропалывать», «рыхлить», «заготавливать»; обогащение словаря детей словами-признаками: спелый, сладкий, кислый, сочный, солёный, зелёный, зрелый, мелкий…; работа над грамматическим оформлением слов через проведение игры « Один -много», работа над темпо-ритмическим рисунком речи при проведении игры по координации речи с движением. 15.10
4. Фрукты. Введение в активный словарь детей слов: «плод», «душистый», «ароматный»; подбор прилагательных в соответствии с предложенным вопросом: какой? какая? какое? какие?; развитие словаря детей на примере подбора слов-антонимов; наблюдение за формированием родственных слов, работа по подбору ряда однокоренных слов к данному. 22.10
5. Домашние животные и их детёныши
Введение в активный словарь детей слов: «пастух», « грива», «копыта», «блеять», «выносливый»; работа над лексико-грамматическим оформлением речи через использование на занятии игр «Чей это малыш?», « Кто как голос подаёт?», «Кто где живёт?»; работа над построением рассказа о своём любимом животном. 29.10
6. Домашние птицы
Введение в активный словарь детей слов: «оперение», «перепонки», «гребешок», «шпоры», «хохолок», «клевать», «задиристый», «шипеть»; работа над деформированным предложением; развитие памяти на примере разучивания коротких стихотворений, развитие словесно-логического мышления через разгадывание загадок по теме занятия. 05.11
7. Дикие животные и их детёныши
Введение в активный словарь детей слов: «шкура», «клыки», «шерсть», «выть», «запасаться», «линять», «рычать»; развитие словаря детей через использование игр «Назови детёныша», «Кто чем питается?»; работа над развитием грамматики через образование притяжательных прилагательных в игре «Это чей?»; развитие связной речи через самостоятельное составление рассказа о животном. 12.11
8. Тело человека
Введение в активный словарь детей слов: «затылок», «лоб», «расчёсывать», «карий», «кудрявый»; работа над грамматическим оформлением глаголов при использовании форм единственного и множественного числа имён существительных; формирование понятий «часть» и «целое»; развитие памяти через разучивание соответствующих четверостиший; развитие мелкой моторики рук через проведение пальчиковой гимнастики. 19.11
9. Одежда
Введение в активный словарь детей слов: «футболка», «блузка», «плащ», «заправить», « демисезонная одежда»; образование грамматических форм в игре «Назови по материалу», «Сосчитай вещи», « Скажи ласково»; работа над развитием связных высказываний при формировании ответов на вопросы по прочитанному тексту. 26.11
10. Обувь
Введение в активный словарь детей слов: «сапоги», «валенки», «босоножки», «сандалии», «шлёпанцы», «кроссовки», «кеды», «застёжка», «зашнуровать»; развитие лексики на примере работы по подбору ряда однокоренных слов; составление мини-текста описания по предложенной теме.03.12
11. Головные уборы
Введение в активный словарь детей слов: «каска», « панама», « шаль», «шляпа», «платок», «косынка», «шлем»; работа по развитию темпо-ритмической стороны речи при заучивании стихотворных строк, сочетая речь с движением; работа над грамматическим оформлением речи при проведении игры «Один, одна, одни».10.12
12. Зима. Новогодний праздник
Введение в активный словарь детей слов: «вьюга», «пурга», «метель», «иней», «подмораживать», «хлопушка», «мишура», «гирлянда», «карнавал», «покрывать», «трещать»; развитие общего кругозора детей через игру «Приметы зимы», «Что на что похоже»; работа над словообразованием путём добавления приставок к исходному слову; составление мини текста-рассуждения на основе заданного начала главной части сложноподчинённых предложений; работа над лексическим значением слов-синонимов, выбор наиболее точного слова к заданному контексту; определение границ вымысла и правды в предложенном тематическом тексте. 17.12
13. Птицы: зимующие и перелётные
Введение в активный словарь детей слов: «клюв», «порхать», «ворковать», «юркий», «курлыкать», «певчий», «водоплавающий»; работа над развитием общего кругозора через определение отличительных черт зимующих и перелётных птиц; работа по развитию словаря прилагательных на примере игры «Какая стая?»; работа по использованию предлогов в речи при составлении тематических предложений. 24.12
14. Посуда
Введение в активный словарь детей слов: «половник», «кастрюля», «блюдце», «сковородка», «накрывать», «подносить», «подавать», «сервировать», «глубокая», «мелкая», «чайная», «кофейная», «столовая»; развитие грамматики на примере игр «Один - много», «Скажи ласково», Назови по материалу»; работа по развитию словаря на примере игр «Скажи наоборот», «Часть-целое».14.01
15. Продукты
Введение в активный словарь детей слов: «баранки», «консервы», «борщ», « перчить», «жарить», «варить», «ржаной», «пшеничный», « печь», «тушить»; расширение словаря прилагательных на примере игры «Что из чего сделано»; развитие умения классифицировать предметы в зависимости от способа их получения; развитие логического мышления на примере разгадывания загадок; работа над развитием долговременной памяти на примере заучивания коротких стихотворений.21.01
16. Профессии
Введение в активный словарь детей слов: «воспитатель», «учитель», «логопед». «строитель», «парикмахер», «летчик», «писатель», «крановщик», «экскаваторщик», «благородный», «терпеливый», «заботливый»; работа по расширению словарного запаса детей на примере игры «Кому что нужно для работы?»; работа над словообразованием через выполнение заданий по образованию новых слов путём добавления суффиксов или приставок к данным словам; развитие связной речи и фантазии на примере игры «Кем я стану». 28.01
17. Инструменты
Введение в активный словарь детей слов: «флейта», «скрипка», «фортепиано», «баян», «аккордеон», «бензопила», «отвёртка», «рубанок», «шприц», «скальпель»; развитие грамматики и внимания детей на примере игры «Чей это инструмент?»; развитие памяти детей на примере разучивания коротких стихотворений по теме занятия.04.02
18. Мебель
Введение в активный словарь детей слов: «табурет», «сервант», «буфет», «собрать», «прочный», «удобный», «полированный», «современный», «качественный»; работа над грамматикой на примере использования различных предлогов в предложениях, а также подбора окончаний к существительным с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё; работа над пополнением словарного запаса детей при подборе слов – антонимов; развитие связной речи через составление мини-рассказа на основе готового плана.11.02
19. Семья
Введение в активный словарь детей слов: «родители», «родственник», «младенец», «племянник», «уважать», «ласковый», «внимательный», «серьёзный», «взрослый»; развитие мелкой моторики на примере пальчиковой гимнастики, работа по словообразованию при образовании слов-признаков от слов-предметов; работа по воспитанию нравственных чувств на примере беседы по содержанию и анализа прослушанных текстов; развитие связной речи на основе составления мини-рассказа о семье с опорой на картинку.18.02
20 Праздники. День защитника Отечества. Международный женский день
Введение в активный словарь детей слов: «праздник», «мимоза», «защитник», «боец», «воин», «гордиться», «сражаться», «маршировать», «героический», «отважный»; пополнение словарного запаса на примере игр «Вид вооружения», «Кто как нас защищает»; развитие грамматики через игры «Чей, чья?», «Скажи ласково», «Сосчитай до пяти», развитие памяти детей через запоминание небольших стихотворений к соответствующим праздникам.25.02
21. Время суток. Дни недели
Введение в активный словарь детей слов: «неделя», «выходной», «будни», «сутки», «завтрак», «обед», «ужин», «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота», «воскресенье», «месяц»; развитие памяти детей на примере разучивания соответствующих стихотворных строк; развитие связной речи через составление мини-рассказов с опорой на картинку.04.03
22. Весна
Введение в активный словарь детей слов: «оттепель», «капель», «проталины», «почки», «журчать», «дождливый», «долгожданный», «щебетать», «вить», «выводить»; развитие связной речи на основе составления мини-рассказа о весне с опорой на план, составление продолжения заданного текста; пополнение словаря прилагательных через игру «Какой? какая? Какое?»; развитие общего кругозора через анализ основных признаков весны. 11.03
23 Деревья
Введение в активный словарь детей слов: «лиственное», «хвойное», «удобрять», «озеленять», «тенистый», «прохладный»; развитие грамматического строя речи на примере игр «Один - много», «Скажи со словом ещё»; Развитие связной речи на примере составления рассказа –описания по собственным наблюдениям по теме занятия , а также прослушивания и последующего пересказа текста, читаемого логопедом; развитие памяти детей на примере разучивания стихотворений. 18,03
24. Цветы
Введение в активный словарь детей слов: «корень», «стебель», «листья», «бутон», «пахучий», «вьющийся», «гибкий», «вянуть», «пышный», «нежный», «благоухать», «клумба», «пропалывать» «первоцвет»; пополнение словаря словами-антонимами, работа над грамматическим оформлением речи через использование предлогов при составлении предложений по теме занятия, развитие связной речи через составление мини-рассказа описания на основе готового плана.25.03
25. Ягоды
Введение в активный словарь детей слов: «куст», «плод», «смородина», «ежевика», «крыжовник», «вишня», «лакомиться», «рвать», «лечебный», «спелый», «ядовитый»; работа над словообразованием через проведение игры «Что из чего»; работа над развитием грамматического строя речи через составление предложений с местоимениями и предлогами проведение игр «Доскажи словечко» «Подбери слово- предмет к предложенным словам-признакам; развитие словаря детей через подбор слов-антонимов, развитие связной речи через составление мини-рассказа о понравившейся ягоде с опорой на план, развитие памяти детей на примере разучивания стихотворений по теме занятия. 01.04
26. Насекомые
Введение в активный словарь детей слов: «парк», «сквер», «брюшко», «лапки», «усики», «улей», «порхать», «жалить», «жужжать», «мохнатый», «назойливый», «трудолюбивый»; развитие общего кругозора детей через сообщение информации об образе жизни насекомых, о вреде некоторых насекомых; развитие логического мышления через разгадывание загадок, проведении игр «Исправь ошибку», «Кто как передвигается», «Подбери признак»; развитие грамматики через проведение игр « Кого ты видел», «Узнай чьё крылышко»; развитие связной речи через составление мини-рассказа о насекомом с опорой на план. 08.04
27. Грибы
Введение в активный словарь детей слов: «съедобный», «несъедобный», «боровик», «опята», «лисички», «груздь», «сыроежки», «подберёзовик», «подосиновик», «мухомор»; развитие связной речи детей на примере составления сложных предложений по теме занятия; развитие памяти детей на примере разучивания коротких стихотворений; развитие общего кругозора детей при проведении воспитательной беседы, касающейся поведения в лесу, сбора грибов в лесу.15.04
28. Рыбы
Введение в активный словарь детей слов: «карп», «плотва», «горбуша», «лещ», «осётр», развитие памяти детей на примере разучивания стихотворений; развитие логического мышления на примере разгадывания загадок по теме занятия; развитие связной речи внимания детей на примере ответов на вопросы по содержанию прослушанного текста и его последующему пересказу. 22.04
29. Транспорт и техника. Правила безопасного поведения на дороге.
Введение в активный словарь детей слов: «троллейбус», «трамвай», «метро», «вертолёт», «шлюпка», «карета скорой помощи», «полицейская машина», «пожарная машина», «катер», «упряжка», «моторный», «железнодорожный», «тормозить», «сигналить», «причаливать», «багаж»; пополнение словарного запаса детей через игру «Кто чем управляет?», образование новых слов через использование приставок; расширение общего кругозора детей через игру «Правила уличного движения», развитие логического мышления через игру «Четвёртый лишний», разгадывания загадок по теме занятия. 29.04
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетрадях в линию и в клеточку;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Ожидаемые предметные результаты:
К концу года дошкольники овладевают возможностью:
соотносить букву и звук;
узнавать и называть буквы русского алфавита;
различать гласный и согласный звук, находить их в словах;
характеризовать согласные звуки по глухости - звонкости, твердости - мягкости;
определять количество букв и звуков в односложных словах;
определять количество слогов в слове, выделять первый и последний слог, конструировать слова из слогов;
обогатить словарный запас по темам: «Животные», «Растения», «Одежда» и др.;
составлять предложения, устный рассказ по серии сюжетных картинок;
отвечать на вопросы и самому задавать вопросы по теме;
читать слоги и слова;
выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;
выделять одинаковые и лишние предметы из группы предметов;
объединять различные предметы в группы;
выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д.
Оснащенность учебного процесса
Разделы Дидактические игры и пособия
Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.
Набор геометрических фигур, счетные палочки, «Что перепутал художник», карточки с заданиями по развитию мышления, воображения, таблицы «Путаница», «Кто внимательный?» «Пословица шутят».
Игры: «Загадки бабушки осени», «Любимое время года», «Найди ошибки», «Исправь ошибки», «Развлекалки», «Летающие тарелки», «Строительный материал, «Загадайка. Карточки для работы с деформированными текстами.
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза Схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка. Таблицы: «Покорение вершин», «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Наборщик», «Кроссворды», «Чайнворды», «Изографы», «Ребусы», «Анаграммы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы. Формирование лексико-грамматического строя речи Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель», «Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года». Игры на «развитие словообразования», тематические лото. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово». Карточки с деформированными тексами.
Развитие связной речи учащихся Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками. Карточки с деформированными тексами, сборники: «Забавные истории», «Рассказы в картинках».
Методическая и специальная литература:
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89» (Практическая психология), 2001.
Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день/Т.В. Башаева; худож. С.В. Павлычева.- Ярославль: Академия развития, 2008.
Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во «АРГО» (Серия «Учимся, играя»), 1996.
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим азбуку, играя: занимателтьные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте. – М.: 5 за знания, 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС (Коррекционная педагогика)., 2001.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997.
Система коррекционных занятий по развитию фонематических процессов у учащихся начальных классов: методическое пособие/Мар. гос. ун-т; под ред.: Н.В.Смирновой, А.И. Смаиловой. – Йошкар-Ола, 2009.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов, - М.: АРКТИ, 2002.