Исследовательский проект История семьи Обидиных в фронтовых письмах


«Треугольники с войны»





Конкурс:
«Война в истории моей семьи»







Автор работы:
Обидин Алексей Сергеевич
обучающийся 10 класса
МБОУ Богородской СОШ
Руководитель:
учитель истории
Егошина Елена Владимировна.
8(83191) 41-3-13
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




2015 год



Введение.
Писем белые стаи прилетали на Русь.
Их с волнением читали, знали их наизусть.
Эти письма, поныне не теряют, не жгут,
Как большую святыню сыновьям берегут.

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
И хотя читать чужие письма вроде бы и нехорошо, но эти письма и фронтовые открытки давно перестали быть личным делом корреспондентов, а стали состоянием истории. Благодаря им, у нас складывается представление о войне и ее буднях...
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным почти семьдесят лет назад. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
Вот и я, увидев однажды пожелтевшие странички, спросил у мамы: «Что это?» Она ответила: «Это письма с фронта твоего прадеда - Обидина Григория Семеновича». Мне захотелось больше узнать о человеке, который посылал письма с фронта своей семье, а также о том, кому были адресованы эти весточки. Читая письма, можно представить, как воевал мой прадед, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ, а также сделать письма «говорящими», чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг - защищал Родину.
Целью исследования является анализ фронтовых писем солдата –участника Великой Отечественной войны Обидина Григория Семеновича и определение их ценности как исторического источника.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить информационные возможности фронтовых писем участника Великой Отечественной войны.
2. Систематизировать темы, затронутые в письмах с фронта;
3. Оформить полученные сведения в виде исследовательской работы.
Методы исследования: Рассмотрение проблемы во всем многообразии потребовало применения таких методов исследования, как анализ и синтез, логический метод, описательный метод, метод классификации.
Предмет исследования – содержание фронтовых писем.
Гипотеза исследования письма помогает взглянуть на историю глазами современников и тем самым дополняют её.
Действительно, хотя письма являются субъективным источником информации о событиях, очевидцем которых был их автор, тем не менее, нельзя полностью познать историю, не взглянув на неё глазами современников, не испытав чувств, которые они переживали в момент создания письма.
В рамках данного исследования предполагается на материале солдатских писем проследить ощущения человека на фронте.
Полученные результаты исследования могут быть использоваться на уроках литературы, истории.
Объектом исследования являются фронтовые письма солдат - участников Великой Отечественной войны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1942 гг.


История семьи в фронтовых письмах
Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди. Многие письма написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.
Письма служили единственным свидетельством жизни Обидина Григория Семеновича на войне. Эти семейные реликвии бережно хранит наша семья.
Свою работу над письмами я начал с того, что снял копии писем, чтобы сохранить оригиналы. Каждое письмо было внимательно прочитано. Об авторе писем не очень много сведений. Мне удалось выяснить следующее. Автором писем являлся мой прадедушка. Письма были адресованы его жене Анне Дмитриевне и их детям.
Обидин Григорий Семёнович родился в 1899 году в селе Сосновка Нижегородской губернии. У его родителей была своя лавка, они были зажиточными людьми. Поэтому Григорий Семенович смог получить образование.
В 1925 году в Сосновскую школу приехала молодая учительница Анна Дмитриевна Медведева. Они познакомились, а в 1926 году поженились.
В1927 году родился первый сын Борис, а затем в 1929 году родилась дочь Кира. Жили дружно. Детей помогали растить родители Григория.
7 ноября 1929 года в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось: «О переходе к коллективному земледелию» и «Ликвидации кулачества как класса». Насильно стали «загонять» в колхозы.
Отец Григория Семёновича вынужденно продал лавку и вступил в колхоз, тем самым спас свою семью от раскулачивания и ссылки.
После образования колхоза имени «1 Мая» в селе Сосновка Григорий Семенович стал работать бухгалтером.
В 1931 году в семье Обидиных родился Владимир – мой дедушка.
Тяжелые настали времена. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирая у колхозов почти половину урожая. Оплата колхозников регулировалась системой трудодней. Её размер определялся исходя из дохода колхоза. Доходы были низкими. За трудодни крестьяне получали оплату зерном или другой продукцией. Оплата была очень маленькой. Поэтому прокормить детей было очень тяжело.
Но Анна Дмитриевна и Григорий Степанович заботились о детях. Всегда поддерживали друг друга.
Начало войны, 22 июня 1941 года, как гром среди ясного неба прогремел над селом. Женщины плакали, предвидя расставание с мужьями.
Не исключением была и Анна Дмитриевна. Вскоре ей и детям пришлось провожать мужа и отца на фронт. Тяжело было расставаться. Но люди осознавали, что решается судьба Отечества.
В самом начале войны Григорий Семенович ушел на фронт. Служил в артиллерийских войсках. Единственной его связью с домом были письма.
Переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
По решению Государственного комитета обороны было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Солдатские письма – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли.
Трудно было одной растить троих детей Анне Дмитриевне. Но выжить помогали письма от мужа. Он тревожился о том, как его жена и дети дома без отца.
Немногочисленные письма, полученные с фронта, выглядели необычно. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Анна Дмитриевна трудилась в Сосновской школе учительницей. Её очень любили дети и уважали родители. Детей с самого раннего возраста родители приучили к труду. Поэтому, когда большинство мужчин ушло на фронт, мальчишки заменили их на работах в колхозе. И никто не роптал. Все понимали, что идёт война, в которой мы, непременно, должны победить.
Каждый день Анна Дмитриевна ждала почтальона, надеясь получить весточку от мужа с фронта.
К сожалению, не все письма, присланные с фронта моим прадедушкой, сохранились. Но и в сохранившихся письмах хорошо понятно, что Григорий Семенович переживает за семью, а особенно за жену. Он прекрасно понимал, что если что случиться с Анной Дмитриевной, то детям одним будет не выжить. В каждом письме он пишет, что волнуется за жену, и за то, что происходит дома в его отсутствие. Вот некоторые строки из его письма:
«Здравствуйте, дорогие: Мама, Нюра, Боря, Кира и Вадя.
Шлю Вам привет и пожелания. Целую Всех.
Сообщаю что я жив и здоров, но надолго ли, ежедневно выбывают из строя убитые и раненые, описывать свою жизнь незачем всем известно, что война идёт, грохот и взрывы, и ко всему этому привык. Только по ночам бывает холод. Живём в окопах от передовой в 3 километрах Т.е. от пехоты. От Киры получил письмо очень ему был рад и рад потому что Вы все живы и здоровы и очевидно живёте пока ничего. Будете писать напишите, как идут дела в колхозе и сколько дали аванса, а также черкните почём хлеб. У нас здесь хлеб нипочём, потому что в деревнях не бываем, а всё время в степи. Здесь хлеб остался на корню. Кира пишет, что ничего не слыхать про Ивана Васильевича Назарова. Если это так, то очень жаль его. Кира очень мало написала про Сосновку, а там ведь очень много, верно, новостей. Ну как у тебя, Нюра, дело шло с птицефермой, сколько вышло цыплят? Пишите все новости, что делается в Сосновке. Писать есть кому Борис, Кира и Вадим, да и забыл, сколько он заработал трудодней в колхозе и в каком классе учится, кто теперь в Сосновке учителя.
Пока до свидания».
Боец, отправлявший весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал. И находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых.
В моменты затишья особо тосковалось по дому, по жене и детям. Дети! Какие они стали? Вестей из дома ждали с нетерпением. Каждая строчка письма согревала солдата своим теплом. Вселяла силы и надежду на встречу А как радостно было получить посылку из дома! Гостинца, которые пахнут домом! Которые держали в руках близкие и родные люди! От одной этой мысли становилось тепло и радостно на душе у солдата. И неважно было то, что усылали иногда последнее, чтобы порадовать солдата. Ведь он защищает Родину, а значит и свою семью!
«Добрый вечер!
Милая, дорогая Нюра. Шлю привет и крепко целую. Сегодня 7 марта принял суточный наряд дежурство по штабу на сутки и сегодня в тишине решил перечитать последние письма, хотя я и отвечал на них. В одном письме ты пишешь, что Вадим воюет с Борисом из-за телёнка, да так и хотелось бы побыть вместе с Вами и посмотреть на детей как они растут и стали наверно большие.
Очень жаль, что тебя ограбили воры, и новый верстак унесли, изгородь всю растащили, ну верно ничего не поделаешь везде война.
На днях получил от тебя посылку хлеб, лепёшки, яйца, курицу и табак получил всё в сохранности и в целости, за что много-много благодарю, что не забываешь, несмотря на то, что я тебе принёс неприятностей так много. А также мне стыдно делается за это, что ты посылаешь посылки и отрываешь всё это от себя. За твою заботу обо мне я не знаю, как отблагодарить. Конечно, всё война! И когда она кончится, и вернусь ли с неё? Если вернусь, то всё верну сторицей.
Табак хорош, немножко слабоват, но курим с восхищением. Яйца и курицу уже съел. Курица очень хорошая, но только напрасно её посылала, потому что её нужно для себя, потому что зиму прокормила. Ты пишешь, что пособие и муку с тебя сняли, но я не понимаю, почему это и кто это делает. В сельсовете хорошо знают, что Борис несовершеннолетний.
Правда я очень беспокоюсь за твоё здоровье оно у тебя очень и очень плохое. Тебе советую бросить работу в школе, и перейти на инвалидную в части здоровья. Питайся как можно лучше. Ешь масло и яйца и больно не расстраивайся.
Обо мне не беспокойся, всех целую много, много раз. Как здоровье мамы?
Твой Григорий.
Пиши, что, если неблагополучно будет дома. Я сильно беспокоюсь о тебе».

В ноябре 1942 года Анна Дмитриевна получила последнее письмо с фронта от мужа. В нем есть такие слова, которые навевают мысль о предчувствии смерти:
6 ноября 1942 года «Здравствуйте,
дорогие Мама, Нюра, Боря, Кира и Вадя.
Шлю привет и пожелания. Всех крепко целую. Поздравляю Вас с праздником 25-й годовщиной Октября. Желаю его встретить весело и радостно.
Письмо от Вас получил, которому очень был рад, и как будто побыл вместе с Вами. Мы с 12 октября стоим в деревне на отдыхе, в тылу километров 200.
Скоро поедем обратно на фронт. Что будет дальше - неизвестно.
Я очень беспокоюсь за твоё здоровье, от него зависит благополучие детей, на меня надеяться нельзя, помочь ничем не могу. Одни они могут быть беспомощны. Ну, теперь меня твоё письмо успокоило.
Да, очень плохо, что колхоз ничего не дает, и питаться будет очень трудно. Хорошо, что запасла корове корму. Может быть, протянет как - не будь зиму.
О себе писать нечего. У всех красноармейцев одни мысли, хоть бы скорей домой. Борис хочет, чтоб я вернулся домой раненый, да в левую руку, но у нас так не делается. Немец в руки не стреляет, также, как и мы, а сразу снарядом отделяет от туловища руки, ноги и голову. Мы ружейной и пулемётной стрельбы не слышим, стреляем на 4-6 километров снарядами, подвергаемся бомбёжке с аэропланов.
Выедем на фронт. Самочувствие плохое, подходит зима, а мы должны быть в поле и по оврагам, что будет дальше, неизвестно, даже не хочется думать. Вернуться к Вам надежды мало, убийственной войне не видно конца, разве какое сверхъестественное чудо может положить конец этой проклятой войне. Особенно обо мне не беспокойся. Береги детей.
Я живу также, как и все фронтовики, нисколько не хуже и не лучше. На днях получил гвардейское жалование 277 руб., которое на днях пошлю тебе, мне деньги не нужны, а тебе пригодятся.
Борис теперь верно узнал, что такое физический труд, и не рад наверно, вспоминает, что нужно было учиться. Ну что ж, всё виновата война.
Привет всем, кто меня знает.
Привет Рогову М.И., Самодурову В.А., Одинцову Алексею Фёдоровичу, Малову Алексею Григорьевичу, дяде Ване Волкову, Курносову Ст. Петровичу, Климовой Груше. Как поправляется Минеев?
Ну, до свидания. Целую всех. Григорий».
«Чужое» письмо пришло на имя дочери Киры. В нём были такие строки:
«Многоуважаемая Кира Григорьевна.
Посылаем вам горячий привет от товарищей вашего папы – Гречина, Резчикова и Капустина. Извещаем вам 28/12 42 г вашего папу убило при переезде на машине пулей с аэроплана бреющимся полета. Попало в голову сверху в мозги и вышло около горла. Ехали вместе: в машине ночью, из четверых он один оказался убит.
Похоронили мы его: Донская область слобода Фоминка на кладбище. Просим вас дать ответ получили ли вы от нас письмо. Ответьте по адресу П.П.С. часть 418 Павлу Фёдоровичу Гречину.
Затем до свидания.
Земляки вашего отца. Капустин Резчиков и Гречин. 7/1 43 года Адрес: Ппс 2155 Часть 418».
Анна Дмитриевна стала вдовой, как сотни тысяч женщин того времени, но отчаиваться было некогда. У неё были дети, которые помогли ей справиться с болью потери мужа. А от мужа остались: единственная фотография, на которой он остался вечно молодым, его фронтовые письма и память о нём.


Заключение
Данное исследование представляет собой попытку посмотреть на войну через призму писем с фронта советского солдата Обидина Григория Семёновича. Письма с фронта помогают раскрыть внутренний мир солдата, узнать, какими были люди там, на большой войне, представить частную жизнь человека. Мы видим, что в трудных условиях войны дом, семья становились для воинов моральной опорой и поддержкой. Главная забота – успокоить близких, помочь им в воспитании детей.
Я уверен, что фронтовые письма являются уникальным документом военной эпохи, являются источником информации, пользуясь которым можно проследить судьбу солдата, определить место его гибели и захоронения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения истории Великой Отечественной войны, создания музейной экспозиции, подготовки и проведения мероприятий военно-патриотической тематики.
Письма остались связующей нитью между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.












Использованные источники и литература:
Письма, написанные Обидиным Григорием Семеновичем к своей жене –
Ане Дмитриевне:
1) фронтовое письмо от 1941 года;
2) фронтовое письмо от 7 марта 1942 года;
3) фронтовое письмо от 6 ноября 1942 года;
4) письмо от друзей от 1 января 1943 года;
5) фотография семейного архива Обидиных.

Обидин Григорий Семёнович
6) Устные воспоминания Обидиной Л.Н.
7)  "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П.
8) Учебник «История России» 20- начало 21 века под редакцией Данилова А.А.










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14615




"История семьи Обидиных
в фронтовых письмах"
(1941-1943 годы)15