Рабочая программа по русскому языку Грамотей


«Согласовано»«Утверждаю»
Руководитель РМО учителейДиректор МБОУСОШ начальныхклассов№104 Т.А.Ильина_____________им. М. Шаймуратова« »_________________Павлова Е.В._______________
« »___________________
Дополнительная образовательная программа
по русскому языку
«Грамотеи»
(для учащихся 3-4 для классов)
Составитель: Генералова И.М.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Уфа-2014
Информационная карта.
Название образовательной программы.
Кружок по русскому языку «Грамотеи»
Руководитель: Е.В. Павлова директор МБОУ СОШ № 104 им.М.ШаймуратоваРецензент:Т.А. Самарина
заместитель директора по научной работе
Адрес организации исполнителя: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 104 им.М.ШаймуратоваФ.И.О., должность автора: И.М. Генераловаучитель начальных классов
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы: 34 годаЦелевые группы: возраст детей 9-10 лет
Цель программы, направленность: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Направленность: социально-педагогическая, интеллектуально-познавательная.
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированнаяУровень освоения: углубленный
Способ освоения содержания обраования: эвристический
Состав групп: постоянный
Набор в группы: свободный
Количество детей: не более 15 человек
Количество занятий: один раз в неделю (35-40 минут)
Время занятий: сентябрь – май
Место проведения занятий: классная комната
Мотивационные условия: использование информационных технологий, использование игровых форм, системы поощрения детей.
Научно-методические условия: использование интерактивной доски, дидактический наглядный материал.
Область применения: дополнительное образование
г. Уфа МБОУ СОШ № 104 им. М. ШаймуратоваПояснительная записка
Русский народ создал язык яркий,
как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня
над колыбелью…
Л. Н. Толстой
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель и задачи программы
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Отличительные особенности программы
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в школьных и районных олимпиадах.
II. Учебно - тематический план
Номер занятия Теоретический материал Дата проведения занятия
1 Язык и речь – чудо из чудес 07.09
2 О славянах и других народах 14.09
3 Звукопись 21.09
4 Письмо 28.09
5 Алфавит 05.10
6 «Хитрый» звук йот 12.10
7 Чудеса с парными согласными 19.10
8 «Пульс» в слове 26.10
9 Строение слога 16.11
10 Полногласие 23.11
11 Умники и умницы 30.11
12 Полисемия 07.12
13 Омонимия 14.12
14 Синонимы 28.12
15 Жизнь слова 11.01
16 Умники и умницы 18.01
17 Пунктуация 25.01
18 Словообразование: смотри в корень! 01.02
19 Словообразование: служебные морфемы 08.02
20 Словообразование: приставки 15.02
21 Словообразование: соединительные гласные 22.02
22 Умники и умницы 01.03
23 Морфология 15.03
24 Существительные: категория числа 22.03
25 Существительные: категория падежа 05.04
26 Преданность прилагательных 12.04
27 Живость глаголов 19.04
28 Глаголы труда 26.04
29 Употребление глагольных форм 03.05
30 Умники и умницы 10.05
31 Что такое грамматика? 17.05
32 Умники и умницы 24.05
III. Содержание программы
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.
IV. Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации программы представлены двумя этапами.
Первое - это тематический вечер - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.
На втором этапе проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку.
V. Список литературы
1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель
М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.
3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель
И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -
М.: Просвещение, 1991. - 221с.
6. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005. - 240с.
7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
8. Русский язык в средних классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
9.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.
Задания для проверки знаний и умений учащихся
Раздел «Фонетика»
«Графика»
№ 1
На какие группы можно разделить согласные звуки?
№ 2
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:
АРБУЗ, ВЬЮГА, ЯМА, БЕЛИЧЬЯ, КАЛЕНДАРЬ, ОБРЫВ, ЕЛКА, КОЛЮЧКА, ЯБЛОКО.
№3
Подчеркните слова, в которых рядом находятся два согласных звука:
АИСТ, РОЯЛЬ, ПИАНИНО, УЮТНО, ПОЭТ, ТЕАТР, ПРИЯТНО, ЯИЧКО.
№4
Посчитайте количество [о].
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки.
№5
Напишите транскрипцию слов:
ШАРФ, КОНЬ, ОБЕЗЬЯНА, ВЕЛОСИПЕД, ЕЛОЧКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ.
№6
Определите, в каких словах есть [й]:
СУХОВЕЙ, ВЕЯЛКА, СЕМЯ, УЮТ, МЯГКИЙ, МЯЧ, СКАМЬЯ, СЕСТЬ, СЪЕСТЬ, ВЬЮН, ВЯЗАТЬ, БЕЛЬЕ, ЛЮБЛЮ.№7
Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Найдите закономерность словообразования и по аналогии запишите слово в скобках нижнего ряда.
СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ КОНВЕРТ (БАЛКОН) БУЛКА
ПЛЕШЬ (…) НАДЕЛ МАНЕРА (…) КИРКА
№8
Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк:
а) Денис Иванович Фонвизин;
б) Иван Андреевич Крылов;
в) Александр Сергеевич Пушкин;
г) Николай Васильевич Гоголь.
№ 9
Метаграммы1) Со звуком «С» я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С «М» берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
2) Чтоб отгадать, имей терпенье:
С «Л» я - часть лица,
А с «Б» - растенье.
3) С твердым «Л» я на стене -
Книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
№ 10
Прочитайте пословицу. Определите, сколько раз в ней встречается звук [ш].
Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто для дела гож.
№ 11
Выпишите слова, в которых встречаются только твердые согласные:
ВОДИТЬ, ПАШЕШЬ, ВЕРИТЬ, СМЕХ, МЕЛ, МОЖЕШЬ, МАТЧ.
№ 12
Составьте слово из звуков:
1-й - глухая пара звука [з],
2-й - глухая пара звука [д],
3-й - гласный [о] под ударением,
4-й - глухая пара звука [г].
№ 13
Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения по правилам орфографии.
[ ПАШОЛ Й А В Л ЭС НА Й ОЛКУ ВЛ ЭС С ИЖУ НА Й ЭЛИ ШТОБЫ
ВОЛК И Н И С Й ЭЛ И ]№ 14
Анаграммы
РАКЕТА -
КАПРИЗ -
МОЛЬБА -
КАРАТИСТ -
№ 15
Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог.
ИНСТРУМЕНТ, ПРИБЫЛ, КИЛОМЕТР, ЗВОНИШЬ, КУХОННЫЙ, УДОБНЕЕ, ФОРМИРОВАТЬ, СРЕДСТВА.
Раздел «Морфемика»
№ 1
Выпишите слова и формы одного и того же слова.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСНИКОМ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
№ 2
Определи, к каким частям относятся двойные согласные в словах:
ПОДДЕЛКА, ССОРА, ВОССОЕДИНЕНИЕ, ССЫЛКА, КОННЫЙ.
№ 3
Укажите, какие слова образованы с помощью суффикса -ушк-.
ПОДУШКА, БОЛТУШКА, МУШКЕТЕР, КАДУШКА, ЧЕРЕМУШКИ.
№ 4
Выделите корень в словах:
БИТВА, БОЙНЯ, ОТБОЙ, БОЕЦ, БИТЬ.
№ 5
Образуйте от прилагательных глаголы при помощи приставок.
ЯСНЫЙ, ГРЯЗНЫЙ, ПУСТОЙ, ЧИСТЫЙ.
№ 6
Выделите приставки в словах, если они есть.
ИСПАРИНА, ПОРУЧЕНИЕ, ПОРОГ, ПОДОРОЖНИК, ОПЕНОК, ОБЕДЕННЫЙ, НАПИЛЬНИК, НАЛИМ, СЛЕПОЙ, ИСТИНА.
№ 7
Определите, про какие слова нужно говорить «имеет окончание», а про какие - «оканчиваются на О»?
КАКАО, НЕБО, СПАСИБО, САМБО, КРУЖЕВО, ЗАРЕВО, ТОСКЛИВО, СЛОВО, ОДИНАКОВО, РАБСТВО, ЧУВСТВО, ЮНОШЕСТВО.№ 8
Зачеркните «лишнее» слово.
1. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
2. Горошина, соломинка, изюминка, снежинка.
3. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
№ 9
Подчеркните слова, имеющие одинаковые окончания.
1. Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
2. Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
№ 10
Укажите, есть ли среди приведенных слов те, которые имеют две приставки или два суффикса. Докажите это.
ПОДОСИНОВИК, ПОДОРОЖНИК, ОЗОРНИК, ЛАКОМКА, ОБЕЗУМЕТЬ, СОРТИРОВЩИК, ЧЕРНОВИК.
Раздел «Морфология»
№ 1
Найдите «лишнее» слово.
1. Носок, мозоль, георгин, помидор.
2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
№ 2
Найдите четвертое «лишнее» слово.
1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
3. Дебри, прения, игры, шахматы.
№ 3
Укажите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузно обкисляла закорвку в шицинном бору.
№ 4
Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное».
___________ ТУННЕЛЬ
___________ СИРЕНЬ
___________ ТЮЛЬ
___________ КОФЕ
___________ ШАМПУНЬ
___________ МОЗОЛЬ
№ 5
Определите, в каких словах отсутствует форма множественного числа родительного падежа.
МЕЧТА, ДЕРЕВО, ЮЛА, ЕГОЗА, КАРАНДАШ, КУМА, ГВОЗДЬ, ТАХТА, КОЧЕРГА.
№ 6
Напишите следующие существительные в форме множественного числа именительного падежа.
ТРАКТОР, СЕКТОР, СЛЕСАРЬ, ТОКАРЬ, ЦЕХ, КРЕНДЕЛЬ, КОНДУКТОР, ИНСТРУКТОР, ПОЛЮС, ДОГОВОР, ПОЧЕРК, СОУС, РАПОРТ, СВИТЕР, ШТОРМ, ДИРЕКТОР.№ 7
Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы разными частями речи.
ПОКРОЙ, ЖГУТ, СТИХ, ПИЛА.
№ 8
Найдите ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа.
Много барж, нет гольфов, пара чулков, много помидоров, нет полотенец, пять ведер, нет туфлей.
№ 9
Укажите, в каких примерах выделенное слово является прилагательным:
а) иду в ванную; д) вызвать в учительскую;
б) дежурный врач; е) больной мальчик;
в) началась уборочная; ж) запасы в кладовой;
г) Демьян Бедный; з) больной стонал.

Раздел «Лексика»
№ 1
Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным.
К + (СЛУГА) = (ЖИВОТНОЕ)
СЛ + (ДЕРЕВО) = (ЖИДКОСТЬ)
С + (ШЕРСТЬ) = (ЭМОЦИЯ)
№ 2
Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова.
ЛЕС -
ГОРЕ -
МОРОЗ -
ХОТЕТЬ -
ТЕМНОТА -
№ 3
Найдите к каждому фразеологическому обороту левой колонки противоположное из правой.
1. Лясы точить. 1. Не покладая рук.
2. Держать ухо востро. 2. Держать язык за зубами.
3. Сидеть сложа руки. 3. Воды в рот набрать.
4. От рук отбился. 4. Ворон считать.
5. Кричать во всю Ивановскую. 5. Своим горбом жить.
6. На чужой шее сидеть. 6. Держать в ежовых рукавицах.
№ 4
Подбери к старославянизмам современные соответствия.
АГНЕЦ - ЧЕЛО -
УСТА - ОКО -
ЛАНИТЫ - ПЕРСТ -
№ 5
Укажите предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1. Одеть пальто. 5. Жгет листву.
2. Надевать пальто. 6. Ездию каждое лето.
3. Не ложьте на стол. 7. Лягте поудобнее.
4. Не бежите быстро. 8. Поехайте туда зимой.
№ 6
Замените выражение глаголом.
Клевать носом - ___________
Зарубить на носу - ___________
Чесать языки - ___________
Дать стрекача - ____________
Ломать голову - ____________
№ 7
Распределите высказывания на две группы: пословицы (поговорки) и фразеологизмы.
1. Бабушка надвое сказала.
2. Чует кошка, чье мясо съела.
3.А Васька слушает, да ест.
4. Большому кораблю - большое плавание.
5. Сидеть сложа руки.
№ 8
Подбери антонимы к многозначным словам.
МЕЛКИЙ (бассейн, дождь)
СВЕЖИЙ (хлеб, журнал)
МЯГКИЙ (воск, свет)
№ 9
Найдите фразеологизмы - синонимы.
1. Тьма кромешная.
2. Глядеть в оба.
3. Поминай как звали.
4. Держать ухо востро.
5. Ни зги не видно.
6. И след простыл.

Тема «Фразеологизмы»
Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами - устойчивыми выражениями, особыми речевыми оборотами.
Задачи:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
- формировать умения работать со словарем;
- развивать мыслительные операции, внимание, память и творческий потенциал учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Ход занятия
I. Актуализация знаний.1. Разминка.
Отвечайте сразу, не задумываясь.
Ветвистая, зеленая, колючая -
Большой, коричневый, косолапый -
Новая, интересная, библиотечная -
Белое, парное, коровье -
Высокая, стройная, белоствольная -
Круглое, душистое, антоновское -
Красный, сочный, круглый -
2. Развиваем память.
Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Я буду говорить первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе.
Кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, бабочка - муха, гитара - музыкант, щетка - зубы, книга - учитель, снег - зима, корова - молоко.3.Развиваем внимание.
Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду быстро читать слова. Ваша задача - записывать вторую букву каждого слова. Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Африка, крыша, варежка, узор, герой, поле, клад, бок, игра, лист, Азия, смола, лыжи.II. Работа по теме занятия.
1. Введение в тему.
Вы правильно догадались. Тема занятия - фразеологизмы - это особые обороты, устойчивые выражения, которые являются одним из лучших украшений речи. С одним только словом НОС их в языке более десяти: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит, задирать нос, повесить нос, крутить носом и т. д. Такие выражения нельзя перевести на другой язык. В них невозможно заменить одно слово другим. Так о небольшом количестве мы можем сказать КАПЛЯ В МОРЕ (но в океане), КОТ НАПЛАКАЛ (но не кошка). Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов.
Устойчивые сочетания слов в большинстве случаев близки по значению отдельному слову: ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - молчать, СЛОМЯ ГОЛОВУ - стремительно, ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - далеко, ВО ВЕСЬ ДУХ - быстро, МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ - обманывать, ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ - медленно, РУКОЙ ПОДАТЬ - близко и т. д. Приведенные ранее примеры показывают, что фразеологические обороты употребляются в переносном значении, хотя не все из них имеют такую особенность.
Метафоричность значения делает фразеологические обороты весьма выразительным средством нашей речи, придает ей эмоциональную окраску, точность и яркость.
2. Знакомство с фразеологическими словарями.
3. Лексические упражнения и игры.
* Вместо точек вставьте названия животных.
Голоден, как … ; изворотлив, как … ; упрям, как … ; надут, как … ; мокрый, как …; нем, как … ; грязный, как …; колючий, как …
* Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.
Рано утром мама - квочка Через час, едва живой,
В класс отправила сыночка. Петушок идет домой.
Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле - еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора, А на нем и в самом деле
Ну, ни пуха, ни пера!» Нет ни пуха, ни пера
* «Доскажи словечко».
Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдешь. Ответы списать из тетрадки.
О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
Водой … Окажешь …
Мы исходили городок Фальшивят, путают слова,
Буквально вдоль и поперек, Поют, кто в лес, кто …
И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут:
Что еле … От этой песни уши …
* Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
* Найдите фразеологизм и подходящее ему выражение. Составьте пары.
1. Много людей в тесном помещении. 1. Как рыба в воде.
2. Очень быстро бежать. 2. Как сельдей в бочке.
3. Рухнуть всем телом. 3. Бежать как стрела.
4. Проливной дождь, ливень. 4. Повалиться как сноп.
5. Непринужденно себя чувствовать. 5. Льет как из ведра.
6. Быть в постоянных хлопотах. 6. Сидеть как на иголках.
7. Беспокоиться, волноваться. 7. Вертеться как белка в колесе.
III. Подведение итогов.
Вам понравилось занятие?
Как называются особые обороты, устойчивые выражения?
Для чего мы их употребляем в речи?
Какие фразеологизмы вы услышали впервые?
IV. Домашнее задание.
Найти в фразеологическом словаре как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, ноги.
Олимпиада
1. В обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в данном словаре.
ВЕТЕРАН, ТИРАН, КРАН, ЭКРАН, БУРАН, РЕСТОРАН, КУРГАН.
2. Не меняя ни одного звука, превратите данные существительные в другие части речи.
СЪЕЗД -
ЛЕСТЬ
ПЯДЬ (старинная мера длины)
3. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[ ПАШОЛ Й А В Л ЭС НА Й ОЛКУ ВЛ ЭС С ИЖУ НА Й ЭЛИ ШТОБЫ
ВОЛК И Н И С Й ЭЛ И ]4. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Перед глубок… пр…стор…, мойт… горяч… в…дой, по дремуч… лесу, с хорош… весен… днем, стакан горяч… молока, в ближн… город, утренн… солнцу, в серебрис… инее…, по узк… дорог…, к ближн… полю, о поз…н… осен…, с весен… голуб…. неба.
5. Распределите слова по орфограммам.
СЛ…ДИТ ЗАТР…ЩИТ ЗАП…САЛИСЬ ПРЕЛЕС…НЫЙ
ЗАГА…КА РЕ…ЬБА ЗАПЛ…САЛИСЬ БЕСЕ…КА
УТ…ЩИЛИ ЧУ…СТВО ОВРА…КИ ПРЕКРАС…НЫЙ6. Найдите и подчеркните лишние пары слов.
Говорить - молчать, ужасный - замечательный, идти - стоять, бедный - убогий, любить - ненавидеть.
7. Выделите части речи у слов в предложении.
Мелоокая трочь грузло обнясляла докоревку.

8. Подчеркните слова с одинаковым окончанием.
ДОМОВ, СТОЛОВ, КОРОВ, КОВРОВ.
НОЖЕЙ, БАТАРЕЙ, ШЕЙ, УШЕЙ.
9. Исправьте грамматические ошибки, допущенные при составлении предложений.
Вдали показалась стая уток и зайцев.
У щенка на макушке весело торчали ушки и хвостик.
Он стоял и лязгал глазами.
Зимой многие животные бросаются в спячку.
10. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе.
Больной прикусил язык.
Язык до Киева доведет.
Разведчики взяли языка.
Без языка колокол нем.
Прикуси язычок!
Язык под чесночным соусом.