Инновационные методы работы учителя-логопеда у детей с общим недоразвитием речи.
Инновационные методы работы учителя-логопеда у детей с общим недоразвитием речи.
г.Астана, ясли/сад № 22 «АЛЕМ»
Учитель-логопед ГЕЛЕВЕРЯ О. А.
Информация играет в современном обществе важное значение. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.
Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. Работа проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя.
В упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:
- звукопроизношением;- просодическими компонентами речи;- фонематическим восприятием;- лексико-грамматическим строем речи.
Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране, исключающих субъективную оценку. Программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Заведомо исключается отрицательная оценка для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе. В разработке этой программы был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.
Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).
Компьютерная игра «Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по коррекции произношения и автоматизации звуков. В этой игре выделены разделы «Гласные звуки», «Согласные звуки», «Советы родителям» и «Мини игры (по развитию фонематического слуха)».
Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей.
Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.Комплект тренажера включает в себя: блок обработки речевого сигнала, микрофон, основную программу и программы работы со словарями, подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и и методикой проведения групповых занятий.
Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи. На просторах интернета существует множество логопедических сайтов, где коллеги логопеды делятся опытом своей работы. В одной из групп для логопедов на «Одноклассниках» я узнала о таком сайте, как « Мерсибо» (http://mersibo.ru). Подобного продукта, адресованного родителям и педагогам одновременно, еще не было в глубинах всемирной паутины. С одной стороны «Мерсибо» – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Но с другой стороны, Мерсибо - это сообщество внимательных и заботливых родителей, которым не все равно, как развивается их ребенок, и специалистов, работающих с ними.
Портал устроен так, что, играя в игры, ребенок обязательно учится чему-то нужному, полезному, что пригодится ему в детском саду, в школе, да и вообще в жизни. А родители и специалисты, могут за этим наблюдать, помогать и корректировать его игровой процесс. Зарегистрировавшись на этом сайте, вы можете создавать виртуальную речевую карту, формировать расписание занятий, вести дневник достижений с ребёнком, контактировать с родителями, выдавать задания на дом. Часто родители беспокоятся, чтобы ребенок не проводил лишнее время за компьютером. Функция «Родительский контроль» поможет соблюдать время обучения и игры. Они самостоятельно устанавливают время и можно начинать играть. Тут же нам специалистам можно ознакомиться со статьями коллег, посмотреть мастер классы.
В интернете мы можем проходить дистанционное обучение новым методикам работы. Один из примеров - это работа портала «Logosystem.ru» Проект Logosystem.ru направлен в первую очередь на повышение качества практических навыков специалистов-логопедов при работе с неговорящими детьми. Так же, это будет важно для всех заинтересованных родителей, продвинутых бабушек и дедушек, неравнодушных к речевым проблемам детей.
Автор методики - Новикова-Иванцова Тамара Никифоровна, Заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор ГОУ специальная (коррекционная) начальная школа–детский сад V вида № 1708 для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва. Излагаемые методики отработаны с детьми, имеющими сложную структуру дефекта c ведущей речевой патологией, окончательно апробированы с 2000г. Обучение организуется как вебинары - семинары on-line в интернет среде.
Для участия в вебинарах необходимо иметь: стремление к повышению квалификации; компьютер, подключенный к интернет.
Удобства вебинаров:
экономия времени, т.к. не нужно тратить время на поездку к месту проведения семинара, толкаться в общественном транспорте или в пробках на дороге, поздно вечером возвращаться домой.
участие в вебинарах дает возможность получать знания из других городов и стран.
есть возможность прямо по ходу занятия задавать ведущему вопросы и сразу получать на них ответы. Вы можете удобно устроиться в любимом кресле в привычном для Вас месте с чашкой кофе или чая.
самое приятное в том что для участия в вебинарах вовсе не нужно выходить из дома.
В своих размышлениях о речевых и языковых явлениях Тамара Никифоровна говорит: "Задача логопедии исправить не только артикуляцию, темп, ритм, произношение, но и содержательную сторону. А это возможно только тогда, когда мы знаем структуру языковых кодов."
"Всего существует 4 кода: лексический, фонологический, грамматический и синтаксический. Грамотная организация логопедической работы возможна только при знании структуры данных кодов, и тогда логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления." Подробнее о кодах можно узнать, посмотрев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Суть МФЯС(методика формирования языковой системы) можно понять, изучив материалы сайта, а также просмотрев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по этой методике. Основной стержень МФЯС - опора на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов.
Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).
Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонологический код. Фонологический код в норме формируется к 3 годам. Параллельно формируются все остальные коды. Лексический код - система ассоциаций, основанная на классификации и категоризации объектов мира. Овладение лексическим кодом показатель мыслительной деятельности. Далее идёт параллельное овладение грамматическим кодом, системой морфем, которые зависят от количества, пространства (падежи и предлоги) и времени. И самый последний код - синтаксический, формирование фразы и переход к связной речи. Зарождение любой фразы начинается с глагола, поэтому глаголу в логопедической работе необходимо уделять самое пристальное внимание.
Далее хочу поделиться найденным на страницах интернета материалом по развитию грамматического строя речи детей.
Это 23 занятия, которые будут хорошим подспорьем для родителей детей 5-7 лет с ОНР, детей с ЗПР, а также учащихся начальных классов, испытывающих затруднения в словообразовании и словоизменении, обладающих малым словарным запасом и всеми вытекающими из этого последствиями в виде неумения грамотно построить фразу, составить описательный рассказ или рассказ по сюжетным картинкам.
Речевой материал хорошо иллюстрирован, занимательно оформлен, поэтому ребёнку будет интересно заниматься 1-2 раза в неделю.
Итак, рекомендую «Уроки развития речи», которые находятся по адресу:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В заключительной части хочу познакомить вас с информационным ресурсом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Данный информационный ресурс приятно удивил своей наполненностью. Ресурс представляет собой каталог ссылок на файлы по логопедии: учебники и методические пособия, картотеки и конспекты логопедических занятий, разнообразные диагностические материалы и дидактическую наглядность. На страницах ресурса "Вся логопедия" можно получить ценную информацию по любым речевым нарушениям: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ОНР и другие. В разделе для специалистов помещены методические материалы для психологов, дефектологов. Отдельно выделен раздел для родителей, который включает литературу по воспитанию детей и развивающие книги и программы для дошкольников.
Инновации в работе учителя-логопеда – это уже не просто новые методики, это движение в ногу со временем. Движение с обществом, в котором двух-трёхлетний ребёнок играет в онлайн игры на просторах интернета. Так давайте использовать все возможности для успешной коррекции речи у детей, с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Есть великое изречение : « Пока я мыслю, я живу». Давно известно, что самое лучшее обучение – это самообучение, саморазвитие. Ресурсы интернета позволяют нам каждую минуту узнавать о новом в логопедической практике.
Нормы по СанПину п.2.12.10.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей: 5 лет - не должна превышать 10 минут, 6 - 7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).