Реализация формы дистанционного обучения на уроках информатики в рамках внедрения ФГОС
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Реализация формы дистанционного обучения на уроках информатики в рамках внедрения ФГОС»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с _14.10.2013 года по _18.10.2013 года
2 сессия с _21.10.2013 года по_25.10.2013 года
Выполнил (а):Сметана Наталья Александровна,
учитель информатики и ИКТ, МБУ школа №40
(ФИО полностью, должность, ОО)
2013г.
Оглавление.
Вводная часть
Актуальность работы
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Основная часть
Теоретическое описание модели
Описание изменений в образовательном процессе:
Содержательно-технический блок
Контрольно-оценочный блок
Заключение
Источники информации
I. Вводная часть
1. В настоящее время образование в России претерпевает изменения, вводятся Федеральные государственные стандарты, которые меняют подход к обучению, меняется система образования, появляются новые формы обучения, развивается индивидуальный подход к обучающимся.
Мне бы хотелось рассмотреть дистанционное обучение при очно-заочной форме. В законе об образовании говорится, что все имеют право на образование (Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации) и образовательные учреждения должны создать условия для обучения любых категорий учащихся (дети с ОВЗ или любые другие группы). Как же это осуществить?
В ходе своей деятельности, я столкнулась с тем, что существуют обучающиеся, которые не относятся к категории детей с ОВЗ, они не могут получить оптимальный объем и качество знаний (речь идет о спортсменах, которые посвящают много времени тренировочному процессу, турнирам, сборам), таким детям предоставляют возможность обучаться в так называемой экстернатной форме (очно-заочной). При такой форме обучения возникает несколько противоречий:
1. У учащегося не созданы условия для обучения (индивидуальные), т.е. нет индивидуальной программы (она должна быть адаптирована под конкретного учащегося)
2. Нет методических пособий (составление различных практических материалов необходимо разрабатывать на основе учебников, создавать определенные формы для оценивания работ и т.д.)
Основная проблема для организации такой формы обучения стала в том, что у обучающегося нет специального ПО (программного обеспечения), по которым необходимо выполнять практические работы или получать теоретическую часть. Для этого необходимо было найти и обеспечить установку, а также показать принцип работы ПО.
Цель: Сформировать у обучающегося те же знания, умения и навыки при дистанционной форме обучения, что и обучающихся при очной форме на уроках инфоорматики.
Задачи:
1. Обеспечить техническую сторону.
2. Разработать материалы для обучения.
3. Привить навыки работы в новых условиях.
4. Осуществить контроль выполнения работ и усвоения знаний.
5. Анализ проделанной работы.
Ожидаемые результаты:
Ученик должен ориентироваться в терминах, уметь применять на практике полученные знания, уметь решать задачи по пройденному материалу, научиться работать с компьютером, понимать принцип работы ПК и ПО, уметь выполнять работы в различных ПО.
II. Основная часть
Для того, чтобы понять, что же из себя представляет дистанционное обучение рассмотрим, что такое обучение:
Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;
Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности;
Анализ приведенных выше определений обучения показывает, что в них можно выделить три ключевых понятия: процесс, взаимодействия, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО приведем известные нам трактовки этого понятия:
Дистанционное обучение (ДО) - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.
Как видно, приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер, отражая какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и из этого может сложиться впечатление, что в ДО вообще не используются традиционные информационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); что за период учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. Кроме того, не учтен тот факт, что участники образовательного процесса проживают в одном городе, но из-за различия в образе жизни (графика работы, время отдыха и досуга) не имеют возможности взаимодействовать синхронно. А так же, в определениях не указывается, что взаимодействие может эффективно происходить между самими обучающимися, а так и со средствами.
Исходя из выше сказанного, и взяв за основу приведенные ранее дидактически корректные определения обучения, используя научный метод генерализации, сформулируем определение ДО, как основной дидактической категории.
ДО - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.
В своей деятельности мне необходимо было создать индивидуальную программу, адаптированную под определенного ученика. Изначально потребовалось найти необходимое программное обеспечение, которое соответствовало бы тому, что мы использовали при очной форме обучения, или найти подобное ПО для реализации поставленных задач. Устанавливалось программное обеспечение на ПК учащегося, осуществлялась настройка ПО и производилось пояснение по работе в этих программных продуктах. Разрабатывались практические работы с инструктажем по выполнению и требованиями. Процесс проведения урока осуществлялся по средствам выхода в Интернет с помощью программы Skype (проводились веб-уроки или консультации, если возникали трудности при выполнении работ). Также использовались ресурсы электронной почты, туда отправлялись задания, а учащийся оправлял выполненные работы обратно. Оценивание работ производилось либо по высланным оценочным листам, либо в конце веб-уроков.
Новизна данной формы обучения состоит в том, что для учебного процесса не требуется «личного присутствия», то есть учитель и ученик могут передавать и получать информацию находясь на расстоянии. С недавнего времени появилось множество различных ПО для реализации такой формы обучения. Для более продуктивной работы можно использовать различные Интернет-ресурсы: блоги, социальные сети (группы в социальных сетях с указанием различных материалов и практикумов), сайты и т.д. Возможно разработать ПО для дистанционного обучения и т.д.
С внедрением дистанционной формы обучения появилась возможность более продуктивно работать с детьми, выявлять их способности. Инновации в сфере образования позволяют педагогам раскрывать таланты детей, работать с ними в индивидуальном порядке с учетом их особенностей. Появилась возможность частично отказаться от учебников и пользоваться различными Интернет-ресурсами, проверенными учителем.
Для того, чтобы организовать и реализовать программу необходимы условия:
Разработать ПО, которое будет содержать в себе банк данных (теоретические блоки, практические задания, ссылки на образовательные порталы).
Необходим программист для создания подобного ПО.
Необходимы администраторы, которые будут контролировать пополнение банка данных и выполнение работ учащихся (для каждой предметной области свой администратор).
Создать отдельные разделы по дистанционному обучению на сайтах образовательных учреждений.
Дополнительные часы.
Материально-методическая база.
Открыть доступ к банкам фотографий и картинок, которые можно использовать для создания: презентаций, проектов, рефератов и т.д.
Содержательно-технологический блок
Технические средства
Персональный компьютер
Сканер
Веб-камера
Микрофон
Программное обеспечение
Операционная система Windows 7 – среда работы
LibreOffice 3.3 – пакет программ для выполнения практических работ
Mozilla Firefox- программа для выхода в Интернет
Paint – графический редактор для выполения практических работ
Калькулятор – стандартное приложение ОС для решения задач
Skype – приложение для получения теории и проверки теоретических знаний
Интернет – ресурсы
mail.ru – ресурс для электронного почтового ящика
yandex.ru – поисковая система для нахождения информации в сети Интернет
google.ru - поисковая система для нахождения информации в сети Интернет
Было предложено получать задания по средствам электронной почты или skype. Учащийся получал подробные инструкции к выполнению практических работ, файлы по теории. Выполнял задания и высылал их обратно, либо при проведении веб-уроков пересказывал изученный материал.
Контрольно-оценочный блок
Для оценивания теоретического материала использовались такие формы оценки:
А) тесты (результаты выполненных тестов оценивались по процентной шкале, в начале обучения тесты давались сложно, выполнялось 45-60% заданий. К окончанию года результаты повысились 65-82%)
Б) рефераты (оценка ставилась за содержание, оформление, наполняемость, наличие выводов, личное мнение)
В) веб-урок (оценка производилась так же как и при ведении обычного урока при очной форме обучения (ответил на поставленные и дополнительные вопросы, соответственно получил отметку))
Для оценивания практической части решено было использовать ту же систему оценивания, что и при очной форме, то есть выполнил все так как требовалось в задании - «5», допустил незначительные ошибки - «4», значительные ошибки – «3», не справился с работой – «2».
III. Заключение.
Для того, чтобы сформировать у обучающегося те же знания, умения и навыки при ДО, что и у обучающихся при очной форме на уроках информатики, необходимо: затратить множество ресурсов, решить поставленные задачи, оценить и проанализировать работы учащегося. Работа в данном направлении актуальна и востребована. При правильном подходе обеспечивает высокие результаты. Так у обучающегося на конец года были необходимые навыки, знания и умения, которые он должен был усвоить. Результаты на начало года и конец года увеличились, повысилась учебная мотивация, так как самому обучающемуся был интересен новый процесс обучения.
IV. Источники информации
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
Нормативные документы
Закон РФ об образовании
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
ФГОС полного общего образования.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – cайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - cайт Министерства образования и науки Самарской области
13PAGE 15
13PAGE 141015