Художественно-творческое развитие детей раннего и дошкольного возраста в современных социокультурных условиях

Художественно-творческое развитие детей раннего и дошкольного возраста в современных социокультурных условиях
С.Ю. Сердягина
Проблема художественно-творческого развития детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в творческом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественно-творческая деятельность стимулирует развитие в целом индивидуальности ребенка, его творческое начало, дает ему возможность самовыражения.
Во все времена нужны были творческие личности, т.к. именно они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития творческой деятельности.
В нашем детском саду мы решили раскрыть детское творчество через изобразительную деятельность, начиная работу с детьми уже с раннего возраста. «Рисование, – отмечает Л.С. Выготский, – является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не побужденные никем из взрослых; иногда достаточно бывает легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование».
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Во сколько лет начинать рисование с ребенком? Наиболее удобный для начала возраст можно считать 1,9-2,4 года. Именно этот возраст позволит ребенку ярче и полнее углубиться в процесс создания и получения удовольствия от происходящего. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися.
Вот пример, иллюстрирующий возникновение ассоциации и возникновения образа. Алёна (2,6 года) уже на третьем листочке рисует энергичные загогулины. На мой вопрос о содержании рисунка не отвечает, ей просто нравится яркая малиновая линия, которую оставляет фломастер. В этот момент кто-то случайно подтолкнул девочку и на листе появился зигзаг, напоминающий букву «М». «Птичка!» – удивилась Алёна. Добавленные по моей просьбе линии хвоста и глазки уже почти приблизили рисунок к «похожему» изображению. Но, вот не удалась попытка раскрасить клюв и (о, ужас!) ребенок с большим трудом, но очень старательно обводит птицу в несколько приемов замкнутой линией: «Муху ловит!». «Неудача» превращена в муху. Сюжет развернулся из случайно подмеченных сходств, который появился в результате моего диалога и графических ответов ребенка на вопросы взрослого.
Таким образом, мы, волей судьбы оказавшиеся рядом с открывающим мир ребенком, должны владеть тем языком, на котором говорит искусство, и чувствовать интересы и потребности маленького человека.
На сложном пути включения в культуру каждому ребенку необходим проводник, помощник, советчик, человек, способный так включить ребенка в диалог, чтобы тот не просто чему-то научился, а эмоционально пережил ситуацию.
Развитие зрительных восприятий и представлений происходит через культуру современного ребенку общества, и язык этой культуры постепенно становится тем средством, с помощью которого малыш заявляет о себе.
Цель художественного общения с детьми в том, чтобы в меру сил поспособствовать естественному процессу освоения языка изобразительного искусства, в котором формируется ценностное отношение ребенка к миру, к окружающей его социальной и культурной сфере, к своей индивидуальности и к индивидуальности другого.
«Детский рисунок часто не соответствует тому, что желает увидеть взрослый. Но стоит ли укорять детей, и имеем ли мы на это право? Ведь ребенок не копирует, а моделирует предметы действительности», – писал философ Даниил Пивоваров.
Процесс закрепления определенного смысла за изображением чрезвычайно важен для ребенка. Наблюдая за детьми раннего возраста мы увидели, что дети вкладывают в свои рисунки собственные чувства и мысли обо всем, что с ними происходит, они учатся создавать изображения, понятные старшим. И ведь не каждому взрослому удается сквозь точки, пятна и линии разглядеть рассказ ребенка об окружающем мире и его отношении к нему.
К трем годам у ребенка формируется собственный мир, зарождается сознание «Я» как центр этого мира, организующего, действующего начала. Ребенок открывает мир, центром которого является он сам. Этот мир растет, изменяется вместе с ним, как растет и изменяется сам ребенок.
Рисунки детей в период от 2-4 лет – это разговоры на бумаге, тема которых – он сам. Рисующий ребенок всегда открыт для нового и ощущает потребность в новой информации. Проявив интерес к созерцанию «Графических диалогов», мы получили тем самым бесценный подарок – доверие детей к нам – взрослым.
К четырем годам детей интересует то, как устроен окружающий их мир и то, как устроены они сами. Ребенок уже по новому ощущает себя: он мал, а мир, велик. Наша роль на этом этапе состояла в том, чтобы поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он живет, и к самому себе, с одной стороны, а с другой – формировать потребность выражения своего отношения к этой реальности. Рисунок становится мотивом накопления сведений о мире, эффективным средством развития интеллекта, мы заметили и то, что дети 4-5 лет, проигрывая на листе бумаги различные жизненные ситуации, осваивают сложные закономерности взаимоотношений между людьми. Наиболее важными для них вопросами в изображении, как и прежде, осваиваются не «Что это?» – а «Что происходит?», «Почему?» и «Какой?».
Переживание, эмоциональный отклик на то или иное событие всегда связаны с оценкой: «Что это событие значит для меня? Хорошее оно или плохое? Веселое или грустное?» одушевленный мир, окружающий ребенка, вообще существует постольку, поскольку ребенок как-то к нему относится.
Пять лет – это последний возраст, когда ребенок безгранично и во всем доверяет своим родителям и другим близким взрослым. Потом такого же не будет. В этот период одобрение, безразличие или пренебрежение может иметь решающее значение для всего дальнейшего развития ребенка.
Дети 5-7 лет все время задают вопросы, все время стараются установить связь между своими представлениями и тем, что в эти представления не укладывается. Они изо всех сил выстраивают и перестраивают свою конструкцию целостного понимания мира. Именно в рисунках, как в одном из видов художественно-творческой деятельности, ребенок пытается решить ту же проблему. Для него очень важно, чтобы рисунок был «настоящим», чтобы все было как в действительности.
Интерес для ребенка представляет теперь не «мой мир», а «мир вокруг меня». Создаваемый ребенком «художественный образ несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение человека к миру», – писал известный педагог Б.П. Юсов.
Таким образом, очень важно, чтобы взрослые с уважением, доверием и поддержкой отнеслись к этой новой, отважной попытке ребенка по-своему понять мир, взаимоотношения между людьми и те явления, которые происходят в окружающей его действительности.
Проводя работу с детьми раннего и дошкольного возраста в нашем детском саду, мы постепенно сумели воплотить новый подход к художественно-творческому развитию, который заключается в постановке и реализации поставленных нами художественных задач. Основа этих задач – это постепенность, погружение в мир искусства, в особенности его связи с жизнью современных социокультурных условиях. Реализация этих задач происходила как через познание и восприятие искусства, так и через практическую творческую деятельность ребенка.
Рисование как продуктивная деятельность имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. Конечная цель – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
«Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребенком. Искусство и подавно живет лишь детским видением, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза», – так писал испанский философ Ортега-и-Гассет.
Нами была проведена большая работа по изучению проблемы художественно-творческого развития, а именно через изобразительную деятельность детей раннего и дошкольного возраста, в результате которой через рисунок мы смогли увидеть отношение ребенка к миру, к взаимоотношениям между людьми происходящих в современных социокультурных условиях, в которых воспитываются наши дети.
15