программа по профилактике употребления ПАВ
Программа по профилактике употребления ПАВ
Пояснительная запискаИзменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.Перестройка затронула многие стороны жизни общества, в котором мы живём, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер. В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет.Новое испытание для человечества – СПИД – впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью разработана программа «Здоровье - наш выбор!». Программа предусматривает работу всего коллектива училища, родительской общественности, органов системы профилактики.Цель: содействие духовно- нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.Задачи:
Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.
Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, ответственного поведения.
Совершенствование форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в техникуме.
Развитие волонтёрского движения, проводящего работу среди обучающихся по профилактике употребления психоактивных веществ.
Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.
Задачи подготовительного этапа:
Обучение волонтеров соцально- психологической службой.
Обучение педагогических работников.
Задачи практического этапа:
Совершенствование работы по профилактике ПАВ.
Расширение методов и приемов профилактической работы:- использование игровых элементов;- создание банка презентаций по профилактике ВП;- разработка тренинговых занятий по профилактике ПАВ;- выступления агитбригады в рамках заявленных декад (месячников) борьбы с вредными привычками.
Создание условий, позволяющих волонтерам вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.
Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.
Задачи аналитического этапа:
Анализ проделанной работы: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.
Создание методической базы учебного заведения по профилактике употребления ПАВ.
Выпуск методических рекомендаций.
Участники программыУчастниками программы «Профилактика употребления ПАВ» являются обучающиеся училища, педагогические работники, родители, администрации, ПДН, ЦЗН, ЦМП.Этапы реализации программы.
Разработка мероприятий по профилактике ПАВ – август;
Организация и проведение мероприятий, вечеров, акций – в течение года;
Подготовка банка презентаций, буклетов.
Принципы реализации программы- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;- включения в решение задач программы всех обучающихся техникума, их родителей, всех педагогов.Механизм реализации программыДеятельность по реализации программы предполагает:- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков,токсических средств и причин, побудивших к этому;- создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в училища;- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних; - пополнение фонда библиотеки, создание в ней зон и центров для получения современной информации по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий;Основные направления деятельности и формы работыДиагностика всех участников проекта, процесса и условий их развития: выявление обучающихся, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.Основные формы реализации программыВ основу реализации программы «Профилактика употребления ПАВ» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
Классные часы
Беседы
Круглый стол
Акции
Конкурсы
Тренинги
Почта доверия
Организация взаимодействия между училищем и подразделением по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, общественными организациями, городским центрами медицинской профилактики, библиотеками, сетью учреждений дополнительного образования.Сроки реализации программы: 2011– 2014 уч. год.Мероприятия программы «Профилактика употребления ПАВ»
№ Направления деятельности Название мероприятия Сроки Ответственные
1 Организационная - разработка Программы «Профилактика употребления ПАВ»;-выявление обучающихся, употребляющих ПАВ Август 2011 г.Ежегодно Заместитель директора по УВР,Социально-психологическая служба
2 Внеурочная - проведение классных часов;- проведение Дней здоровья;- организация бесед с медицинскими работниками;- посещение спортивных секций;-проведение акций «Мы за здоровье», «Скажи ПАВ – НЕТ!», «Жизнь со знаком +»(презентации);- Международный день отказа от курения;- серия бесед «Кто он, юный наркоман?», «В объятиях табачного дыма»;- тренинги здорового образа жизни - Круглый стол: «Что нужно знать о наркомании и токсикомании», «История и вредные привычки», « Как бороться с вредными привычками», «Хочешь быть здоровым – будь им»;- конкурс плакатов «Здоровым быть здорово!», «Скажи ПАВ – НЕТ!», «Здорова нация – здорова планета»;- встреча с инспекторами ПДН, КДН;- проведение тематических классных часов, посвящённых Международному Дню отказа от курения (3 четверг ноября), Всемирному Дню без табака (31 мая), Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря), Суд над сигаретой (февраль), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля), Дню памяти погибших от Спида (19 мая).- конкурсы:плакатов «Шаг за шагом к погибели»;стенных газет «Наркомания – бич цивилизации»;антиреклам табакокурение, алкоголизм, наркоманию.- акции:«Лучше конфета, чем сигарета!»;«Спасибо – нет!»«Здоровым быть модно!». ЕжемесячноЕжегодноДва раза в годВ течение годаЕжемесячноНоябрь В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года Классные руководители, мастера п/оРуководитель физ. воспитания Медицинский работникРуководитель физ. воспитания ВолонтерыСоциально-психологическая службаСоциально-психологическая служба Социально-психологическая служба Классные руководители, мастера п/оПедагог-психолог, волонтерыСоциально-психологическая служба Социально-психологическая службаПедагог-организаторПедагог-организатор3 Работа с родителями - проведение тематических общеучилищных и классных родительских собраний;- выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;- в целях изучения условий и причин возникновения вредных привычек у подростков систематически проводить следующую работу:
посещение семей учащихся;
тестирование, анкетирование родителей и детей;
поиск педагогических рекомендаций, повышающих эффект отказа от вредных привычек.
В течение года Социально-психологическая служба
4 Работа с педагогами -Курс лекций по профилактике ПАВ-Круглый стол «Злоупотребление ПАВ обучающимися училища»- Семинар «Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни» В течение годаДекабрьАпрель Центр медицинской профилактикиСоциально-психологическая службаСоциально-психологическая служба
Предполагаемый результат:
1 год
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ. Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками. Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.
Формирование развитой Я -концепции у обучающихся. Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе. Специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ. 1.психологическая поддержка подростка, 2.формирование адекватной самооценки, 3.формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью. Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.
Помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д. Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ. Психологическое наблюдение.
2 год
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ. Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками. Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.
Сформировать понятие о причинах зависимого поведения. Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов. Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. Педагогическое наблюдение.
Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека. ^ Обучающиеся должны знать:- болезни, связанные с применением ПАВ;- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);- вредное влияние ПАВ на организм человека.^ Обучающиеся должны уметь:- применять полученные знания на практике;- уметь говорить «Нет»;- вести активный здоровый образ жизни.Обучающиеся должны приобрести навык:- работы в коллективе;- высказывания своих мыслей;- изучения научной литературы. Специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
3 год
Активная профилактическая деятельность в ОУ. Формирование позитивного самосовершенствования к достижению достаточно высокого уровня культуры. Тренинг активной психологической защиты для обучающихся.
Сравнительное обобщение полученного опыта. Мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер. Диагностика, тестирование, анкетирование, презентации. Построение диаграмм.
Создание различных циклов бесед, адаптированных к различным видам ПАВ. Разработка новейших методов и приемов профилактики. Работа творческих групп.
Механизм оценки результатов:На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается), проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа. Дальнейшее развитие программы:
Создание методического материала по первичной профилактике употребления ПАВ.
Создание в учебном заведении банка презентаций о профилактике вредных привычек.
Используемая литература:1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.3. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.6. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.9. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.10. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.