Конспект урока «Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки»
Литературное чтение
Дата ____________________
Тема: ««Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки» (Литературное чтение, с. 46-50).
Цель:
продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
познакомить с литературными загадками;
совершенствовать навык смыслового чтения;
обогащать лексический запас и грамматический строй речи;
прививать любовь к чтению.
Ход урока
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Речевая разминка.
Скороговорки
ЧистоговоркиУп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
Ом-ом-ом-ом - мы построим новый дом.
Сообщение темы урока.
Дети, сегодня мы познакомимся с русскими народными загадками.
Повторение пройденного материала.
Беседа об устном народном творчестве.
- Что вы знаете о творчестве народа?
- Мы входим в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости – мир фольклора. В нем звучат сказка и песня, загадка и пословица, считалка и потешка.… Здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…
В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя и игры, совершая обряды, напевая песни…
У каждого народа были свои сказки, песни, обряда, игры, загадки – свой фольклор.
- Вы хотите узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков?
Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательные в природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда теплой погоды, и еще многое, многое другое…
Будьте и вы внимательны к окружающему вас миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы дети одной планеты – Земля, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит народная мудрость – фольклор.
Продолжим знакомство с прекрасным миром устного народного творчества.
- Какие виды устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры пословиц поговорок, побасенок, сказок.
- Какие вы знаете считалки?
- Выучим еще одну:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на дороге,
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей!
- Пять! ( может быть и другое число.)
- Раз, два, три, четыре, пять… (пятый выходит).
- Как вы думаете, почему все люди любят и берегут все произведения народного творчества? Что он дают человеку?
Инсценирование побасёнок из учебника, рассматривание самодельных книжечек и чтение находящихся в них побасёнок по ролям.
Физкультминутка.
Изучение нового материала.
Работа по учебнику (с. 46-50).
Разговор о загадках по вопросам учебника. К разговору учитель может добавить следующее: «Название «загадка» произошло от слова «гадати» — думать. Чему же учат нас загадки?»
Подбор рисунков к загадкам можно провести таким образом: загадку читает вызванный учителем ребёнок, а все остальные первоклассники молча обратным концом ручки показывают в учебнике соответствующий рисунок-отгадку.
Загадки, к которым можно нарисовать отгадки, читаются и отгадываются в классе, рисунки к ним дети делают дома в тетрадях по чтению.
С загадками С. Маршака работа проходит также путём подбора рисунка-отгадки.
При работе над загадками целесообразно проведение различных соревнований. Например, ведущий задает загадку одной команде.
Если ответа нет, загадка переходит к другой команде. Победит та команда, которая отгадает больше загадок.
Дома дети выполняют в тетради четыре задания и готовятся к конкурсу загадок. Можно предложить им сделать карточки, с одной стороны которых — загадка, с другой — нарисованная или записанная отгадка.
Дополнительно (по желанию) можно посоветовать первоклассникам попытаться сочинить собственную загадку.
Кроме того, хорошо, если дети принесут в класс книги с загадками.
Подведение итогов урока.
Дети, с какими жанром мы сегодня познакомились?
Что понравилось и запомнилось вам на уроке?