Сценарий тематического классного часа Встречаем весну


Классный час «ВСРЕЧАЕМ ВЕСНУ»Цели: Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности весенним циклом праздников, с образцами фольклора.
Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.
Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.
ОБОРУДОВАНИЕ: М/М-презентация,; народные костюмы, птички-жаворонки(на палочках), Жаворонки- печенье- в корзиночке; коромысло с ведрами (светлое и темное), в светлом ведре –загадки на жаворонках; цветы; ватник; ДЛЯ ИГР: ведро + 1 0 чурбачков , каша в горшочках и ложки (4шт.) на хозяйском столе, 4 платка.
Дети сидят по группам вместе с приглашенными гостями в народных костюмах
(у девочек венки в руках, у свистунов –свитульки; Весна –за дверью, у неё –венки . ПТИЧКИ- жаворонки ( для хоровода)на столе хозяйском и всё для игр, ватник.)
(СЛАЙД 1) + МУЗЫКА
Ведущий (начинаю говорить под музыку): Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. Весна начинается не сразу. И не враз она показывается во всей своей красе. В марте. весна пока не обрела силы, еще только преддверие тепла, которое так и называется — предвесенье. Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особыми праздниками и обрядами.
?Вспомните Какой праздник мы с вами недавно отмечали : зиму провожали, весну встречали?(Масленица) (СЛАЙД 2)
Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и выводится от римского бога войны — Марса, считавшегося покровителем земледельцев. (СЛАЙД 3) Однако в народе всегда продолжали бытовать исконно русские названия первого месяца весны, подскажите мне как его называли на Руси?
ДЕТИ:1) на севере он назывался сухый или сухий — из-за весеннего тепла, а подругой версии —из-за того, что сохли в этом месяце срубленные леса.
2)протальник,
3)солнцегрей,
4)водотек,
5)капельник,
6)грачевник — названия эти отражали природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода.
(СЛАЙД 4)
РЕБЕНОК: Полно, беленький снежочек, На талой земле лежать! Время, беленький снежочек, Время таять-пропадать, Во долинушку стекать И сыру землю питать
(СЛАЙД 5)
ПЕСНЯ «Зима – старушка прячется»
1.Зима старушка прячется в сугробах и в лесу.Не хочется впускать в наш край ей вновь весну –красну,Она напустит холоду со жгучим ветерком,А мы ей нашу песенку весеннюю споем.ПРИПЕВ: Кап, кап,кап -звенят сосульки весело,Кап, кап , кап_ весна-красна идет,Кап, кап,кап встречайте праздник песнями,Кап,кап,кап,кап,кап- день мамин настает!2.Запели пташки малые у дома за окном,Весна идет, весна идет мы ей хвалу поем,Длиннее дни становятся,короче мгла и ночьБрат с папою готовятся нам с мамою помочь.
ВЕДУЩИЙ. Первые две недели марта подготавливали к самому яркому весеннему празднику, к первой встрече весны — дню Весновки, который отмечался 14 марта. По святцам — это день преподобномученицы Евдокии, (СЛАЙД 6) которую в простонародье называли Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать. (СЛАЙД 7)
По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название — Весновка-свистунья. Давайте, ребята и мы посвисти, да Весну покличем!(встаем полугругом)
ОДНА ОБЩАЯ(сначала мальчики –свистят под СВИСТ
Весна, весна красная!Приди, весна, с радостью!С радостью, с радостью,С великою милостью!Со льном высоким,С корнем глубоким!С хлебами обильными!С калиной-малиною!
Весна, весна красная!Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: (СВИСТ)
(ВХОДИТ ВЕСНА, встает в центр) (ДЕТИ ЗАМЫКАЮТ КРУГ)
ХОРОВОД (ВСЕ Идут по кругу и поют): (СЛАЙД 8)
Вот пришла весна,Весна красная,. Принесла веснаЗолотые ключи,Ты замкни, Весна,
Зиму лютую. Отомкни, Весна,Тепло летечко,

РАЗГОВОР с ВЕСНОЙ:
ХОР: Весна красна. На чем пришла?
ВЕСНА: – На жердочке, на бороздочке,
На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.
ХОР: Весна-красна, что ты нам принесла?
ВЕСНА: Малым детушкам-по цветочеку.
Красным девицам-по веночеку(отдаёт венки)
Молодым парням-по серпочеку,
Добрым молодцам-по плужочекуХОР: – А мы весну ждали. Клочки допрядали.
(мальчик в ватнике и шапке)
РЕБЁНОК 1: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся? РЕБЁНОК 2: А ты что так легко оделся? РЕБЁНОК 1: Так уж вроде зима на исходе. Весна-красна пришла. Конец зиме!
РЕБЕНОК 2: Какая весна! Глянь, кругом снег лежит! Снежок летит, стоять не велит! РЕБЕНОК 1: Полюбуйся, весна наступает,Грачи летят, на всю Русь трубят:
Ду-ду-ду! ду-ду-ду! Мы несем весну! (СЛАЙД 9)
РЕБЁНОК 2:Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето
ВЕДУЩИЙ : Пришел Герасим Грачевник (17 марта).По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с теплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. (СЛАЙД 10)
ИГРА –конкурс Вед: На Грачевник варили грачиную кашу из дроблёной пшеницы
Весёлая проба каш с завязанными глазами. (Все ИГРАЮТ, ВЕСНА уходитВ СТОРОНКУ, берет ведра
(Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.)ВЕСНА:
Я – Весна красна!Бужу землю ото сна,Наполняю соком почки,На лугу ращу цветочки.Прогоняю с речек лёд,Светлым делаю восход.Всюду: в поле и в лесу,Людям радость я несу!
РЕБЕНОК 1: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло? (СЛАЙД 11)ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.
РЕБЕНОК 2: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее? ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь 22 марта-это день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. (СЛАЙД 12) ·
РЕБЕНОК 1:Кто же тебе помогает, Весна-красна? ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую. А чтобы оно всегда помогало, надо обратиться к нему с поклоном. РЕБЕНОК 2: Солнышко, выходи.Красно дерево, цвети!Мы на поле поспешимЛадить косы и серпы.(кланяется) РЕБЕНОК : Солнышко, солнышко,Красное вёдрышко!Высоко взойди, далеко посвети.На речку, на поля, на синие моря,На зелёный огород и на весь народ.(кланяется)
ВЕДУЩИЙ: А ещё солнцу пели звонкие песни. А ну-ка, ребята, выходите, да частушки заводите! (СЛАЙД 13)
ЧАСТУШКИ:
1.Побежали ручейки
По весенней улице,
Нет причины для тоски,
Верь: все образуется!
2.Ты о чем ворчишь,
Захар? Укусил тебя комар!
Значит, к нам пришла весна!
Огород копать пора!
3.Вот какой у нас народ!
Любит сад и огород,
А на солнце по весне
Садоводы все в... листве!
4.Как у нашей НюшечкиНовые веснушечки!
Значит, солнышко пригрело!
Все вокруг помолодело!
5.Снова лужицы искрятся,
Солнышко балуется!
Воробьи спешат купаться,
Парочки целуются!
6. Как на речке ледоход,
Солнышко сияет,
У причала теплоход
Весну поджидает.
7. Как на речке теплоход
Скоро горло надорвет!
Плыви, лодочка, ко мне!
Погуляем по весне!
ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки. (на птичках)
1)Тает снежок, ожил лужок,День прибывает. Когда это бывает?
(весной)
2)Черный, проворный кричит «Крак»
Червякам враг? (Грач)
3)Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна.(медведь)
4)Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый маленький …(подснежник)
5) Она придет вслед за зимой,
Тепло подарит нам с тобой,
Разбудит землю ото сна.
А как зовут ее? ... (ВЕСНА)
ВЕДУЩИЙ:(СЛАЙД 14) Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. По старинной традиции совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны-жаворонков. Вообще же это была уже вторая встреча весны, первая приходилась на Сретение, а третья - она случится на Благовещение (голос жаворонков)
1-й мальчик. СЛАЙДы Исследовательской работы (СЛАЙД 15 -19)
Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом. Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезывали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.
2-й мальчик. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну: (СЛАЙД 20)
ХОРОМ:Жаворонушки, прилетите-ка
Весну-красну принесите-ка.
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела.
И соломку подобрала.
И мякину подмела.
1 Девочка. Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы.
2 Девочка В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая:Весна-красна,На чем пришла?На сохе, на бороне,На кобыле вороне.Ой, вы, жаворонки, жавороночки,Летите в поле,Несите здоровье,Первое — коровье,Второе — овечье,Третье — человечье!
ИГРА.»ПОПАДИ В ВЕДЁРКО» (дети, потом гости)
Выходят 2 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков разного цвета). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».
Ведущий. На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!»
Гости и дети выбирают птичек, разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.
РЕБЕНОК: Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает! (СЛАЙД 21)
Дети встают с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки. ДЕТИ ХОРОМ кричат: "Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела
РЕБЁНОК: Словно радуга живая, в ярких красках расцвела
Огневая, вихревая, песня русская слышна! (СЛАЙД 22-23)
Песня Долгожданная весна
Зима, не обижайся, твое времечко прошло.
Хотим мы чтобы настало весеннее тепло,
Чтобы запели птицы и расцвела сирень,
Чтоб мы гулять ходили целый день.
Весною свежий ветер, светлее небеса, Мы зиму провожаем , встречаем мы весну
Становятся задорнее ребячьи голоса. И солнышком согреет и елку и сосну
Весною столько света, столько солнечной любви. И пусть порхают бабочки и пусть поет скворец.
Весною так прекрасны соловьи И раскрывает клювик маленький птенец.
(СЛАЙД 24)