Конспект урока по физике на тему: Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности урока

Класс 8 Дата ____________
Урок № ____ Физика
Тема: «Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности воздуха»
Цель урока: ознакомятся с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, научатся измерять влажность с помощью психрометра, узнают о значении влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата;
формирование у обучающихся представлений о влажности воздуха;
развитие способностей к анализу и обобщению, умений выделять главное в тексте, самостоятельно анализировать информацию, пользоваться справочным материалом;
воспитывать любознательность и наблюдательность.

Тип урока: комбинированный.
Технология: новые подходы в преподавании и обучении (7 модулей)
Оборудование: психрометр, термометры (сухой и влажный), психрометрическая таблица, проектор, ПК.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Психологический настрой.
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас на столах есть разноцветные листочки. Я попрошу вас взять один из них( любого цвета ) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый цвет ожидает успех на сегодняшнем уроке.
Красный лист – желает общаться,
Желтый лист – проявит активность
Оранжевый – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
ІІІ. Тестирование. 10 мин и взаимопроверка 5 минут:
28 вопросов, закрасить кружочки.
ІV. . Подготовка к восприятию нового
Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. Результаты работы будем один за другим записывать в схему.
Итак, первое задание: узнайте явление природы.
– Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь) – « Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце» (снег лежит) – « Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымиться прохлада». Это строки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь? (Туман) – О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это»(роса) – Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром..» Кто это написал? Про что? (С. Есенин «Белая береза», про иней) – Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали её вестницей богов. В честь неё названа одна из оболочек глаза. Кто она? (радуга)
Второе задание – ответьте на основной вопрос: что объединяет эти явления?  (Учащиеся высказывают свои предположения, обязательно кто – нибудь догадается, что все эти явления объединяет вода,  содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха) Итак, тема сегодняшнего урока: «Влажность». (Учащиеся записывают тему в тетради)
Целеполагание
А, что именно мы можем узнавать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?
Учащиеся. Что такое влажность воздуха? В чём причина появления влажности? Как она себя проявляет? На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности? Какие величины её характеризуют? Как её можно определить?
V. Систематизация знаний
Сформулируйте самостоятельно,  что такое влажность воздуха?
(Учащиеся формулируют определение влажности, учитель корректирует формулировку, учащиеся записывают определение в конспект).
Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере. Причина появления водяного пара в атмосфере является испарение.
^І. Деление на группы с помощью брелоков.3 мин
^ІІ. Работа в группе. Создание флипчарта и презентации .10 мин.
1 группа – Относительная влажность
2 группа – Точка росы
3 группа – Приборы для определения влажности воздуха
VІІІ. Защита презентации. 10 мин
ІХ. Закрепление
Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?
(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).
Да, влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержаться водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Учащиеся самостоятельно, индивидуально выясняют единицу измерения абсолютной влажности.
№2
Вопрос
Ответ


Запишите единицы  измерения массы?
 


Назовите единицы объёма?
 


В каких единицах измерения удобнее выразить массу водяных паров в единицы объёма?
 


В чём будет измеряться влажность?
 

Учащиеся: Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3 и обозначается так же, как и плотность. Результаты  работы заносят в конспект.
Найдите в учебнике на с. 46 определение этой величины и прочитайте его. Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Учащиеся затрудняются). Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление). Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться относительной. (Конструируем определение относительной влажности и сравниваем с тем, которое дано в учебнике на с. 46, формулу записываем в конспект). Х. Метод толстых и тонких вопросов.
Каждая группа отвечает на один вопрос
Кто-то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез! Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птица и зверь? И куда ж за грибами теперь?
Ответ учащихся. Речь идёт о тумане.
Действительно, речь идёт о тумане. Что такое туман?
Ответ учащихся.  Туман представляет собой скопления мелких капелек воды. Возникает   в непосредственной близости от поверхности земли или водной поверхности. Туман стелется над самой поверхностью земли или воды. Он снижает видимость.
Действительно, туман часто образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, где воздух достаточно влажный. Сегодня мы поговорить о влажности воздуха.

 
2.Температура, при которой водяной пар становиться насыщенным, называется точкой росы.
При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация  паров: появляется туман, выпадает роса.
Для хорошего самочувствия человека относительная влажность воздуха должна быть 40-60%. Если влажность меньше, то воздух сухой. Как вы думаете, чем опасен для человека сухой воздух?
Ответ учащихся. При сухом воздухе процесс испарения идёт интенсивнее. Это приводит к обезвоживанию организма, высыхает слизистая оболочка носа, горла. Повышается вероятность простудных заболеваний.

3. При низкой влажности воздуха во внешней среде дольше сохраняются патогенные микроорганизмы, на поверхности скапливается больше статического электричества. Какие процессы происходят при высокой влажности?
 
Ответ учащихся. При высокой влажности замедляется процесс испарения влаги с кожи человека. Воздух становится удушливым. Человек чувствует себя некомфортно.
XІ.Оценивание.
Закрасить рисунок, где нарисованы человечки. Нужно оценить самого себя, объективно
ХIІ. Рефлексия
«Обращение назад» - для осмысления собственных действий на основе самонаблюдения, размышления. Наш урок заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошел плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды. Если урок прошел для вас хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите бабочки. Если урок ничего нового не принес квадратики.
Учащиеся выбирают и прикрепляют картинки.