Самостоятельная работа студентов как средство освоения профессиональных модулей
Старший преподаватель кафедры технологии общественного питания Мыльникова Т.В.Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных компетенций«Институт пищевых технологий» – филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ Научно-практическая конференция Введение ФГОС в образовательный процесс: проблемы, опыт, результаты
Стандарты нового поколения Цель государственных образовательных стандартов предыдущего поколения - формирование у студентов знаний, умений и навыков (ЗУН). В стандартах третьего поколения говорится о формировании компетенций: знаниевый подход в образовании сменился на компетентностный.
Результаты ФГОСОсновным результатом профессионального образования на современном этапе выступает общая и профессиональная компетентность будущего специалиста, рассмотренная как совокупность научных и профессиональных знаний и умений, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, гуманистических ценностных ориентаций личности.
Профессиональная компетентность – это количественная оценочная категория, характеризующая человека как субъект специализированной профессиональной деятельности в системе общественного труда и производства.
Сегодня на первый план выдвигается задача формирования у студентов таких качеств, как способность приобретать новые умения, творческая активность и самостоятельность в принятии решений.
Основным условием достижения студентами профессиональной компетенции становится их вовлечение в самостоятельную познавательную деятельность.
Самостоятельная работаВ более полном и точном смысле самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.
Цель– размышления по вопросу организации самостоятельной работы студентов в контексте внедрения ФГОС в образовательный процесс на примере общепрофессиональной дисциплины «Охрана труда».
Для развития самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Охрана труда» по специальности «Технология продукции общественного питания» особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид учебной работыОбъем часовМаксимальная учебная нагрузка (всего)85Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 57в том числе: практические занятия10 контрольные работы2Самостоятельная работа обучающегося (всего)28Итоговая аттестация в форме экзамена Итого:85
Самостоятельная работа по дисциплине «Охрана труда» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды внеаудиторной самостоятельной работыКоличество часовдоработка и оформление записей по лекционному материалу,2подготовка к семинарам,2анализ проблемных ситуаций по учебной теме,2ответы на контрольные вопросы,конспектирование и работа с книгой, документами и первоисточниками,4проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации,4выполнение рефератов,4подготовка к деловым играм,4создание мультимедийных учебных презентаций,2проведение исследований в рамках НСО4 Итого:28
Данные виды самостоятельной работы предполагают:пробудить у студентов интерес к изучаемой дисциплине;углубить и расширить теоретические знания;сформировать умение использовать различные информационные источники (справочную и специальную литературу и др.);развить познавательную способность и активность, самостоятельность, ответственность и организованность;сформировать самостоятельное мышление, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
По времени и месту проведения выделяют аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию, а внеаудиторная – выполняется студентом по тщательно разработанному заданию преподавателя, но без непосредственного участия
Аудиторная работа – это лекции, семинары, зачеты, выполнение контрольных работ, консультации, выполнение технологических диктантов, обобщение и анализ изученного материала и т.д.
Внеаудиторная работа – подготовка к лекциям, практическим работам, семинарам, зачетам, контрольным работам,самостоятельное изучение разделов дисциплины, чтение дополнительной учебной литературы, ее поиск, рефератов и докладов, составление кроссвордов и карт программированного контроля,подготовка к зачёту и экзамену и т.д.
На подготовку каждого задания выделяется определенное количество времени, которое зависит от сложности и объема той или иной темы. За этот срок студент находит дополнительное время для поиска необходимого материала в интернете. Информационные технологии представляют огромные возможности для работы с информацией, не меняя сути образовательных процессов, а лишь дополняя.
В ходе самостоятельной работы по решению учебных проблемных задач развиваются творческие способности. В данном случае преподаватель определяет цель, а управляют процессом решения студенты самостоятельно.
Деловая игра - наиболее интересный и увлекательный вид самостоятельной работы. Преподаватель задает ограниченные исходные данные, а дальше все зависит от студента.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера
Цели и задачи деловых игр:осуществляется контроль знаний, навыков и умений студентов по определенному разделу;повышается познавательный интерес;лучше усваивается материал;обеспечивается деловая, рабочая атмосфера;раскрывается творческий потенциал;предусматривается минимальное участие педагога.
Например: деловая игра по теме «Организация отдела пожарной безопасности на предприятиях общественного питания»Для данной игры необходимо задействовать три группы участвующих: эксперты, участники (предприниматели, партнеры), слушатели (аудитория). Каждая группа участников должна определить индивидуальные цели, задачи, которые им придется решить.
Цель игры – создать план организации отдела пожарной безопасности, определить выбор сотрудников обосновать цели и выбор.
Задачи, поставленные перед участниками:предложить необходимые средства пожарной безопасности высокой степени надежности;определить необходимые приемы и методы пожаротушения в экстренных случаях;предусмотреть способ ведения деловых переговоров;составить учредительные документы отдела пожарной безопасности предприятия: его устав, положение, инструкции, акты, протокол.
В подготовленном каждым участником сообщении необходимо осветить:общую характеристику отдела пожарной безопасности предприятия;особенности работы отдела пожарной безопасности предприятия;сравнительные преимущества и недостатки выбранных им средств и методов пожаротушения.
АнкетаДля каждого участника игры заполняется анкета по оценке его текущей работы (табл. 1.1). Данная анкета заполняется в начале игры, когда распределяются роли между участниками. Участников в команде должно быть не менее трех.
Таблица 1.1. Анкета по оценке текущей деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФИОДолжностьТребование к работеФункции, задачи работыДополнительные требованияДата реализации проекта
После выступления участников эксперты принимают решение и выбирают команду победителя. Для выбора победителя эксперты заполняют аттестационный лист (табл.1.2).
Таблица 1.2. Аттестационный лист эксперта{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФИОСтаж работы по специальностиДолжностьОценка по пятибалльной системеКомментарий руководителя
Для определения участника-победителя экспертами производится суммирование баллов каждой команды Такой вид самостоятельной работы можно применять по окончании теоретических аудиторных занятий по теме.
Современный специалист – это творец-создатель, человек высокой культуры, умеющий ориентироваться в растущем потоке информации. Значимое место в становлении личности студента, активизации его деятельности отводится учебно-исследовательской работе.
В процессе учебных исследований студенты осуществляют собственные изыскания, которые в дальнейшем используются для учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Например, при прохождении практики по профилю специальности группам студентов были выданы задания учебно-исследовательского характера по выявлению опасных и вредных производственных факторов.
Каждая группа на предприятии, предусмотренном практикой, совместно с руководителями определяла степень сложности травмоопасных объектов. Затем на аудиторных занятиях студенты самостоятельно и под руководством преподавателя обсуждали исследования данных опасных ситуаций и предлагали свои методы по их устранению.
Многолетний опыт работы в системе образования убеждает, что только через самостоятельное действие – самообразование – студент сможет приобрести прочные знания, умения и навыки, необходимые в предстоящей профессиональной работе.
Вывод: Самостоятельная работа студентов призвана формировать у будущих выпускников способность к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, что особенно важно в свете требований ФГОС.